8.1. Аудиторско-консалтинговые компании и рейтинговые агенства и их роль в уменьшении предпринимательских рисков
С развитием рыночных отношений консультационные компании становятся столь же необходимыми, как банки, финансовые компании, страховые фирмы и т.д. Это объясняется тем, что рыночная экономика предусматривает формирование здоровой конкурентной среды, а конкурентные преимущества таких фирм заключаются в нововведениях и квалифицированных советах. На первых этапах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были ничтожны, сегодня же спектр консультационных услуг значительно расширился: это внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные, юридические, рекрутинговые услуги, обеспечение информационными технологиями, инжиринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и др. Спрос на консалтинговые услуги растет не только в России, но и во всем мире. Основными причинами этого являются конкуренция, структурные преобразования в фирмах, интернационализация и глобализация бизнеса.
Современная ситуация в России отличается от ситуации на Западе тем, что за последние 20 лет в России произошел переход от централизованной плановой экономики к рыночной, её становление и совершенствование во всем национальном многообразии и специфичности. Внутренний спрос на консультационные услуги в России пока еще отстает от спроса в развитых странах. Но, кроме внутреннего спроса, существует и внешний спрос, который почти полностью направлен на покупку услуг иностранных консалтинговых фирм, действующих на территории России. Основным источником внешнего спроса являются инвестиции и техническая помощь международных организаций, правительств и частных фондов зарубежных государств. В последнее время в связи с нестабильностью рынка, недоверием иностранных инвесторов, а также сокращением числа иностранных фирм, находящихся на российском рынке, внешний спрос значительно снизился. Таким образом, в соответствии с понятиями рыночной экономики российский консалтинг находится лишь на начальном этапе развития.
В настоящее время в большинстве развитых стран мира консультирование по экономике и управлению выступает как отдельный сектор услуг. Большая часть крупнейших консалтинговых фирм мира по происхождению являются американскими, но каждая имеет филиалы во многих странах мира. В этих филиалах от 50 до 100% персонала составляют местные специалисты, которые руководствуются в своей работе законами страны местонахождения. Эта отрасль услуг наиболее развита в Северной Америке (США и Канаде), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира.
Основными клиентами консультантов являются отрасли промышленности и торговли, финансовые учреждения и государственные организации. Услуги, пользующиеся наибольшим спросом, ‑ разработка стратегии, бизнес-планов и услуги по реструктуризации.
По мнению специалистов, в настоящее время существуют две тенденции развития рынка аудиторско-консультационных услуг: укрепление фирм, специализирующихся на оказании профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг.
Увеличение доли консультационных услуг в общем объеме профессиональных связано:
‑ с особой популярностью услуг по осуществлению слияния или, наоборот, разделения фирм. Кроме того, в настоящее время широко востребованы консультационные услуги по финансовому оздоровлению предприятий и услуги, связанные с корпоративными финансами;
‑ с возрастающим количеством транснациональных сделок, что стало фактором успеха для департаментов налогового планирования аудиторско-консультационных фирм. Если ранее специалисты по налогам решали отдельные задачи, то сейчас они все чаще вовлекаются в масштабные комплексные консультационные проекты, такие как разработка и реализация стратегии развития клиента;
‑ со сложными экономическими ситуациями, требующими нестандартных оперативных решений.
В настоящее время на рынке консультационных услуг в России преобладают следующие тенденции:
‑ рост объемов консультационной деятельности и увеличение количества работников консультационных фирм;
‑ появление новых видов, форм консультирования и рынков консультационных услуг;
‑ улучшение качества консультационных услуг;
‑ увеличение числа фирм-клиентов.
Консультационные и другие профессиональные услуги в области экономики и управления представляют собой важнейший фактор выхода России на уровень мировых стандартов ведения предпринимательской деятельности.
В Федеральном законе от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определение консультационных услуг дается только в ст. 1.6 в контексте сопутствующих аудиту работ и услуг.
Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение консалтингу: «Менеджмент- консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и /или возможностей, рекомендаций соответствующих мер и помощь в их реализации»ii.
В современном экономическом словаре можно найти такое определение консультирования: «Консалтинг (англ. to consult – “советовать, принимать в соображение”) – деятельность специализированных фирм по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций. Консалтинговые фирмы могут быть специализированными по отдельным профилям консультационной деятельности. Консалтинг может состоять в подготовке пакетов учредительных документов при создании новых организаций»iii.
В литературе в основном встречаются два основных подхода, связанных с определением консультирования. При первом подходе используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стил определяет его следующим образом: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это»iv. Это определение позволяет сделать вывод, что консультанты являются помощниками.
При втором подходе консультирование рассматривается как особая профессиональная служба. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру «консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить проблемы, проанализировать их, дать рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений»v.
Если оставить в стороне стилистические различия, то можно отметить, что данное определение чаще всего используется профессиональными ассоциациями консультантов различных стран мира, а также отдельными консультационными фирмами.
