logo search
все шпоры2

60. Оценка бизнеса. Сравнительный (рыночный) подход в оценке бизнеса

Оценка - определение стоимости объекта собственности в конкретных условиях рынка и определенный момент времени. Оценка бизнеса - оценка стоимости СК предприятия или его части. Сравнительный подход полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: экономические характеристики, время продажи, местоположение. условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается, если сделок было мало, если момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени: если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.

Сравнительный подход предопределяет использование следующих методов: метод рынка капитала, метод сделок, метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Данный метод используется для оценки миноритарных пакетов акций. Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний. Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формуле, выведенным на основе отраслевой статистики. Стоимость оцениваемой компании (VI) определяется как произведение отношения рыночной цены компании-аналога (V2) и ее базового показателя (R2) на базовый показатель (R1) оцениваемой компании: V1=V2/R2хR1. В качестве базовых показателей могут использоваться:-прибыль до выплаты процентов и налогов, чистая прибыль, балансовая стоимость компании и т.д.-метод рынка капитала. -мулътипликаторы (коэффициенты), рассчитанные на основе рыночной стоимости акций компании-аналога при продаже контрольного (или крупного) пакета акций — метод сделок.

При выборе компании-аналогов необходимо руководствоваться следующими требованиями:-компания должна относиться к той же самой отрасли, что и оцениваемая, или к отрасли, которая реагирует на те же экономические явления:- качественные и количественные характеристики компании должны быть близки;- объем информации по компаниям-аналогам для сравнения их с оцениваемой компанией должен быть достаточен.