6.3. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов федерального уровня и специфика его бизнес–планирования
Переход от традиционной для советской системы составления технико-экономических обоснований (ТЭО) инвестиционных проектов к составлению бизнес-планов был задан с начала 1990-х гг. международными финансовыми организациями (МВФ, Мировым банком, ЕБРР). Они выделяли российским предпринимателям средства только при наличии обоснованных по намечаемым затратам и ожидаемым результатам бизнес-планов. К этому российская экономика не была готова, что вело к существенным потерям. К примеру, кредитная линия на 2 млрд. долл., выделенная американским Эксимбанком на реконструкцию нефтяной и газовой промышленности России, фактически освоена не была, поскольку из 16 предложенных проектов из-за несовершенства бизнес-планов оказались приняты только 2.
Бизнес-план представляет собой оформленное инвестиционное предложение. Наибольшее распространение получили типовые методики составления, представленные такими организациями, как ЮНИДО (Организация ООН по проблемам промышленного развития), Европейский союз, МБРР, ЕБРР. Различие методик состоит лишь в степени детализации. Наиболее жесткие требования (ряд фиксированных форм, показателей) содержит вариант ЮНИДО, однако и по другим методикам бизнес-план запускается на старте проекта и должен убедить потенциального инвестора в том, что прибыль от вкладываемых денег будет хотя бы не ниже ставки банковского депозита.
За короткий период в России возникло множество различных структур (государственных, смешанных и коммерческих), предоставляющих услуги по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов в соответствии с предъявляемыми требованиями. Первыми появились специализированные государственные организации – Государственная инвестиционная корпорация ( далее -Госинкор) и Российская финансовая корпорация (РФК), созданные согласно президентским указам в 1993г. В январе 1996 г. в ряд многочисленных организаций, содействующих инвестициям в Россию, вошел и Международный инвестиционный союз (МИС) как некоммерческая организация с несколькими учредителями, в число которых входили Российский центр содействия иностранным инвестициям Минэкономики РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Международный фонд содействия приватизации и иностранным инвестициям, ряд академических институтов, фирма «Эрнст энд Янг Внешконсультант Групп».
Госинкор РФ реализовала специальную схему предоставления целевых инвестиционных кредитов с льготной кредитной ставкой. Делалось это через уполномоченные инвестиционные банки, которые получали комиссионное вознаграждение. Перечень финансируемых объектов согласовывается с Минэкономики РФ. В отдельных случаях корпорация привлекает смешанные кредиты – российские и иностранные. В принципе аналогичный механизм привлечения инвестиций использовала и РФК.
К середине 1990-х гг. финансовое обоснование инвестиционных проектов в соответствии с необходимыми требованиями стало обязательным условием и для соискателей инвестиций из государственного бюджета (на конкурсной основе), от коммерческих банков и других структур, располагающих средствами.
За последние годы, несмотря на различия в некоторых второстепенных позициях, в российской практике определилась в целом единая структура бизнес-плана, которая состоит из следующих позиций: титульный лист; вводная часть или резюме проекта; анализ положения дел в отрасли; существо проекта; производственный план; план маркетинга; организационный план; риск проекта; приложения.
В практической разработке бизнес-планов предпринимателями допускались существенные недостатки, которые проявлялись в решении следующих вопросов: неубедительное решение задач маркетинга; несоразмерность запросов на ресурсы с размерами предприятия-соискателя инвестиций; слабая проработка проблем эффективности проекта; неумение анализировать связанные с проектом риски.
Подготовка инвестиционного проекта – продолжительный и довольно дорогостоящий процесс, включающий в себя ряд этапов и стадий: предынвестиционный этап (в соответствии с концепций); предварительную подготовку проекта; его окончательное формулирование и оценку технико-экомической и финансовой приемлемости; финальное рассмотрение проекта и принятие окончательного решения.
Как свидетельствует практика, стоимость работ по окончательной формулировке проекта и его оценке может достигать для малых проектов – 3%, для крупных – 0,2 – 1,8% общей суммы инвестиций.
Практика инвестиционного проектирования в новых условиях обозначила два подхода к разработке бизнес-планов. Первый – приглашение сотрудников специализированных фирм для разработки проекта на базе идей инициатора проекта. Второй путь – работа самих инициаторов проекта, которые используют методические рекомендации финансового характера, предоставленными будущими инвесторами.. При всех условиях для успеха инвестиционного проекта необходимо наличие квалифицированной, обладающей организаторскими способностями и умело контактирующей с местными властями группы инициаторов.
Таким образом, оформление инвестиционного проекта в соответствии с общепринятыми правилами и стандартами позволяет соискателям инвестиций:
детально рассчитать его важнейшие параметры, оценить их приоритетность и реалистичность в имеющихся условиях;
2) получить дополнительное содействие (техническое, финансовое) со стороны правительственных и общественных организаций, если проект имеет высокую народно-хозяйственную значимость.
