logo
Финансовая среда предпринимательства1

1.1. Основные понятия, функционирование и регулирование финансовой среды предпринимательства в России

В каждой национальной экономике формируется индивидуальная предпринимательская среда, зависящая от целого ряда факторов: исторического и политического развития общества; правил, обычаев и традиций, присущих данной стране; наличие эффективного законодательства, регулирующего предпринимательство; степени демократизации общества, уровню открытости экономики для мирового бизнеса и т.п. Формирование предпринимательской среды – процесс управляемый. В основе методов управления лежат меры, связанные не с воздействием на субъектов предпринимательской деятельности, а с конструированием благоприятных условий для появления и быстрого становления таких субъектов.

Формирование предпринимательской среды включает в себя следующие элементы:

‑ принятие национальной программы стимулирования предпринимательства, создание предпринимательской инфраструктуры (всех институтов предпринимательской деятельности);

‑ изменение общественного, экономического и. социально-экономического мышления;

‑ изменение общественной психологии.

Развитие предпринимательства ведет к росту национального богатства и благосостояния нации.

Предпринимательская среда – общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского корпуса и использования необходимых ресурсов.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, который вынужден взаимодействовать с потребителем, государством, наемным работником и партнером.

Объектами предпринимательства являются товар, продукт, услуга.

Предпринимательскую структуру можно представить следующим образом.

1. Коммерческие и некоммерческие предприниматели.

  1. Индивидуальные (физическое лицо, которое лично ведет дело от своего имени за свой счет и риск, самостоятельно принимает хозяйственные решения) и коллективные.

  2. По численности работников: малые (меньше 100 человек), средние (меньше 500 человек), крупные (больше 500 человек).

  3. По виду собственности: частные, государственные, муниципальные и совместные.

5. По виду деятельности: промышленные, торговые, страховые, транспортные.

  1. По принадлежности капитала и контроля: национальные, иностранные, смешанные.

  2. По типу объединения для совместной деятельности:

‑ картель – объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной и коммерческой деятельности;

‑ синдикат – предполагает сбыт продукции участников через единый сбытовой орган, создаваемый в виде АОЗТ, ООО в составе синдикатов, сохраняющих свою самостоятельность;

‑ пул – объединение картельного типа. Прибыль от реализации поступает в доход, а затем распределяется между участниками в заранее установленной форме;

‑ трест – различные объединения сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность;

‑ промышленный холдинг – объединение компаний и создание общего руководящего центра. Компании, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью, но решение основных вопросов, относящихся к их деятельности, принадлежит холдинг-центру.

Предпринимательство регулируется государством методами, которые условно подразделяются на административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Это регулирование учетной ставки, установление и изменение размеров минимальных резервов, операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг. Средствами бюджетной политики осуществляется прямое государственное экономическое регулирование. Через государственный бюджет перераспределяется в интересах государства значительная часть национального дохода.

Эффективной мерой государственного регулирования экономики является увеличение дефицита государственного бюджета в период спада и уменьшение в период инфляции. Особое место в ряду средств государственного регулирования занимают ускоренное амортизационное списание основного капитала, и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Государственное регулирование экономики предусматривает также применение дотаций и фиксированных цен. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.

Методы прямого государственного воздействия:

‑ определение стратегических целей развития экономики и их выражение в планах и программах;

‑ государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

‑ государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

‑ нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

‑ правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;

‑ лицензирование операций по экспорту и импорту. Эти методы базируются на силе государственной власти.

Методы косвенного государственного регулирования:

‑ налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;

‑ регулирование цен, их уровня и соотношений;

‑ платежи за ресурсы, ставки процентов за кредит и кредитные льготы;

‑ таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

- стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;

- развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;

- развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения места для более эффективных предприятий (по горизонтали);

- развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях - для более эффективного разделения труда «по вертикали»;

- развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических -коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических -политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических).

Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки. Соответственно, привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях послаблений, а на условиях кооперации, партнерства и добросовестной конкуренции.

В целом, государственное прогнозирование (предпосылка государственного регулирования экономики) представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны.

Таким образом, как раз посредством методов прямого и косвенного регулирования предпринимательства в стране и формируется финансовая среда предпринимательства, которую можно определить как комплекс взаимных многосторонних деловых связей предприятия с субъектами и объектами финансовых отношений. Система финансовых взаимоотношений хозяйствующего субъекта включает в себя отношения в сфере образования, формирования, распоряжения и использования финансовых ресурсов. Эти отношения могут быть в рамках, как хозяйственной горизонтали, так и вертикали. В настоящее время отношения с вышестоящими организациями развиты на предприятиях с федеральной и муниципальной собственностью и государственных предприятиях. Подобные отношения возродились на новой основе и внутри финансовых холдингов. Это отношения дочерних и зависимых предприятий с головной компанией – держателем их контрольного пакета акций (паев). В рыночных условиях отношения финансовой горизонтали имеют превалирующее значение. Каждый хозяйствующий субъект является, с одной стороны, поставщиком продукции (работ, услуг), а с другой – их покупателем.

Государственное регулирование финансовой среды предпринимательства заключается в выработке и реализации по отношению предпринимательства мер законодательного, исполнительного и судебного характера. Меры исполнительного характера включают в себя выработку нормативных актов, действий по надзору, текущее регулирование и прочие действия и осуществляются уполномоченными государственными институтами в целях обеспечения эффективного, стабильного развития экономики, адаптации финансовой среды предпринимательства к рыночным реалиям. Подобное регулирование в первую очередь осуществляется бюджетной и бюджетно-кредитной политикой. В составе бюджетной политики особое место занимает налогообложение. Оно выполняет как чисто фискальную, так и регулирующую функции. Элементами денежно-кредитной политики государства, которые воздействуют на деловую активность, являются регулирование учетной ставки, валютных операций и курсов, деятельность федеральных институтов на фондовом рынке посредством эмиссий государственных ценных бумаг, лицензирования и регистрации профессиональных участников рынка и др. Регулирование также осуществляется путем вмешательства государства в процесс ценообразования. Существуют товары, цены на которые в той или иной мере регулируются государственными органами. Государство также регулирует расчетные операции. Так, УК РФ предусматривает административную и уголовную ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Иные аспекты финансовой деятельности предприятий, например валютные отношения, регулируются специальным законодательством, а некоторые другие, например налоговые отношения, ‑ НК РФ.

Важными элементами, воздействующими на финансовую среду предпринимательства, в любой стране следует считать цену заемных средств, регулируемой посредством государственной денежно - кредитной политики, уровень инфляции, действующий на данный момент в экономике страны, а также систему и уровень налогообложения, влияющие на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.