Проблема двух точек зрения, двух подходов издавна существует за рубежом. С одной стороны – дженералистыvi, которые консультируют на основе знаний о законах управления вообще, а с другой – специалисты (эксперты), которые консультируют на основе знаний в конкретных областях управления и экономики (финансов, конъюнктуры рынка, стратегического планирования и т.д.). Это противоречие послужило в дальнейшем развитию методологии консалтинга, что привело к формированию в развитых странах определенного «профиля консультанта по экономике и управлению». Специалисты, имея базовые экономические знания, осваивают общие законы управления людьми, чтобы применить их для внедрения своих профессиональных идей, а дженералисты сосредоточились на разработке методологии такого внедрения.
В последнее время у многих аудиторско-консультационных и просто консультационных фирм происходит «переплетение» видов профессиональной деятельности. Это могут быть не только финансово-бухгалтерские и юридические, но и кадровые, маркетинговые и управленческие проблемы. «Размывание» границ специализации фирм происходит главным образом из-за возросшей сложности заказов фирм-клиентов и конкуренции среди консультационных фирм. Эти обстоятельства заставляют аудиторские (консультационные) фирмы создавать отделы или иметь в штате профессионалов разных специализаций. Спектр услуг консультантов может охватывать следующие области.
1. Консультанты по административному управлению (администрированию) занимаются такими вопросами, как формирование и регистрация фирм, организация работы офиса, обработка данных, система административного контроля и т.д. Их основная задача – оптимизировать управление организацией. Они вырабатывают рекомендации по таким проблемам, как: распределение функций между отделами и подразделениями; оптимизация количества уровней управления; налаживание трудовой дисциплины; соответствие степени важности функций, выполняемых тем или иным отделом, для организации в целом, и его роль в принятии решений; ведение делопроизводства; планирование офисов и их оборудования.
2. Консультанты по финансовому управлению занимаются финансовым анализом предприятия; рекомендациями по выбору способа финансирования; составлением программы привлечения инвестиций через размещение акций и паев на рынке; разработкой схем восстановления платежеспособности и управления финансовыми потоками предприятия; налогами, бухгалтерским учетом, кредитом, страхованием: оценкой стоимости предприятий или имущества; подготовкой бизнес-планов. Основными задачами при этом являются поиск источников финансовых ресурсов, оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации, укрепление финансового положения организации на перспективу.
3. Кадровое консультирование имеет своей целью оптимизацию привлечения и использования кадров на предприятии. Консультанты по управлению кадрами вырабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Концепция кадрового консультирования выражается следующей формулой: успех предприятия – это нужные люди на нужных местах.
Проблемы, которыми занимаются консультанты в этой областиvii:
‑ неспособность руководства осознать прямую связь между корпоративной стратегией, структурой организации и проблемой человеческих ресурсов;
‑ недостаточная точность определения функций сотрудников организации:
‑ заниженная оценка важности роли, которую высшие руководители организации должны играть в управлении человеческими ресурсами;
‑ плохое понимание связи между четырьмя основными процессами в области управления человеческими ресурсами (набором, оценкой, вознаграждением, развитием);
‑ разрыв в коммуникации между руководством и сотрудниками из-за плохого понимания процессов человеческих отношений в производстве;
‑ неспособность преодолеть плохой моральный климат, вызывающий низкую производительность труда.
4. Маркетинговое консультирование имеет своей целью достижение предприятием его рыночных целей через построение адекватного взаимодействия предприятия с рынком. Задача консультантов по маркетингу состоит в обеспечении такого функционирования предприятия, чтобы на производимые им товары и услуги предъявлялся платежеспособный спрос. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции, упаковки, послепродажного обслуживания и т.д. Концепция маркетингового консультирования – достижение рыночных целей предприятием.
5. Консультанты в области организации производства занимаются такими вопросами производственного цикла, как: материально-техническое снабжение; выбор технологии производственного процесса; использование оборудования и его техническое обслуживание; переработка материалов, их внутреннее распределение: схема распределения работ; непосредственное управление производственной деятельностью; планирование и контроль за производством; стимулирование производительности труда; анализ издержек производства; оценка и контроль качества продукции; упаковка; конструирование и совершенствование продукции. По большинству этих вопросов консультант должен обладать не столько управленческим, сколько специальными инженерно-техническими знаниями.
6. Консультант по информационным технологиям помогает менеджерам при принятии решений по покупке и текущему ремонту компьютерного оборудования и программного обеспечения, обработке и передаче данных; использованию компьютерного оборудования и программного обеспечения для обработки данных об оперативной деятельности (бухучете, учете клиентов, маркетинговых данных и т.д.) и о существенных событиях вне организации; защите информационных систем и данных; системам информации по обслуживанию, которые обеспечивают информацией самих менеджеров. Консультанты могут работать в универсальных консультационных фирмах в качестве специалистов или в специализированных фирмах в области информационных технологий, включая производителей программного обеспечения и компьютерного оборудования или компьютерных дилеров.
