logo
Финансовая среда предпринимательства1

4.2. Классификация и характеристика компаний российского страхового рынка

На сегодняшний день можно выделить 4 основных типа компаний, действующих на рынке страховых услуг в России:

1 Компании, бывшие государственными (Ингосстрах, Росгосстрах и др.). Эти компании прямо или косвенно контролируются государственными органами власти и находятся в привилегированном положении в части монопольного или преимущественного доступа к выгодным федеральным программам страхования (обязательного медицинского страхования, обязательного страхования военнослужащих, страхования космических программ, межправительственных кредитов и займов, экспортных и импортных операций, программе страхования государственного имущества и государственных предприятий и пр.). Компании этой группы на сегодняшний момент в большинстве своем являются лидерами страхового рынка Российской Федерации по объемам страховых сборов.

2. Кэптивные компании («Уралсиб», «Сургутнефтегаз», СОГАЗ, «Энергогарант» и др.). Эти компании созданы при участии крупных финансово-промышленных групп и нацелены на обслуживание операций материнских компаний, хотя осуществляют и чисто рыночные операции с внешними контрагентами. Практически монопольный статус уполномоченной страховой компании крупной ФПГ дает существенные преимущества кэптивным компаниям, одновременно сужая их специализацию в соответствии с отраслевой принадлежностью материнской компании.

3. Рыночные компании («РЕСО Гарантия», РОСНО и др.). Этот тип компаний явно не тяготеет к определенной отрасли или крупной ФПГ и по формальным признакам является классическим типом компании, оказывающей широкий спектр услуг многочисленным контрагентам (юридическим и физическим лицам) на рынке страховых услуг. Следует, однако, помня печальный опыт АСКО, отметить, что успешно действующих средних и крупных страховых компаний без опоры на те или иные политические или экономические структуры в Российской Федерации практически нет. Так, компания РОСНО создана при содействии Федерации независимых профсоюзов России и Правительства Москвы и ориентируется на обслуживание ее интересов и т.д.

4. Дочерние компании иностранных страховых организаций («AIG-Россия», «Ост-Вест альянс», «Цюрих-Русь» и др.). Эти компании практически монопольно обслуживают интересы зарубежных корпоративных клиентов материнских страховых организаций в России («Кока-колы», «Марса» и т.п.), что является существенным преимуществом дочерних компаний иностранцев, позволяющим им существовать безбедно. С другой стороны, действующее законодательство Российской Федерации вводит некоторые ограничения для иностранных страховых компаний, начинающих деятельность на российском рынке, что в определенной степени снижает конкурентные возможности данной группы компаний.

Как уже отмечалось, даже рыночные страховые компании в той или иной мере тяготеют к определенным политическим или экономическим структурам и ориентируются на обслуживание их интересов. По оценке зарубежных экспертов, в России практически нет ни одной крупной страховой компании, которая могла бы называться чисто рыночной, т.е. все лидеры страхового рынка в той или иной мере носят статус кэптивных организаций. Объяснением этого является то, что поддержка мощной материнской структуры (ФПГ, государства или политической структуры) – необходимое условие выживания страховой компании на крайне ограниченном российском страховом рынке. Тем не менее, набирая обороты, эти компании выходят на открытый рынок как полноценные его участники.