84. Методы прогнозирования банкротства
Предсказание банкротства как самостоятельная проблема возникла в передовых капиталистических странах (и в первую очередь, в США) сразу после окончания второй мировой войны. Этому способствовал рост числа банкротств в связи с резким сокращением военных заказов, неравномерность развития фирм, процветание одних и разорение других. Естественно, возникла проблема возможности априорного определения условий, ведущих фирму к банкротству.
Вначале этот вопрос решался на эмпирическом, чисто качественном уровне и, естественно, приводил к существенным ошибкам. Первые серьезные попытки разработать эффективную методику прогнозирования банкротства относятся к 60-м гг. и связаны с развитием компьютерной техники.
Известны два основных подхода к предсказанию банкротства. Первый базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами: приобретающим все большую известность Z-коэффициентом Альтмана (США), коэффициентом Таффлера, (Великобритания), и другими, а также умение "читать баланс". Второй исходит из данных по обанкротившимся компаниям и сравнивает их с соответствующими данными исследуемой компании.
Первый подход, бесспорно эффективный при прогнозировании банкротства, имеет три существенных недостатка. Во-первых, компании, испытывающие трудности, всячески задерживают публикацию своих отчетов, и, таким образом, конкретные данные могут годами оставаться недоступными. Во-вторых, даже если данные и сообщаются, они могут оказаться "творчески обработанными". Для компаний в подобных обстоятельствах характерно стремление обелить свою деятельность, иногда доводящее до фальсификации. Требуется особое умение, присущее даже не всем опытным исследователям, чтобы выделить массивы подправленных данных и оценить степень завуалированности. Третья трудность заключается в том, что некоторые соотношения, выведенные по данным деятельности компании, могут свидетельствовать о неплатежеспособности в то время, как другие - давать основания для заключения о стабильности или даже некотором улучшении. В таких условиях трудно судить о реальном состоянии дел.
Второй подход основан на сравнении признаков уже обанкротившихся компаний с таковыми же признаками "подозрительной" компании. За последние 50 лет опубликовано множество списков обанкротившихся компаний. Некоторые из них содержат их описание по десяткам показателей. К сожалению, большинство списков не упорядочивают эти данные по степени важности и ни в одном не проявлена забота о последовательности. Попыткой компенсировать эти недостатки является метод балльной оценки (А-счет Аргенти).
В отличие от описанных "количественных" подходов к предсказанию банкротства в качестве самостоятельного можно выделить "качественный" подход, основанный на изучении отдельных характеристик, присущих бизнесу, развивающемуся по направлению к банкротству. Если для исследуемого предприятия характерно наличие таких характеристик, можно дать экспертное заключение о неблагоприятных тенденциях развития.
Прежде чем переходить непосредственно к описанию методик, реализующих эти подходы, необходимо четко уяснить, что именно мы собираемся предсказывать. Общепринятым является мнение, что банкротство и кризис на предприятии - понятия синонимичные; банкротство, собственно, и рассматривается как крайнее проявление кризиса. В действительности же дело обстоит иначе - предприятие подвержено различным видам кризисов (экономическим, финансовым, управленческим) и банкротство - лишь один из них.
Во всем мире под банкротством принято понимать финансовый кризис, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства. Помимо этого, фирма может испытывать экономический кризис (ситуация, когда материальные ресурсы компании используются неэффективно) и кризис управления (неэффективное использование человеческих ресурсов, что часто означает также низкую компетентность руководства и, следовательно, неадекватность управленческих решений требованиям окружающей среды). Соответственно, различные методики предсказания банкротства, как принято называть их в отечественной практике, на самом деле, предсказывают различные виды кризисов. Именно поэтому оценки, получаемые при их помощи, нередко столь сильно различаются. Видимо, все эти методики вернее было бы назвать кризис-прогнозными (К-прогнозными).
Другое дело, что любой из обозначенных видов кризисов может привести к коллапсу, смерти предприятия. В этой связи, понимая механизм банкротства как юридическое признание такого коллапса, данные методики условно можно назвать методиками предсказания банкротства. Представляется, однако, что ни одна из них не может претендовать на использование в качестве универсальной именно по причине "специализации" на каком-либо одном виде кризиса. Поэтому кажется целесообразным отслеживание динамики изменения результирующих показателей по нескольким из них. Выбор конкретных методик, очевидно, должен диктоваться особенностями отрасли, в которой работает предприятие. Более того, даже сами методики могут и должны подвергаться корректировке с учетом специфики отраслей.
85. Основные подходы к оценке стоимости финансовых активов
Методы оценки финансовых активов
Финансовые активы компании могут представлять собой материальные и финансовые ресурсы, недвижимость и ценные бумаги.
В рыночной экономике продукт имеет три измерения: 1) качество; 2) время, когда он должен быть поставлен; 3) цену.
Их оценка заключается в сравнении цен и времени поставки продуктов одинакового качества. В связи с этим существуют два разных подхода, используемых для подготовки инвестиционных решений: фундаментальный и технический анализ.
