logo
Финансовая среда предпринимательства1

2.2.2. Особенности становления лизинга в России

Результаты исследования лизинговой деятельности на российском рынке показывают, что лизинговый сектор в России пока слабо развит, но наблюдаются тенденции роста. Так, за 2009 г. число зарегистрированных лизинговых компаний выросло на 29% по сравнению с предыдущим годом.

Однако из 640 зарегистрированных компаний только 213 являются специализированными. Значительный рост таких компаний произошел на фоне неблагоприятных условий кредитования, снижения внутренних инвестиций, при которых лизинг явился единственной возможностью обновить производственные фонды, приобрести оборудование для производства высококачественной конкурентной продукции.

Специалисты Группы по развитию лизинга и рейтингового агентства «Эксперт-РА» выделяют несколько основных видов лизинговых компаний в зависимости от учредителей, обладающих более чем 50% их уставного капитала.

1. Лизинговые компании, созданные при российских банках. Тесное взаимодействие банка и лизинговой компании обусловливает синергетический эффект с точки зрения расширения клиентской базы: клиент может выбрать оптимальную форму финансирования, в том числе совмещение кредитования и лизинга (ООО «Альфа-Лизинг», ООО «Карельская лизинговая компания» и др.).

2. Лизинговые компании, созданные при иностранных банках, занимающие иную нишу, нежели компании, учрежденные российскими банковскими структурами. Западные учредители обычно представляют более высокие требования к потенциальным лизингополучателям, например к наличию иностранного партнера, значительной кредитной истории и прочих качеств, характерных не для всех российских заемщиков.

3. Лизинговые компании, созданные в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ). Главной целью их создания является обеспечение предприятий, входящие в состав данной ФПГ, необходимым имуществом. Как правило, деятельность данных компаний финансирует банк, являющийся членом той же ФПГ. Обычно подобные лизинговые компании несамостоятельны и не ста­вят перед собой задачи расширения клиентской базы, хотя могут работать со сторонними клиентами.

4. Лизинговые компании, создаваемые предприятиями – производителями оборудования в целях формирования дополнительного канала сбыта своей продукции, т.е. реализации так называемого вендор-лизинга.

5. Лизинговые компании, созданные государственными структурами. Данные компании, полностью или частично финансируемые из региональных и местных бюджетов, могут либо работать только с определенным кругом лизингополучателей, заключая сделки по пониженным процентным ставкам, либо действовать преимущественно на коммерческой основе, реализуя лизинговые сделки за счет собственных или самостоятельно привлеченных средств.

6. Лизинговые компании, созданные физическими лицами. Из 500 лизинговых компаний, участвовавших в исследовании Группы по развитию лизинга, 16% образованы исключительно физическими лицами, а у 29% доля физических лиц в учредителях превышает 50%. Такие компании отличает высокая диверсификация по типам оборудования, отраслям и клиентам. Средний размер их сделок не превышает 20 тыс. долл., однако их количество довольно значительно, большинство подобных компаний заключает более 100 контрактов в год.

Несомненна прямая зависимость между способностью лизинговой компании эффективно формировать необходимый для реализации сделки портфель финансовых ресурсов и выгодностью лизинговой операции для лизингодателя и лизингополучателя. По составу источников финансирования, используемых российскими лизингодателями, большинство лизинговых фирм привлекают кредиты российских банков – как сторонних (71% компаний), так и учредителей (29% компаний). Кроме того, 32% лизинговых компаний пользуются коммерческими кредитами своих поставщиков (продавцов оборудования).

Как правило, особенности структуры источников финансового обеспечения деятельности лизинговой компании определяются её «возрастом»: на первоначальном этапе превалируют собственные средства и средства учредителей, следующий шаг – использование коммерческого кредита поставщиков лизингового имущества, а затем, сформировав свою кредитную историю и утвердившись на рынке, компания получает доступ к кредитам банков.

Как и во всем мире, в России привлечение банковских кредитов является основным способом финансирования лизинговой деятельности. Однако привлечение лизингодателями кредитных ресурсов связано с некоторыми серьезными трудностями. Во-первых, основной массив кредитов предоставляется на срок до 1 года, в то время как средний срок лизинговой сделки составляет около 3 лет. Во-вторых, поскольку специфика деятельности лизинговых компаний обусловливает высокий коэффициент отношения заемного капитала к собственным средствам, потребность в больших объемах финансирования, то выполнить условия, необходимые для получения кредита, им оказывается сложнее, чем прочим категориям заемщиков. Помимо затруднений с получением кредитов, к основным факторам, препятствующим развитию лизинга, следует отнести неразработанность механизма возврата имущества в судебном порядке, неразвитость вторичных рынков оборудования, недостаточную информированность потенциальных лизингополучателей о возможностях, предоставляемых лизингом, а также некоторые пробелы в нормативном регулировании лизингового бизнеса.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга России

Показатели

2006

2007

2008 .

2009.

Объем нового бизнеса, млр. руб.

399,6

997,5

720

315

Темпы прироста, %

83,8

149,6

-27,8

-56,2

Объем полученных лизинговых платежей,

136

294

402,8

320

Темпы прироста, %

78

116,2

37

-20,6

Объем профинансированных средств, млрд. руб.

