logo
все шпоры2

84. Методы прогнозирования банкротства

Предсказание банкротства как самостоятельная проблема возникла в передовых капиталистических странах (и в первую очередь, в США) сразу после окончания второй мировой войны. Этому способствовал рост числа банкротств в связи с резким сокращением военных заказов, неравномерность развития фирм, процветание одних и разорение других. Естественно, возникла проблема возможности априорного определения условий, ведущих фирму к банкротству.

Вначале этот вопрос решался на эмпирическом, чисто качественном уровне и, естественно, приводил к существенным ошибкам. Первые серьезные попытки разработать эффективную методику прогнозирования банкротства относятся к 60-м гг. и связаны с развитием компьютерной техники.

Известны два основных подхода к предсказанию банкротства. Первый базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами: приобретающим все большую известность Z-коэффициентом Альтмана (США), коэффициентом Таффлера, (Великобритания), и другими, а также умение "читать баланс". Второй исходит из данных по обанкротившимся компаниям и сравнивает их с соответствующими данными исследуемой компании.

Первый подход, бесспорно эффективный при прогнозировании банкротства, имеет три существенных недостатка. Во-первых, компании, испытывающие трудности, всячески задерживают публикацию своих отчетов, и, таким образом, конкретные данные могут годами оставаться недоступными. Во-вторых, даже если данные и сообщаются, они могут оказаться "творчески обработанными". Для компаний в подобных обстоятельствах характерно стремление обелить свою деятельность, иногда доводящее до фальсификации. Требуется особое умение, присущее даже не всем опытным исследователям, чтобы выделить массивы подправленных данных и оценить степень завуалированности. Третья трудность заключается в том, что некоторые соотношения, выведенные по данным деятельности компании, могут свидетельствовать о неплатежеспособности в то время, как другие - давать основания для заключения о стабильности или даже некотором улучшении. В таких условиях трудно судить о реальном состоянии дел.

Второй подход основан на сравнении признаков уже обанкротившихся компаний с таковыми же признаками "подозрительной" компании. За последние 50 лет опубликовано множество списков обанкротившихся компаний. Некоторые из них содержат их описание по десяткам показателей. К сожалению, большинство списков не упорядочивают эти данные по степени важности и ни в одном не проявлена забота о последовательности. Попыткой компенсировать эти недостатки является метод балльной оценки (А-счет Аргенти).

В отличие от описанных "количественных" подходов к предсказанию банкротства в качестве самостоятельного можно выделить "качественный" подход, основанный на изучении отдельных характеристик, присущих бизнесу, развивающемуся по направлению к банкротству. Если для исследуемого предприятия характерно наличие таких характеристик, можно дать экспертное заключение о неблагоприятных тенденциях развития.

Прежде чем переходить непосредственно к описанию методик, реализующих эти подходы, необходимо четко уяснить, что именно мы собираемся предсказывать. Общепринятым является мнение, что банкротство и кризис на предприятии - понятия синонимичные; банкротство, собственно, и рассматривается как крайнее проявление кризиса. В действительности же дело обстоит иначе - предприятие подвержено различным видам кризисов (экономическим, финансовым, управленческим) и банкротство - лишь один из них.

Во всем мире под банкротством принято понимать финансовый кризис, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства. Помимо этого, фирма может испытывать экономический кризис (ситуация, когда материальные ресурсы компании используются неэффективно) и кризис управления (неэффективное использование человеческих ресурсов, что часто означает также низкую компетентность руководства и, следовательно, неадекватность управленческих решений требованиям окружающей среды). Соответственно, различные методики предсказания банкротства, как принято называть их в отечественной практике, на самом деле, предсказывают различные виды кризисов. Именно поэтому оценки, получаемые при их помощи, нередко столь сильно различаются. Видимо, все эти методики вернее было бы назвать кризис-прогнозными (К-прогнозными).

Другое дело, что любой из обозначенных видов кризисов может привести к коллапсу, смерти предприятия. В этой связи, понимая механизм банкротства как юридическое признание такого коллапса, данные методики условно можно назвать методиками предсказания банкротства. Представляется, однако, что ни одна из них не может претендовать на использование в качестве универсальной именно по причине "специализации" на каком-либо одном виде кризиса. Поэтому кажется целесообразным отслеживание динамики изменения результирующих показателей по нескольким из них. Выбор конкретных методик, очевидно, должен диктоваться особенностями отрасли, в которой работает предприятие. Более того, даже сами методики могут и должны подвергаться корректировке с учетом специфики отраслей.

85. Основные подходы к оценке стоимости финансовых активов

Методы оценки финансовых активов

Финансовые активы компании могут представлять собой материальные и финансовые ресурсы, недвижимость и ценные бумаги.

В рыночной экономике продукт имеет три измерения: 1) качество; 2) время, когда он должен быть поставлен; 3) цену.

Их оценка заключается в сравнении цен и времени поставки продуктов одинакового качества. В свя­зи с этим существуют два разных подхода, используемых для подготовки инвестиционных решений: фундаментальный и тех­нический анализ.

Цель фундаментального анализа - более эффектив­ное использование финансовых ресурсов, вкладываемых в цен­ные бумаги, что достигается путем определения фундаменталь­ной (истинной) стоимости ценных бумаг и путем сравнения с ее рыночной стоимостью, а также анализа внутренних и внешних факторов (микро- и макросреды ценных бумаг), влияющих на изменение рыночной и фундаментальной стоимости ценных бу­маг. Для этого применяется техника дисконтирования потока платежей.

Фундамен­тальный анализ базируется на следующих исходных положе­ниях:

Технический анализ представляет собой исследование пове­дения показателей финансовых рынков с помощью математи­ческих моделей разного уровня сложности. Результаты такого исследования используются для прогнозирования изменения цен, объемов, спроса, предложения и т. д. В техническом анализе делается попытка формализовать психологические факторы, играющие существенную роль в формировании тенденций на финансовых рынках.

В техническом анализе используются количественные дан­ные и исторические сведения о ценах. Он базируется на трех исходных положениях. Во-первых, изменение цен и других пока­зателей на сбалансированных финансовых рынках обладает инер­цией, поэтому имеется возможность отслеживать тенденции. Во-вторых, существовавшие в прошлом модели изменения цен по­вторяются, и, в-третьих, вся информация, необходимая для при­нятия решения по инвестиции, содержится в рыночной цене.

Технический анализ базируется на трех основных методах:

Технический анализ дает возможность оце­нить краткосрочные и долгосрочные инвестиционные альтер­нативы и определить вероятное движение цен на основе их ди­намики в ретроспективном и в настоящем периодах.

Итак, результат оценки - это рекомендуемая рыночная стоимость, по которой эксперт предлагает переход пакета прав на различные виды активов.