Цель фундаментального анализа - более эффективное использование финансовых ресурсов, вкладываемых в ценные бумаги, что достигается путем определения фундаментальной (истинной) стоимости ценных бумаг и путем сравнения с ее рыночной стоимостью, а также анализа внутренних и внешних факторов (микро- и макросреды ценных бумаг), влияющих на изменение рыночной и фундаментальной стоимости ценных бумаг. Для этого применяется техника дисконтирования потока платежей.
Фундаментальный анализ базируется на следующих исходных положениях:
в будущем компания продолжит свою деятельность;
компания имеет внутреннюю стоимость;
внутренняя стоимость компании может быть определена путем анализа ее данных;
внутренняя стоимость компании может быть не замечена рынком в краткосрочном плане;
внутренняя стоимость компании в долгосрочном плане будет признана рынком.
Технический анализ представляет собой исследование поведения показателей финансовых рынков с помощью математических моделей разного уровня сложности. Результаты такого исследования используются для прогнозирования изменения цен, объемов, спроса, предложения и т. д. В техническом анализе делается попытка формализовать психологические факторы, играющие существенную роль в формировании тенденций на финансовых рынках.
В техническом анализе используются количественные данные и исторические сведения о ценах. Он базируется на трех исходных положениях. Во-первых, изменение цен и других показателей на сбалансированных финансовых рынках обладает инерцией, поэтому имеется возможность отслеживать тенденции. Во-вторых, существовавшие в прошлом модели изменения цен повторяются, и, в-третьих, вся информация, необходимая для принятия решения по инвестиции, содержится в рыночной цене.
Технический анализ базируется на трех основных методах:
метод, основанный на предположении об относительной устойчивости роста цен акций;
метод Хетча;
метод графического анализа.
Технический анализ дает возможность оценить краткосрочные и долгосрочные инвестиционные альтернативы и определить вероятное движение цен на основе их динамики в ретроспективном и в настоящем периодах.
Итак, результат оценки - это рекомендуемая рыночная стоимость, по которой эксперт предлагает переход пакета прав на различные виды активов.
- 1. Понятие рыночной экономики, специфика рыночного механизма.
- 2. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос. Неценовые детерминанты спроса
- 3. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение. Неценовые детерминанты предложения
- 4. Конкуренция на рынке. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Олигополия
- 5. Рынок труда и заработная плата. Безработица, ее виды
- 6. Понятие валового внутреннего продукта (ввп) страны. Методы расчета ввп. Понятие добавленной стоимости, связь с ввп
- 7. Понятие инфляции, Сущность и формы проявления инфляции. Факторы инфляции. Влияние инфляции на экономику. Антиинфляционная политика
- 8. Понятие денег. Основные функции денег. Понятия о денежных агрегатах (m1, m2, м3 ...)
- 10 Денежная система рф.
- 11. Центральный банк и его функции. Принципы кредитно – денежной политики
- 12 Бух. Отчетность организации. Понятие, содержание и виды отчетности
- 13. Учетная политика организации: основное назначение и содержание.
- 14. Учет денежных средств организации
- 15 Учет и оценка материально-производственных запасов организации: методы оценки мпз.
- 16. Учет основных средств
- 17. Учет нематериальных активов организации
- 18. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).
- 19. Учет готовой продукции, организации
- 20. Учет результатов хозяйственной деятельности организации
- 21. Учет капитала организации
- 22. Учет труда и заработной платы организации.
- 23. Управленческий учет: сущность, задачи принципы и роль в управлении предприятием.
- 24. Износ основных средств производства. Физический и моральный износ. Переоценка стоимости основных средств; причины, обусловливающие необходимость периодической переоценки основных средств
- 25. Значение бюджетирования в рыночной экономике. Методологическая составляющая процесса бюджетирования .
- 26. Финансовые, производственный и операционный цыклы в промышленности и отраслевые особенности бюджетного процесса.
- 27. Структура сводного(общего) бюджета . Выбор продолжительности бюджетного периода.
- 28. Назначение и формат операционного и финансового бюджетов.
- 29. Понятие производительности труда. Система показателей производительности труда. Факторы, влияющие на производительность труда
- 30. Маркетинг как функция управления. Организация и использование маркетинговой службы
- 31. Понятие и критерии малого бизнеса .Особенности организации финансов малого бизнеса
- 32. Издержки производства. Структура издержек производства. Факторы, влияющие на издержки производства
- 33. Методы планирования (прогнозирования) прибыли. Метод прямого счета планирования прибыли.
- 34. Оборотные средства предприятия. Сущность, состав и структура. Классификация оборотных средств
- 35. Показатели эффективности использования основных средств предприятий и методика их определения
- 36. Амортизация основных средств; экономический смысл и назначение амортизации; методы начисления амортизации
- 37. Основные средства организации, сущность, состав и структура. Оценка основных фондов: первоначальная, восстановительная, остаточная стоимость
- 38. Рентабельность производственной деятельности предприятия. Факторы, влияющие на рентабельность. Расчет показателей рентабельности
- 40. Классификация затрат предприятия :по экономическим элементам и по статьям затрат . Деление затрат на постоянные и переменные, прямые и косвенные (распределяемые) Основные и накладные.
