1.1. Основные понятия, функционирование и регулирование финансовой среды предпринимательства в России
В каждой национальной экономике формируется индивидуальная предпринимательская среда, зависящая от целого ряда факторов: исторического и политического развития общества; правил, обычаев и традиций, присущих данной стране; наличие эффективного законодательства, регулирующего предпринимательство; степени демократизации общества, уровню открытости экономики для мирового бизнеса и т.п. Формирование предпринимательской среды – процесс управляемый. В основе методов управления лежат меры, связанные не с воздействием на субъектов предпринимательской деятельности, а с конструированием благоприятных условий для появления и быстрого становления таких субъектов.
Формирование предпринимательской среды включает в себя следующие элементы:
‑ принятие национальной программы стимулирования предпринимательства, создание предпринимательской инфраструктуры (всех институтов предпринимательской деятельности);
‑ изменение общественного, экономического и. социально-экономического мышления;
‑ изменение общественной психологии.
Развитие предпринимательства ведет к росту национального богатства и благосостояния нации.
Предпринимательская среда – общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского корпуса и использования необходимых ресурсов.
Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, который вынужден взаимодействовать с потребителем, государством, наемным работником и партнером.
Объектами предпринимательства являются товар, продукт, услуга.
Предпринимательскую структуру можно представить следующим образом.
1. Коммерческие и некоммерческие предприниматели.
Индивидуальные (физическое лицо, которое лично ведет дело от своего имени за свой счет и риск, самостоятельно принимает хозяйственные решения) и коллективные.
По численности работников: малые (меньше 100 человек), средние (меньше 500 человек), крупные (больше 500 человек).
По виду собственности: частные, государственные, муниципальные и совместные.
5. По виду деятельности: промышленные, торговые, страховые, транспортные.
По принадлежности капитала и контроля: национальные, иностранные, смешанные.
По типу объединения для совместной деятельности:
‑ картель – объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной и коммерческой деятельности;
‑ синдикат – предполагает сбыт продукции участников через единый сбытовой орган, создаваемый в виде АОЗТ, ООО в составе синдикатов, сохраняющих свою самостоятельность;
‑ пул – объединение картельного типа. Прибыль от реализации поступает в доход, а затем распределяется между участниками в заранее установленной форме;
‑ трест – различные объединения сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность;
‑ промышленный холдинг – объединение компаний и создание общего руководящего центра. Компании, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью, но решение основных вопросов, относящихся к их деятельности, принадлежит холдинг-центру.
Предпринимательство регулируется государством методами, которые условно подразделяются на административные и экономические.
Административные методы базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические методы подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Это регулирование учетной ставки, установление и изменение размеров минимальных резервов, операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг. Средствами бюджетной политики осуществляется прямое государственное экономическое регулирование. Через государственный бюджет перераспределяется в интересах государства значительная часть национального дохода.
Эффективной мерой государственного регулирования экономики является увеличение дефицита государственного бюджета в период спада и уменьшение в период инфляции. Особое место в ряду средств государственного регулирования занимают ускоренное амортизационное списание основного капитала, и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Государственное регулирование экономики предусматривает также применение дотаций и фиксированных цен. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.
Методы прямого государственного воздействия:
‑ определение стратегических целей развития экономики и их выражение в планах и программах;
‑ государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
‑ государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
‑ нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
‑ правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;
‑ лицензирование операций по экспорту и импорту. Эти методы базируются на силе государственной власти.
Методы косвенного государственного регулирования:
‑ налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;
‑ регулирование цен, их уровня и соотношений;
‑ платежи за ресурсы, ставки процентов за кредит и кредитные льготы;
‑ таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:
- стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;
- развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;
- развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения места для более эффективных предприятий (по горизонтали);
- развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях - для более эффективного разделения труда «по вертикали»;
- развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических -коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических -политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических).
Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки. Соответственно, привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях послаблений, а на условиях кооперации, партнерства и добросовестной конкуренции.
В целом, государственное прогнозирование (предпосылка государственного регулирования экономики) представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны.
Таким образом, как раз посредством методов прямого и косвенного регулирования предпринимательства в стране и формируется финансовая среда предпринимательства, которую можно определить как – комплекс взаимных многосторонних деловых связей предприятия с субъектами и объектами финансовых отношений. Система финансовых взаимоотношений хозяйствующего субъекта включает в себя отношения в сфере образования, формирования, распоряжения и использования финансовых ресурсов. Эти отношения могут быть в рамках, как хозяйственной горизонтали, так и вертикали. В настоящее время отношения с вышестоящими организациями развиты на предприятиях с федеральной и муниципальной собственностью и государственных предприятиях. Подобные отношения возродились на новой основе и внутри финансовых холдингов. Это отношения дочерних и зависимых предприятий с головной компанией – держателем их контрольного пакета акций (паев). В рыночных условиях отношения финансовой горизонтали имеют превалирующее значение. Каждый хозяйствующий субъект является, с одной стороны, поставщиком продукции (работ, услуг), а с другой – их покупателем.