7. Консультирование по общему управлению (менеджмент-консалтинг) направлено на оказание помощи в решении проблем, связанных с самим существованием объекта консультирования, и перспективами его развития. Консультанты занимаются такими вопросами, как оценка состояния организации в целом и характеристика внешней для нее среды; определение целей и системы ценностей организации; разработка общей стратегии развития; прогнозирование; организация филиалов, отделений и новых фирм; изменение формы собственности или состава собственников.
- Глава 1. Предмет дисциплины «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»
- 1.1. Основные понятия, функционирование и регулирование финансовой среды предпринимательства в России
- 1.2. Понятие заемных средств, их цена и эффективность использования
- 1.3. Понятие инфляции и её влияние на финансовую среду предпринимательства
- 1.4. Налоговая система и её влияние на деятельность хозяйствующих субъектов
- Глава 2. Российские банковские структуры
- 2.1. Место и роль банковской системы России в формировании финансовой среды предпринимательства
- 2.1.1. Становление и функционирование российской банковской системы в докризисный и посткризисный периоды
- 2.1.2. Современные тенденции в развитии банковского сектора России
- 2.1.3. Кредитное бюро: мировая практика и российские тенденции и перспективы
- 2.1.4. Коллекторские агентства как инструмент регулирования потребительского кредитования
- 2.1.5.Проблемы и перспективы развития российской банковской системы
- 2.2. Лизинг, как одна из форм кредитования хозяйствующих субъектов
- 2.2.1. Сущность и необходимость лизинга для экономики страны
- 2.2.2. Особенности становления лизинга в России
- 2.3. Ипотека в России: сущность, проблемы и перспективы
- 2.3.1.Особенности ипотечного кредитования малого бизнеса
- Глава 3. Российские негосударственные пенсионные фонды
- 3.1. Характеристика современного состояния российской государственной пенсионной системы
- 3.2. Негосударственные пенсионные фонды, их схемы и принципы действия
- 3.3. Система показателей, характеризующих деятельность нпф
- 3.4. Мировая практика становления пенсионных систем и российские тенденции их становления
- 4.1. Сущность и становление страхового рынка в международной и российской практике
- 4.2. Классификация и характеристика компаний российского страхового рынка
- 4.3. Особенности функционирования российского страхового рынка
- Глава 5. Роль инвестиционных компаний и фондов на российском рынке финансовых услуг
- 5.1. Сущность, классификация и структура паевых инвестиционных фондов в России
- 5.2. Фонды прямых инвестиций и их особенности функционирования на российском рынке
- 5.3. Мировая практика создания паевых инвестиционных фондов и их регулирования
- Глава 6. Государственное финансирование инвестиционных проектов
- 6.1. Сущность и тенденции инвестиционного процесса в условиях переходной экономики
- 6.2. Принципы формирования портфелей инвестиционных проектов и методы их финансирования
- 6.3. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов федерального уровня и специфика его бизнес–планирования
- 6.4. Инвестиционный фонд Российской Федерации
- Глава 7. Российский капитал в особых экономических режимах и в международном бизнесе
- 7.1. Свободные экономические зоны: международная и российская практика
- 7.1.1. Понятие и классификация свободной экономической зоны
- По системам льгот:
- 7.1.2. Российская практика создания свободных экономических зон
- 7.2. Транснациональные корпорации в мировой хозяйственной деятельности и финансово-промышленные группы России
- 7.2.1. Транснациональные корпорации и их значение для мировой экономики
- 7.2.2 Международный опыт функционирования транснациональных корпораций
- 7.2.3. Проблемы становления и развития российских финансово- промышленных групп и транснациональных корпораций
- Материалы для самостоятельной работы
- 8.1. Аудиторско-консалтинговые компании и рейтинговые агенства и их роль в уменьшении предпринимательских рисков
- 8.2. Становление и развитие мировых аудиторско-консалтинговых компаний и особенности их деятельности в России
- 8.3. Риски мирового и российского рынков аудиторско-консалтинговых услуг в условиях финансового кризиса
- 8.4. Рейтинговые агентства: мировая и российские практики и их влияние на финансовую среду предпринимательства
- Материалы для самостоятельной работы
- Глава 9. Влияние региональных и мировых финансовых кризисов на финансовую среду предпринимательства
- 9.1. Движение международного спекулятивного капитала («горячих денег») как основа зарождения мировых и региональных финансовых кризисов
- 9.2. Социально-экономические последствия для экономики России и других стран региональных и мировых финансовых кризисов
- 9.3.Сравнительный поэтапный анализ финансовых кризисов 1998 и 2008гг.
- Заключение
- 20 Иванов: особые экономические зоны позволят рф слезть с "нефтяной иглы"