- 41. Финансовое планирование: методы, принципы, назначение. Формирование финансового плана организации.
- 42. Организация управления оборотными средствами предприятия. Оценка эффективности использования оборотных средств
- 43. Управление запасами. Определение оптимальной партии заказа.
- 44. Управление дебиторской задолженностью
- 45. Управление денежными средствами организации.
- 46. Себестоимость продукции. Понятие калькуляции себестоимости. Состав затрат, формирующих себестоимость продукции
- 47. Взаимосвязь выручки, себестоимости и прибыли организации. Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж
- 48. Формирование денежных потоков на предприятии
- 49. Порядок формирования финансовых результатов предприятия. Экономическое содержание понятий: выручка, себестоимость, валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль
- 50. Сущность, функции и организационная структура рынка ценных бумаг
- 51. Понятие эмиссионной ценной бумаги, их виды, расчет цены и доходности
- 52. Акции, общая характеристика, виды акций, права акционеров
- 53. Облигации, общая характеристика, виды облигаций
- 54 Вексель, его сущность, виды векселей, общая характеристика вексельного обращения
- 55. Фондовая биржа, как организатор торговли на рынке ценных бумаг.
- 56 Операции на бирже. Характер основных видов сделок на бирже.
- 57. Виды рынков ценных бумаг (первичный и вторичный, организованный, неорганизованный, биржевой, внебиржевой, публичный, электронный)
- 58. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и ее виды
- 59. Оценка бизнеса. Доходный подход в оценке бизнеса
- 60. Оценка бизнеса. Сравнительный (рыночный) подход в оценке бизнеса
- 61. Оценка бизнеса. Затратный подход в оценке бизнеса.
- 62. Рынок недвижимости, основные характеристики. Особенности оценки недвижимости
- 63. Понятие финансовой системы Российской Федерации, состав и функционирование ее звеньев
- 64. Бюджетная система страны. Бюджетное устройство, бюджетным процесс. Понятие бюджетного дефицита
- 65. Финансовые институты, виды, функции
- 66. Классификации форм кредита в зависимости от характера кредитора, заемщика, целевых потребностей заемщика. Функции кредита. Виды кредита
- 67. Банковская система. Виды банков по типу собственности, функциональному назначению, характеру выполняемых операций, сфере обслуживании, масштабу деятельности.
- 68. Валютный рынок и валютные отношения. Курсы валют. Факторы, влияющие на валютный курс
- 69. Основные направления разработки финансовой политики предприятия
- 70. Понятие финансов. Сущность финансов как экономической категории и функции финансов. Финансово-кредитная система
- 71. Формы и методы кредитования. Условия и принципы кредитовании. Банковский контроль в системе кредитования
- 72. Внебюджетные фонды и их роль в системе страхования
- 73. Анализ финансового состояния предприятия. Метод коэффициентного анализа
- 73. Анализ финансового состояния предприятия. Методы коэффициентного анализа.
- 74. Концепция оценки доходности финансовых активов.
- 75. Основные понятия и показатели финансового менеджмента. Экономический смысл основных понятий финансового менеджмента: дс, брэи, нрэи, эр
- 76. Понятие ликвидности. Группировка активов по степени ликвидности, обязательств - по степени срочности. Показатели ликвидности. Абсолютная ликвидность баланса
- 77. Понятия ликвидности, кредитоспособности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия; методы их оценки
- 78. Понятие капитала. Цена капитала и структура капитала. Методы оценки стоимости капитала.
- 79. Понятие финансовой устойчивости и ее виды. Абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости
- 80. Риск менеджмент предприятия (рмп), задачи, функции. Классификация методов и приемов управления рисками по характеру воздействия на факторы риска.
- 81. Риски и их учет в бизнесе. Виды рисков. Пути снижения рисков в бизнесе.
- 82. Финансовые предпосылки несостоятельности (банкротства) фирмы. Пути предотвращения банкротства.
- 83. Несостоятельность (банкротство) предприятия. Процедура банкротства.
- 84. Методы прогнозирования банкротства
- 86. Взаимоотношения предприятия с бюджетом. Налог, его понятие.
- 87. Налог на прибыль организаций: методика определения налоговой базы
- 88. Налог на добавленную стоимость: методика формирования сумм ндс для уплаты в бюджет
- 89. Налог на имущество предприятий: методика определения налогооблагаемой базы
- 90. Налоги на доходы физических лиц. Порядок исчисления и уплаты
- 91. Прямые налоги, их виды, функции. Косвенные налоги их функции, роль в экономике
- 92. Налоговая система. Общие принципы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговая база
- 93. Страхование как финансовая категория, сферы, отрасли (пенсионное медицинское). Формы страхования.
- 94. Экономическая сущность инвестиций. Инвестиционная политика. Роль инвестиций в развитии экономики.
- 96. Классификация инвестиций
- 97. Организационно-правовые основы инвестиционной деятельности
- 98 Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов
- 99. Задачи и направления инвестиционного менеджмента
- 100. Бизнес-план и его назначение . Основные разделы бизнес-плана и их особенности.