201,1

537

442

154

Темпы прироста, %

90

167

-17,7 | - 65

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд. руб.

530

1202

1390

960

Темпы прироста, %

126,8

15,6

-31

Номинальный ВВП России, млрд. руб.

(по данным Росстата)

26903,5

33111,4

41256

39016,1

Доля лизинга в ВВП, %

1,49

3,01

1,75

0,81

Тем не менее, несмотря на определенные трудности, объем российского лизингового рынка за последние несколько лет стабильно увеличивается. В качестве основных тенденций развития отечественного лизинга в ближайшем будущем следует отметить:

‑ наиболее динамичное формирование рынка лизинга ликвидного имущества. Лизинг менее ликвидных активов характеризуется более низкими темпами роста и в значительной степени зависит от государственной поддержки;

‑ снижение рисков лизинговых компаний посредством их укрупнения (объединения) и отказа от универсальности посредством специализации в нескольких отраслях;

‑ установление долгосрочных отношений с поставщиками имущества, облегчающими получение товарного кредита, гарантии обратного выкупа предмета лизинга, скидок на приобретение партии оборудования и других льгот;

‑ постепенное увеличение сроков лизинговых сделок.

В таблице 1 представлены показатели развития рынка лизинга за период с 2006 по 2009 гг.

Лизинг является гибким и многообещающим экономическим рычагом, способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малого бизнеса, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т.п.

Политика благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту выражается в совершенствовании законодательной базы по лизингу. К сожалению, не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

Однако следует подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, являются сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое предпринимательство. По расчетам специалистов разница в оценке использования собственных средств и приобретения оборудования по лизингу, в среднем составляет около 15 – 18%, но для фондоемких отраслей это – эффект значительно выше. Учитывая, что с помощью лизинга совершенствуется структура национального хозяйства, создаются новые рабочие места, его значимость неоспорима.

В 2009 году лидерство по объему новых сделок (32,2 млрд. руб.) принадлежало компании "ВЭБ-Лизинг" . Кроме того, значительный рост объема новых контрактов продемонстрировала ЛК "Сбербанк Лизинг", переместившаяся с 16-го на второе место. В 2009 году компания провела ребрендинг (ранее - "РГ Лизинг") и планирует активно развивать свою деятельность в сегментах розничного лизинга и автолизинга

Среди десяти крупнейших компаний по объему портфеля также произошли изменения по сравнению с 2008 годом. Лидерство по итогам 2009 года сохранила компания "ВТБ-Лизинг". Компании "Сбербанк Лизинг" и "ВЭБ-Лизинг" в связи с активным ростом масштабов бизнеса переместились с третьего на второе и с 14 на 3 место соответственно. Существенное повышение позиции ЛК "Ильюшин Финанс Ко" обусловлено спецификой деятельности компании - заключенные и профинансированные компанией сделки включаются в объем портфеля только по завершении строительства воздушного судна и постановки его на баланс компании (что может занять несколько лет).

В разрезе видов оборудования наибольший объем сделок в 2009 году пришелся на железнодорожную технику (таблица 2), которая отвоевала лидерские позиции, утерянные ею в 2008 году. В число лидеров вошли также авиатехника (один из наиболее капиталоемких сегментов) и автотранспорт (наиболее ликвидный вид имущества).

Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга, в %%.

Предметы лизинга

Доля в новом бизнесе

В 2009г.

Доля в новом бизнесе в 2008г.

Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента

Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.

2010 г.

Железнодорожная техника

26,02

13,49

-15,62

32,01

Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты)

15,33

13,38

-49,88

13,76

Легковые автомобили

9.05

9.11

-56,52

4,18

Грузовой автотранспорт

7,95

16.38

-78,77

5,5 1

Здания и сооружения

5.71

3.60

-30.55

4,33

Строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах

4,78

8,58

-75,60

4,82

Телекоммуникационное оборудование

3,70

2,39

-32,32

1,68

Оборудование для газодобычи и переработ к и

3,24

0,20

608,88

1,44

Суда(морские и речные)

2,69

0,04

2846,22

1,06

Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование

2,40

3,18

-67,03

4,73

Энергетическое оборудование

2,24

3,62

-72,94

8,27

При сохраняющейся высокой потребности в обновлении основных фондов, объем рынка лизинга, очевидно, будет стремиться к восстановлению достигнутого в 2007-2008 гг. уровня и последующему росту. При этом в 2010 году темпы роста рынка будут невысокими, по оценке "Эксперт РА" объем новых сделок увеличится на 10-15% и составит 350-370 млрд. руб.12

Дальнейшее успешное развитие лизинга в России возможно при наличии и реализации комплексной программы, в рамках которой:

‑ была бы продумана и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы в себя подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

‑ банкам был бы предоставлен более широкий спектр льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3 лет);

‑ была бы развита система гарантий, чтобы избежать 100% залога при лизинге (например, страхование);

‑ наряду с уже принятыми мерами (отсутствием валютного контроля при контрактах международного лизинга) был бы усилен комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли. Такие меры обеспечат лизингу увеличение объемов деятельности, наращивание оборотов и возрастание его роли в экономике России.