logo
Финансовая среда предпринимательства1

3.4. Мировая практика становления пенсионных систем и российские тенденции их становления

В целом появление на рынке пенсионного страхования негосударственных пенсионных фондов не предполагает снятия проблемы реформирования российской государственной пенсионной системы и, в целях прогноза её развития в российском варианте, рассмотрим международную практику проведения пенсионных реформ. Так в мировой практике представлено две стратегии проведения пенсионных реформ:

1) радикальный путь;

2) постепенный переход на новую пенсионную систему.

В первом случае процесс занимает около 10 лет и новые принципы внедряются весьма агрессивно.

При постепенном переходе процесс длится около 20 лет и более и это доступно лишь богатым странам.

Примером радикального перехода является опыт стран Америки – Латинской. Так в 1981 г. в Чили накопительные принципы пенсионного обеспечения стали обязательны. Чилийскую модель поддержали, несколько преобразовав её Аргентина, Перу, Колумбия.

Суть реформы заключалась в приватизации государственной пенсионной системы путем внедрения принципов обязательных пенсионных накоплений. Другими словами, накопленные пенсионные активы перешли в руки специализированных компаний. При проведении реформы использовался ряд стимулов:

  1. ставки пенсионных взносов в новую систему снижались. Этот шаг предполагал ожидание достаточно высокой нормы доходности на инвестируемые в накопительной системе пенсионные активы;

  2. работодатели освобождались от уплаты пенсионных взносов в новую систему, так как финансирование осуществлялось из заработной платы работающих.

В Чили новая пенсионная реформа внедрялась только для начинающих свою трудовую деятельность. В Колумбии, Перу и Аргентине выбор был добровольным для всех, что значительно замедлило течение реформы.

Процесс финансирования перехода существующей пенсионной системы на накопительные принципы оказывается наиболее сложным в тех странах, в которых к моменту перехода наблюдался дефицит бюджета.

В Чили к моменту пенсионной реформы налоги собирались полностью, чему способствовала диктатура Пиночета. В бюджете даже был создан резерв на финансирование дополнительных выплат в переходный период.

В некоторых странах для финансирования реформы и погашения пенсионного долга используется доход, полученный от приватизации государственного имущества.

Радикализм чилийской модели – в полном практически исключении влияния государства на систему пенсионного обеспечения, причем в короткие сроки. Если старая пенсионная система позволяла государству устанавливать размер пенсии, их индексацию, то в новой государство обеспечивает лишь минимальный уровень пенсионных гарантий, разработку нормативной базы деятельности НПФ и компаний по управлению активами пенсионных фондов.

В Европе добровольные пенсионные системы сложились еще перед началом Второй мировой войны, но не получили широкого распространения. В тенденциях последнего 50-летия появились такие явления, как замедление роста заработной платы и старение населения, которые сделали пенсионную систему обременительной и заставили большую часть европейских государств перейти на новые принципы пенсионного обеспечения постепенно.

Реформирование пенсионной системы ведется в следующих направлениях:

‑ сделать пенсионную систему обязательной с помощью законов;

‑ предоставить дотации для выходящих на пенсию раньше пенсионного возраста и штрафы для тех, кто выходит на пенсию позднее пенсионного возраста;

‑ пересмотреть ставку пенсионного взноса в зависимости от уровня получаемой зарплаты.

В Европе переход на новую пенсионную систему предполагается в течение 20 лет. Так, в Австрии, Швейцарии, Швеции, Великобритании переход уже начался, а в Нидерландах и Дании пенсионная система уже реформирована.

В США в 1974 г. был принят закон «О пенсионном обеспечении наемных работников». С 1992 г. в стране началась работа по повышению пенсии в 2 раза, при этом предприятиям дается 30 лет на введение корректив в связи с недостаточностью финансирования пенсионных фондов.

На 01 января 2010 года активы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации составляли 742,5 млрд. рублей. При этом, размер ВВП Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) -39016,1 млрд. рублей. Таким образом, активы негосударственных пенсионных фондов составляют 1,9 % ВВП, что намного ниже показателей большинства европейских стран (табл.4).

Таблица 4.

Активы пенсионных фондов в странах Евросоюза составляют в среднем 30% ВВП, а активы страховых компаний - 50% ВВП, инвестиционных фондов - 40% ВВП.14

Активы фондов ряда стран в проценте

от ВВП

Пенсионные

Инвсстиционные

Страхование

фонды

фонды

Дания

24

20

78

Германия

16

12

43

Греция

4

25

1

Испания

7

30

13

Франция

7

55

61

Ирландия

51

144

45

Люксембург

1

3867

117

Нидерланды

111

25

65

Австрия

12

40

24

Португалия

12

16

20

Великобритании

81

27

107

Таким образом, анализируя значение негосударственных пенсионных фондов для формирования финансовой среды предпринимательства, следует отметить их двоякую роль:

- с одной стороны, они являются дополнением к государственному и накопительному пенсионному страхованию граждан, то есть улучшают материальное положение пенсионеров, снимает социальную напряженность в обществе и делает пенсионеров более активными потребителями товаров и услуг;

- а с другой стороны, аккумулируя значительные долгосрочные финансовые ресурсы, являются крупным инвестором для российской экономики.

Российские страховые компании