logo search
Финансовая среда предпринимательства1

2.1. Место и роль банковской системы России в формировании финансовой среды предпринимательства

Развитие банковской системы России последних лет привело к формированию децентрализованной двухуровневой системы банков во главе с ЦБ РФ. Реформирование банковской системы определило насущную потребность в оценке функционирования каждого ее элемента (банка) на микро- и макроэкономическом уровнях. В условиях коренного преобразования системы хозяйствования меняется содержание банковской политики и ее приоритеты, а также роль в формировании финансовой среды предпринимательства.

Формируя свою политику сегодня, отечественные банки должны опираться на знания и опыт, существующие в мире. Однако следует учитывать то обстоятельство, что в современных условиях достижения западной экономической теории не в состоянии полностью удовлетворить потребности российского коммерческого банка как субъекта переходной экономики. Они применимы лишь в той части, которая отвечает специфике развития нашего государства на нынешнем этапе функционирования экономики.

Важнейшей составляющей всей банковской политики является политика формирования ресурсной базы. Формирование ресурсной базы в процессе осуществления банком пассивных операций исторически играло первичную и определяющую роль по отношению к его активным операциям в том смысле, что банки сначала формировали уставный, резервный и другие фонды, привлекали заемные средства, а затем на этой базе осуществляли операции по размещению этих средств в активы. Основная часть банковских ресурсов, как известно, образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования кредитной организации.

До последнего времени в банковской практике вопросам формирования и управления пассивами не уделялось должного внимания. В дореформенный период перед учреждениями банков не ставилась задача обеспечения выдачи кратко- и долгосрочных ссуд в зависимости от размеров и специфики мобилизованных ими ресурсов. Такое положение было вызвано чрезмерной централизацией управления процессами формирования и использования ссудного фонда страны. Жесткое закрепление за специализированными банками соответствующей клиентуры, отсутствие между банками какой-либо конкуренции, отсутствие контроля за устойчивостью финансового положения и ликвидностью бухгалтерских балансов банков предопределило отсутствие заинтересованности работников банков в расширении и совершенствовании депозитных операций, улучшения качества обслуживания клиентов.

Несмотря на бурный рост коммерческих банков на первых этапах перехода к рыночным отношениям, проблема управления депозитными операциями перед ними фактически не стояла. Спрос на банковские услуги значительно превышал предложение, высокая инфляция, накачка экономики дешевыми ресурсами, перманентно растущий доллар – все эти условия обеспечивали высокую норму прибыли банковских операций, меняя саму природу их риска. А наличие прекрасно справлявшегося с функцией рефинансирования «длинных» операций рынка межбанковского кредитования позволял банкам особо не волноваться за структуру своих привлеченных средств. Однако снижение темпов инфляции весной – летом 1995 г. лишили банки условий для пользования преимуществами высокой инфляции, а разразившийся кризис рынка межбанковского кредитования стал своего рода последним звонком, сигнализирующим, что эпоха инфляционного роста и формирования рынка банковских услуг ушла в прошлое. Снижение нормы прибыли и исчезновение таких традиционных источников дохода, как межбанковские кредиты и операции на срочном валютном рынке сделало формирования депозитной политики коммерческих банков в плане оптимизации структуры привлеченных ими средств и снижения процентных расходов по ним вопросом номер один. Банковский кризис 1998 г. и последующее развитие банковской системы России подтвердили необходимость повышения роли депозитной политики коммерческого банка, а, следовательно, ее совершенствования.