logo
Финансовая среда предпринимательства1

6.1. Сущность и тенденции инвестиционного процесса в условиях переходной экономики

Постоянным и неисчерпаемым источником роста общественной производительности труда является научно-технический прогресс (НТП) и использование новейших разработок в технологии производства.

НТП вызывает непрерывные существенные изменения всех факторов производственного процесса, а также воздействует на людей, управляющих этим процессом. Изменения во внутренней структуре производственного организма принято называть инновациями, которые, как правило, требуют капитальных вложений.

В период адаптации к рыночной экономике предприятия были поставлены в сложные условия. Централизованная плановая экономика ограничивала размеры обособленных фондов накопления в рамках отдельно взятого предприятия. Финансовые ресурсы перераспределялись в пользу бюджета, ассигнования из которого и служили основным источником капитальных вложений.

В настоящее время реальные инвестиции в России осуществляются преимущественно в форме капитальных вложений, а фонд накопления образуется в порядке распределения прибыли между бюджетом и хозяйствующими субъектами. Кроме того, на капитальные вложения направляется часть фонда возмещения в форме амортизационных отчислений.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности путем поддержки федеральных целевых строительных программ, направляя на их финансирование бюджетные средства. Суммы ассигнований на указанные цели предусматриваются ежегодно в утверждаемых бюджетах и государственной инвестиционной программе в объемах централизованных капитальных вложений. Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные инвестиционные программы призваны обеспечить структурную перестройку экономики, сохранение и развитие производственного потенциала, социальной инфраструктуры и решение других проблем, которые невозможно осуществить за счет иных источников финансирования.

Происходящий в России инвестиционный кризис вызван рядом причин. Каждая из них имеет определенное самостоятельное значение, но они взаимосвязаны. В числе этих причин и те, что в той или иной мере отражают особенности инвестиционного процесса в России и негативные тенденции, сложившиеся еще в 1970 – 1980-е гг. (инвестиционную сферу кризис поразил с конца 1990 г.). Другой комплекс причин связан уже с тем, как проводилась рыночная реформа, и просчетами в государственной экономической политике 1990-х гг., приведшими к практически полной потере управляемости народным хозяйством. В этой ситуации инвестиционная привлекательность пострадала в наибольшей степени, что проявилось в быстром сокращении абсолютных объемов накоплений, существенном падении их удельного веса в национальном доходе, резком снижении бюджетных ассигнований, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

До середины 1980-х гг. в СССР действовал по существу один инвестор – государство. Им осуществлялись централизованное планирование и распределение капитальных вложений вплоть до отдельных предприятий. В ходе проведения экономической реформы в середине 1960-х гг. были предприняты попытки расширить права и инициативу предприятий в инвестиционном процессе, но масштабы фактических изменений были незначительны.

Начальный (во многом стихийный) этап формирования нового инвестиционного механизма связан с преобразованиями второй половины 1980-х гг., когда госпредприятия получили право использовать часть имеющихся у них средств на капиталовложения, появились первые негосударственные хозяйствующие субъекты (кооперативы, арендные предприятия), несколько активизировалось индивидуальное строительство. В условиях нехватки централизованных инвестиций зародился и стал усиливаться стихийный перенос центра тяжести финансирования капитальных вложений непосредственно на предприятия. Однако быстро обнаружилось, что это привело не к росту, а к уменьшению их инвестиционного потенциала, все большей «перекачке» инвестиционных средств в сферу потребления.

К середине 1990-х гг. выявились существенные сдвиги в структуре финансирования капитальных вложений по источникам и формам собственности. Определяющей чертой стало сближение формирующейся в России модели инвестиционного процесса с той, которая действует в промышленно развитых странах.

На основе анализа принятых в 90-е годы официальных документов можно выделить два этапа формирования концепции новой государственной инвестиционной политики. Первый, в течение которого были заложены основы федерального законодательства в данной области, охватывает 1991 – 1993 гг. (законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «Об инвестиционном налоговом кредите» и др.). Принятые нормативные акты были направлены на:

1) создание условий для смешанного финансирования и привлечения в экономику частных инвестиций;

2) формирование новых организационных структур, обеспечивающих государственные гарантии частным капиталовложениям;

3) предоставление налоговых льгот инвесторам в целях активизации их деятельности.

Второй этап, начавшийся с 1994 г. и продолжающийся по настоящее время, выявил степень действенности принятых нормативных актов. Положения современной инвестиционной политики государства могут быть сведены к нескольким пунктам.