Государственное регулирование финансовой среды предпринимательства заключается в выработке и реализации по отношению предпринимательства мер законодательного, исполнительного и судебного характера. Меры исполнительного характера включают в себя выработку нормативных актов, действий по надзору, текущее регулирование и прочие действия и осуществляются уполномоченными государственными институтами в целях обеспечения эффективного, стабильного развития экономики, адаптации финансовой среды предпринимательства к рыночным реалиям. Подобное регулирование в первую очередь осуществляется бюджетной и бюджетно-кредитной политикой. В составе бюджетной политики особое место занимает налогообложение. Оно выполняет как чисто фискальную, так и регулирующую функции. Элементами денежно-кредитной политики государства, которые воздействуют на деловую активность, являются регулирование учетной ставки, валютных операций и курсов, деятельность федеральных институтов на фондовом рынке посредством эмиссий государственных ценных бумаг, лицензирования и регистрации профессиональных участников рынка и др. Регулирование также осуществляется путем вмешательства государства в процесс ценообразования. Существуют товары, цены на которые в той или иной мере регулируются государственными органами. Государство также регулирует расчетные операции. Так, УК РФ предусматривает административную и уголовную ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Иные аспекты финансовой деятельности предприятий, например валютные отношения, регулируются специальным законодательством, а некоторые другие, например налоговые отношения, ‑ НК РФ.
Важными элементами, воздействующими на финансовую среду предпринимательства, в любой стране следует считать цену заемных средств, регулируемой посредством государственной денежно - кредитной политики, уровень инфляции, действующий на данный момент в экономике страны, а также систему и уровень налогообложения, влияющие на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
- Глава 1. Предмет дисциплины «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»
- 1.1. Основные понятия, функционирование и регулирование финансовой среды предпринимательства в России
- 1.2. Понятие заемных средств, их цена и эффективность использования
- 1.3. Понятие инфляции и её влияние на финансовую среду предпринимательства
- 1.4. Налоговая система и её влияние на деятельность хозяйствующих субъектов
- Глава 2. Российские банковские структуры
- 2.1. Место и роль банковской системы России в формировании финансовой среды предпринимательства
- 2.1.1. Становление и функционирование российской банковской системы в докризисный и посткризисный периоды
- 2.1.2. Современные тенденции в развитии банковского сектора России
- 2.1.3. Кредитное бюро: мировая практика и российские тенденции и перспективы
- 2.1.4. Коллекторские агентства как инструмент регулирования потребительского кредитования
- 2.1.5.Проблемы и перспективы развития российской банковской системы
- 2.2. Лизинг, как одна из форм кредитования хозяйствующих субъектов
- 2.2.1. Сущность и необходимость лизинга для экономики страны
- 2.2.2. Особенности становления лизинга в России
- 2.3. Ипотека в России: сущность, проблемы и перспективы
- 2.3.1.Особенности ипотечного кредитования малого бизнеса
- Глава 3. Российские негосударственные пенсионные фонды
- 3.1. Характеристика современного состояния российской государственной пенсионной системы
- 3.2. Негосударственные пенсионные фонды, их схемы и принципы действия
- 3.3. Система показателей, характеризующих деятельность нпф
- 3.4. Мировая практика становления пенсионных систем и российские тенденции их становления
- 4.1. Сущность и становление страхового рынка в международной и российской практике
- 4.2. Классификация и характеристика компаний российского страхового рынка
- 4.3. Особенности функционирования российского страхового рынка
- Глава 5. Роль инвестиционных компаний и фондов на российском рынке финансовых услуг
- 5.1. Сущность, классификация и структура паевых инвестиционных фондов в России
- 5.2. Фонды прямых инвестиций и их особенности функционирования на российском рынке
- 5.3. Мировая практика создания паевых инвестиционных фондов и их регулирования
- Глава 6. Государственное финансирование инвестиционных проектов
- 6.1. Сущность и тенденции инвестиционного процесса в условиях переходной экономики
- 6.2. Принципы формирования портфелей инвестиционных проектов и методы их финансирования
- 6.3. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов федерального уровня и специфика его бизнес–планирования
- 6.4. Инвестиционный фонд Российской Федерации
- Глава 7. Российский капитал в особых экономических режимах и в международном бизнесе
- 7.1. Свободные экономические зоны: международная и российская практика
- 7.1.1. Понятие и классификация свободной экономической зоны
- По системам льгот:
- 7.1.2. Российская практика создания свободных экономических зон
- 7.2. Транснациональные корпорации в мировой хозяйственной деятельности и финансово-промышленные группы России
- 7.2.1. Транснациональные корпорации и их значение для мировой экономики
- 7.2.2 Международный опыт функционирования транснациональных корпораций
- 7.2.3. Проблемы становления и развития российских финансово- промышленных групп и транснациональных корпораций
- Материалы для самостоятельной работы
- 8.1. Аудиторско-консалтинговые компании и рейтинговые агенства и их роль в уменьшении предпринимательских рисков
- 8.2. Становление и развитие мировых аудиторско-консалтинговых компаний и особенности их деятельности в России
- 8.3. Риски мирового и российского рынков аудиторско-консалтинговых услуг в условиях финансового кризиса
- 8.4. Рейтинговые агентства: мировая и российские практики и их влияние на финансовую среду предпринимательства
- Материалы для самостоятельной работы
- Глава 9. Влияние региональных и мировых финансовых кризисов на финансовую среду предпринимательства
- 9.1. Движение международного спекулятивного капитала («горячих денег») как основа зарождения мировых и региональных финансовых кризисов
- 9.2. Социально-экономические последствия для экономики России и других стран региональных и мировых финансовых кризисов
- 9.3.Сравнительный поэтапный анализ финансовых кризисов 1998 и 2008гг.
- Заключение
- 20 Иванов: особые экономические зоны позволят рф слезть с "нефтяной иглы"