logo
Финансовая среда предпринимательства1

5.2. Фонды прямых инвестиций и их особенности функционирования на российском рынке

Характеризуя фонды с участием иностранного капитала, следует отметить, что в последние годы прослеживается появление на финансовом рынке России новых видов инвестиционных институтов, являющихся альтернативой уже существующим ПИФ, традиционно формирующим финансовую среду предпринимательства, таких как фонды прямых инвестиций (ФПИ), инвестиционные клубы и компании.

Оценивая современное развитие российского фондового рынка, следует отметить переход индустрии к качественно новому этапу развития. Так, стоимость активов российских паевых фондов по итогам первого полугодия 2010 г. превысила 12 млрд. долл.16 Новые перспективы перед рынком открываются в связи с развитием пенсионной реформы и выходом на рынок «длинных» денег населения, аккумулированных в рамках накопительной системы частными управляющими компаниями.

Однако, несмотря на все достижения российского финансового рынка, ему присущи также некоторые проблемы. Скажем, по-прежнему существует значительный барьер между финансовым рынком и реальным сектором. Финансовый рынок России не выполняет своих прямых функций – быть способом привлечения, мобилизации и перераспределения инвестиционных ресурсов. При этом российский фондовый рынок пока не стал рынком, привлекающим инвестиции большого числа частных инвесторов. По данным Министерства экономического развития и торговли участниками российского фондового рынка в России являются 0,9% населения, в Южной Корее – 8,3%, в Японии – 26,6%, Австралии – 36,5%, в США – 48,2% домохозяйств. Поэтому появление фондов прямых инвестиций и подобных им инвестиционных институтов должно улучшить инвестиционный потенциал страны.

Сегодня в России работают американские, европейские, российские и совместные – российско-западные – фонды прямых инвестиций. Есть фонды, ориентирующиеся на инвестиции в определенные отрасли экономики, как, например, фонды «Металлстальинвест» или «Открытые инвестиции», занимающийся реализацией инвестиционных проектов на рынке недвижимости. Однако большинство фондов ищет выгодные для себя проекты сразу в нескольких отраслях экономики.

Иностранные ФПИ в основном создаются на деньги институциональных инвесторов – пенсионных фондов и страховых компаний, семейных трастов, банков, национальных инвестиционных агентств, крупных производственных компаний. Часто бывает, что в одном фонде представлены все категории инвесторов. На высокорисковые инвестиции у каждого западного инвестора выделяется в среднем 5% средств, они и направляются в ФПИ или в венчурные фонды. Многие из ФПИ, работающих в России, созданы на деньги ЕБРР: это «Norum», «Russia Partners», «Berkeley Capital Partners» и др.

Стратегия фондов прямых инвестиций проста – поиск быстрорастущих компаний, которые сталкиваются с недостатком денежных средств на своё развитие.

Для ФПИ интересы рынок кредитных карточек, платного телевидения, розничной торговли, создания медицинских центров, доступных для средних классов, производство игр – развивающих, настольных, обучающих: себестоимость производства здесь низкая, никакого дорогостоящего оборудования не нужно, спрос же явно будет велик.

Представители ФПИ отмечают еще целый набор потенциально интересных для инвестиций отраслей российского бизнеса, где, с одной стороны, есть большой потенциал роста, а с другой – нет сильных игроков, способных реализовать этот потенциал.

У ФПИ имеется и свой черный список отраслей. Большинство фондов предпочитают не вкладывать деньги в компании, связанные с природными ресурсами, поскольку рост там спрогнозировать трудно: он во многом зависит от внешней конъюнктуры, да и политические риски высоки. Не работают ФПИ и с отраслями, занимающимися производством табачных изделий и алкоголя, не вкладывают деньги в игорный бизнес. В предприятия по производству вооружений в России инвестирует только фонд «Russia Partners», который был создан правительством США для конверсии заводов ВПК.

Фонды стараются не сотрудничать с приватизированными предприятиями и с теми предприятиями, где у государства есть хоть какой-то процент акций. Это объясняется тем, например, что в 1999 – 2000 гг. фонд «Capital» едва не лишился своих инвестиций в Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) при попытке сделать его снова государственным достоянием: арбитражный суд Санкт-Петербурга по иску Мингосимущества, миноритарного акционера завода, признал недействительным учредительный договор, на основании которого был приватизирован ЛФЗ. Возникла реальная угроза того, что все частные инвесторы лишатся своей собственности, но фонду удалось оспорить это решение в апелляционной инстанции. В 2002 г. фонд продал свой пакет акций менеджменту ЛФЗ с небольшой доходностью – 8% годовых.

Подписание договора с ФПИ – событие вообще говоря, нечастое: за 10 лет «Baring Vostok Capital Partners» рассмотрел в России 1032 проекта, а инвестировал только в 38. В «Delta Private Equity Partners» приводят такие цифры: инвестируют в 6 – 10 проектов из 800 рассмотренных.

ФПИ ищут перспективные проекты самостоятельно благодаря связям в предпринимательском мире. Рост активности ФПИ в сегодняшней России на фоне замедления экономического роста несколько нелогичен. Но, с другой стороны, замедление роста производства происходит в сырьевых отраслях и металлургии, а сырьевые компании не являются предметом интереса ФПИ: их интересует сфера потребления, а там сейчас ситуация более чем благоприятная.

Активный интерес к российским компаниям со стороны фондов прямых инвестиций объясняется еще и тем, что за последний год отношение западных стратегических инвесторов к России улучшилось. До недавнего времени одна из основных проблем для ФПИ заключалась в том, что очень сложно было выйти из бизнеса. Для них главная сложность состоит в том, чтобы выйти из проекта с прибылью, т.е. выгодно продать свою долю. Сейчас выйти из проекта становится все проще. Выход из проектов для ФПИ существенно облегчается и тем, что внутри страны появляется все больше потенциальных стратегических инвесторов. В России явно ощущается избыток денег на фоне малого количества объектов для инвестирования, что, естественно, «перегревает» рынок, «вздувает» оценки компаний несообразно с рисками вложений, с одной стороны, а с другой предоставляет более широкие возможности для выхода из проектов. Управляющие ФПИ убеждены, что у менеджмента компаний в результате работы с фондом появляется хороший шанс самим выкупить свою долю. Они помогают менеджменту строить компанию мирового класса, помогают растущим компаниям избежать стратегических ошибок, привлекая всемирно известных специалистов. Для компаний, поработавших с ФПИ, существенно облегчается и проблема привлечения долговых денег, потому что ФПИ делают компанию финансово абсолютно прозрачной, с мировыми стандартами отчетности и одним своим именем создают компании позитивный имидж.