1. Целенаправленно и последовательно государство децентрализует инвестиционный процесс на основе многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов.

  1. Сохраняется государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций. Она осуществляется путем переноса «центра тяжести» с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование – на возвратной и платной основе. Безвозвратное бюджетное финансирование сохраняется главным образом для социально значимых некоммерческих объектов, не располагающих собственными источниками; практически такое финансирование охватывает лишь важнейшие жизнеобеспечивающие производства и социальную сферу.

  2. Усиливается государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции.

  3. Расширяется практика совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе и с привлечением капиталов из стран СНГ и независимого бизнеса.

  4. Часть централизованных (кредитных) инвестиционных средств используется на реализацию особо быстро окупаемых и эффективных инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса.

6. Совершенствуется нормативная база привлечения иностранных инвестиций.

Таким образом, государство видит свою главную задачу в создании благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности, стимулировании частных инвестиций при ограничении своей деятельности в качестве непосредственно инвестора.

Финансирование государственных централизованных капиталовложений может осуществлялось также за счет бюджетных средств, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основах.

Для открытия финансирования государственных централизованных капиталовложений на безвозвратной основе государственные заказчики предоставляли Министерству финансов РФ выписки из утвержденного перечня строек и объектов с указанием объемов капиталовложений и государственные контракты (договоры подряда) по сооружению объектов для федеральных нужд.

Министерство финансов РФ перечислялосредства в течение одного месяца после утверждения объемов централизованных капиталовложений и перечня строек для государственных (федеральных) нужд государственным заказчикам, которые предоставляли эти средства на безвозвратной основе непосредственным заказчикам (застройщикам) в пределах сообщенных им Министерством финансов РФ объемов финансирования. Застройщики в свою очередь предоставляли банкам, осуществляющим операции по предоставлению бюджетных средств, следующие документы:

‑ титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;

‑ государственные контракты (договоры подряда) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполняемые работы;

‑ сводные сметные расчеты стоимости строительства;

‑ заключение государственной вневедомственной экспертизы по проектной документации;

‑ уточненные объемы капиталовложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.

Государственные заказчики ежемесячно представляли Минфину России отчеты об использовании средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной основе для финансирования централизованных капитальных вложений.

Средства федерального бюджета, которые предоставлялись на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, выделялись Минфину России ЦБ России. Минфин России направлл указанные заемные средства застройщикам через коммерческие банки в соответствии с заключенными с этими банками договорами. Перечень коммерческих банков, которые осуществляли операции по финансированию заемщиков (застройщиков), устанавливалсятся Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики по представлению Минфина России, а также с учетом мнения ЦБ России. Полученные коммерческими банками от Минфина России средства федерального бюджета выделялись заемщикам (застройщикам) на договорной основе.

Для заключения договоров на получение указанных средств заемщики (застройщики) предоставляли банкам следующие документы:

‑ выписки из перечня строек и объектов для государственных федеральных нужд;

‑ государственные контракты (договоры подряда);

‑ расчеты, обосновывающие сроки выхода введенных в действие производств на проектную мощность;

‑ расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по ним;

‑ заключение государственной вневедомственной экспертизы по проектной документации;

‑ документы, подтверждающие платежеспособность заемщика и возвратность средств.

Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставлялись заемщикам под залог движимого и недвижимого имущества в соответствии с залоговым законодательством России.

Полученные коммерческими банками средства федерального бюджета, предоставленные на возвратной основе, могли быть использованы строго по целевому назначению только для финансирования капиталовложений для государственных федеральных нужд.

Возврат заемщиками (застройщиками) средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, осуществлялся в сроки, определяемые заключенными договорами. Министерство финансов РФ возвращало кредит (вместе с начисленными процентами) ЦБ России. Проценты за пользование средствами федерального бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, начислялись с даты их выдачи заемщикам в соответствии с заключенными договорами. Процентная ставка устанавливалась в договоре между Минфином России и ЦБ России.

Доля возвратного инвестирования из федерального бюджета не превышала 10% общего объема инвестиций, а более чем в 50% регионах страны практически все инвестиции выделялись на возвратной основе. Приоритетами регионами инвестирования были центральные районы России и Урал. Доля восточных регионов была низка, что отрицательно сказывалось на инвестиционной ситуации в стране.