Одним из важных разделов бизнес-планов является тот, в котором по определенным методикам рассчитываются риски проекта, ведущие к его полному или частичному срыву. Расчет рисков служит не только необходимым аналитическим средством для обнаружения слабых мест проекта, но и важной основой разработки мероприятий по снижению возможной опасности и страхованию. Выбор подходов к оценке риска связан с характером проекта. Для «смелых» проектов, т.е. таких, что связаны со стремительным прорывом на рынок и резким изменением сложившейся структуры производимой продукции, необходима разработка всех возможных альтернатив решения поставленной задачи.
- Глава 1. Предмет дисциплины «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»
- 1.1. Основные понятия, функционирование и регулирование финансовой среды предпринимательства в России
- 1.2. Понятие заемных средств, их цена и эффективность использования
- 1.3. Понятие инфляции и её влияние на финансовую среду предпринимательства
- 1.4. Налоговая система и её влияние на деятельность хозяйствующих субъектов
- Глава 2. Российские банковские структуры
- 2.1. Место и роль банковской системы России в формировании финансовой среды предпринимательства
- 2.1.1. Становление и функционирование российской банковской системы в докризисный и посткризисный периоды
- 2.1.2. Современные тенденции в развитии банковского сектора России
- 2.1.3. Кредитное бюро: мировая практика и российские тенденции и перспективы
- 2.1.4. Коллекторские агентства как инструмент регулирования потребительского кредитования
- 2.1.5.Проблемы и перспективы развития российской банковской системы
- 2.2. Лизинг, как одна из форм кредитования хозяйствующих субъектов
- 2.2.1. Сущность и необходимость лизинга для экономики страны
- 2.2.2. Особенности становления лизинга в России
- 2.3. Ипотека в России: сущность, проблемы и перспективы
- 2.3.1.Особенности ипотечного кредитования малого бизнеса
- Глава 3. Российские негосударственные пенсионные фонды
- 3.1. Характеристика современного состояния российской государственной пенсионной системы
- 3.2. Негосударственные пенсионные фонды, их схемы и принципы действия
- 3.3. Система показателей, характеризующих деятельность нпф
- 3.4. Мировая практика становления пенсионных систем и российские тенденции их становления
- 4.1. Сущность и становление страхового рынка в международной и российской практике
- 4.2. Классификация и характеристика компаний российского страхового рынка
- 4.3. Особенности функционирования российского страхового рынка
- Глава 5. Роль инвестиционных компаний и фондов на российском рынке финансовых услуг
- 5.1. Сущность, классификация и структура паевых инвестиционных фондов в России
- 5.2. Фонды прямых инвестиций и их особенности функционирования на российском рынке
- 5.3. Мировая практика создания паевых инвестиционных фондов и их регулирования
- Глава 6. Государственное финансирование инвестиционных проектов
- 6.1. Сущность и тенденции инвестиционного процесса в условиях переходной экономики
- 6.2. Принципы формирования портфелей инвестиционных проектов и методы их финансирования
- 6.3. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов федерального уровня и специфика его бизнес–планирования
- 6.4. Инвестиционный фонд Российской Федерации
- Глава 7. Российский капитал в особых экономических режимах и в международном бизнесе
- 7.1. Свободные экономические зоны: международная и российская практика
- 7.1.1. Понятие и классификация свободной экономической зоны
- По системам льгот:
- 7.1.2. Российская практика создания свободных экономических зон
- 7.2. Транснациональные корпорации в мировой хозяйственной деятельности и финансово-промышленные группы России
- 7.2.1. Транснациональные корпорации и их значение для мировой экономики
- 7.2.2 Международный опыт функционирования транснациональных корпораций
- 7.2.3. Проблемы становления и развития российских финансово- промышленных групп и транснациональных корпораций
- Материалы для самостоятельной работы
- 8.1. Аудиторско-консалтинговые компании и рейтинговые агенства и их роль в уменьшении предпринимательских рисков
- 8.2. Становление и развитие мировых аудиторско-консалтинговых компаний и особенности их деятельности в России
- 8.3. Риски мирового и российского рынков аудиторско-консалтинговых услуг в условиях финансового кризиса
- 8.4. Рейтинговые агентства: мировая и российские практики и их влияние на финансовую среду предпринимательства
- Материалы для самостоятельной работы
- Глава 9. Влияние региональных и мировых финансовых кризисов на финансовую среду предпринимательства
- 9.1. Движение международного спекулятивного капитала («горячих денег») как основа зарождения мировых и региональных финансовых кризисов
- 9.2. Социально-экономические последствия для экономики России и других стран региональных и мировых финансовых кризисов
- 9.3.Сравнительный поэтапный анализ финансовых кризисов 1998 и 2008гг.
- Заключение
- 20 Иванов: особые экономические зоны позволят рф слезть с "нефтяной иглы"