logo
Финансовая среда предпринимательства1

7.2.2 Международный опыт функционирования транснациональных корпораций

Мировой опыт подтверждает жизненность и эффективность объединения банковского и промышленного капиталов в рамках ТНК, которые позволяют ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, сократить издержки за счет развития внутри ТНК систем взаимозачетов и платежей, увеличить доли ресурсов в денежной форме и мобильность перераспределения, возможность проведения крупных сделок, многовалютных операций. Возникновение ТНК явилось не только закономерным шагом в развитии системы организационно-правовых форм общественного производства, но и необходимым этапом реорганизации промышленной структуры. Несмотря на все это, существуют мнения, ставящие под сомнение целесообразность создания ТНК. Однако практика – критерий истины, и на практике ТНК несомненно доказали свое право на существование.

Итак, ТНК – это гигантские финансово-промышленные объединения, национальные или интернациональные по капиталу, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, участвующие в международном разделении труда и использующие преимущества от интернационализации хозяйственной жизни для расширения позиций на мировом рынке и максимизации прибыли. В середине 1970-х гг. в мире насчитывалось около 7 тыс. ТНК, к середине 1990-х гг. их число возросло до 40 тыс. Наибольшее число ТНК зарегистрировано в Германии – 7 100, Японии – 3 650, Швеции – 3 550, Швейцарии – 3 000, США – 3 000, Великобритании – 2 800. На указанные страны приходится более 1/2 всех ТНК мира.

Список 100 крупнейших мировых ТНК нестабилен и ежегодно в силу различных причин подвергается изменениям. В середине 1990-х гг. на Европейское сообщество приходилось 40 из 100 крупнейших ТНК мира, в том числе на Великобританию – 13, Францию – 12, Германию – 6, Швейцарию – 0, Швецию – 4. Больше всего крупнейших ТНК имели США – 27, на Японию приходилось 14 компаний.

Согласно докладу Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в начале 1990-х гг. совокупный объём инвестиций ТНК превысил 2 трлн. долл. Внешний товарооборот ТНК оценивался в 5,5 трлн долл., что составляет более половины объёма мировой торговли. Общий объём продаж ТНК на 20% превышает объём мирового экспорта. ТНК создали за рубежом свыше 200 тыс. дочерних компаний (в 1960 г. таких компаний было лишь 3,5 тыс.).

О масштабах деятельности ТНК наглядно свидетельствует сравнение объёма продаж отдельных ТНК со стоимостью ВВП целых стран. Так, в начале 1990-х гг. годовой объём продаж компании «Дженерал моторз» (США) был больше, чем ВВП таких промышленно развитых стран, как Финляндия, Дания, Норвегия, и крупных развивающихся государств – Саудовской Аравии, Индонезии и Аргентины. Объём продаж японской ТНК «Тойота моторз» превышал почти в 2 раза стоимость ВВП Египта, Нигерии, Сингапура, Перу, Чили и Марокко.

В ТНК в середине 1990-х гг. трудилось около 73 млн. человек, или около 10% общего числа занятых в обрабатывающей промышленности стран мира. Кроме того, почти 150 млн. человек имели работу в ТНК в качестве дополнительной.

Сегодня наиболее существенных результатов достигли крупнейшие азиатские компании, прежде всего Сянгана (Гонконга) (10 в рейтинге 500 крупнейших ТНК мира за 2008 год), Южной Кореи – 5 в рейтинге FT-500, Тайваня и Сингапура соответственно по 4 ТНК. В Латинской Америки в этом списке выделяется Бразилия – 11 ТНК. Однако, транснационализация компаний из развивающихся стран не смогла существенно поколебать позиции западных ТНК на мировых рынках. До 2004 г. на международных рынках приобретения зарубежных активов доминировали развитые страны. Лишь, начиная с 2004 г., начался процесс наступления компаний из развивающихся стран на рынок предприятий стран развитых. Существенную роль в этом процессе сыграли международные компании Китая, Индии, а также некоторых других стран. В 2007 г. компании из развивающихся стран впервые приобрели в развитых странах активов на большую сумму, чем компании из развитых стран в развивающихся. Количество компаний, например Китая и Сянгана, в списке FT-500 за 2008 г. одинаково с Великобританией, находящейся на втором месте в этом рейтинге.

Транснационализация компаний Южной Кореи происходит на основе использовании опыта ведущих компаний из развитых стран, прежде всего Японии. Крупнейшие компании Южной Кореи, «чеболи», во многом схожи с ведущими финансово-промышленными группами Японии. При поддержке государства южнокорейские корпорации осуществляют транснационализацию поначалу посредством широкой экспортной деятельности, постепенно переходя к производственному освоению зарубежных рынков. В целом схема транснационализации южнокорейских компаний свидетельствует о поэтапном развитии этого процесса без существенных скачков и пропусков «классической» транснационализации.

Курс транснационализации китайских компаний реализуется посредством государственной стратегии «выхода за границу» в сочетании с курсом «заимствования извне». Эта стратегия являющаяся углублением и развитием политики открытости, которую Китай проводит с начала 80-х гг., предполагает использование двух видов рынков и ресурсов – своих и зарубежных. В результате в Китае была выработана и стала реализовываться стратегия «транснационального хозяйствования». Её осуществление проходит по нескольким направлениям: внешняя торговля, зарубежные капиталовложения, создание транснациональных компаний. Осуществляя инвестирование за рубежом, китайские компании используют модели транснационализации через бренд, модель долевого участия, модель инвестирования в собственность, модель инвестирования в зарубежные исследования. Сфера транснационализации китайских предприятий в начале XXI века приобретает существенную динамику. В 2008 г. Китай увеличил свое представительство в первой десятке 500 крупнейших ТНК в мире по версии «Financial Times» до трех компаний. Рейтинг FT-500 отражает мощь, которую набирают крупнейшие компании из Китая – в 2008 г. в нем обосновались 25 корпораций, не считая корпораций из Сянгана. Еще в 2006 г. в рейтинге не было ни одной китайской компании.