73. Анализ финансового состояния предприятия. Методы коэффициентного анализа.
Основные задачи анализа
Финансовое состояние предприятия характеризует состояние капитала в процессе его кругооборота и способность хозяйствующего субъекта финансировать свою деятельность на определенный момент времени.
Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала, достаточной ликвидности оборотных активов, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств. Поэтому основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются:
- своевременное выявление недостатков в финансовой деятельности предприятия;
- разработка моделей финансового состояния предприятия при разнообразных вариантах использования ресурсов;
- поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия;
- разработка мероприятий, направленных на укрепление финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние организации оценивается на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
Оценка финансового состояния на краткосрочную перспективу
В наиболее общем виде оценка финансового состояния на краткосрочную перспективу показывает, может ли организация своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. Краткосрочная задолженность предприятия, обособленная в отдельном разделе пассива баланса (раздел 5), погашается различными способами, в том числе и на бартерной основе. Поэтому в принципе обеспечением в этом случае могут выступать любые активы предприятия, включая внеоборотные. Вместе с тем ситуация, когда для расчетов по текущим обязательствам с баланса снимаются внеоборотные активы, не является нормальной, к тому же это наименее ликвидная часть активов, т.е. сроки трансформации их в денежные средства могут оказаться длительнее, чем потребность погасить краткосрочные обязательства. Поэтому, говоря об оценке текущего состояния организации и анализируя ее потенциальные возможности расплатиться по текущим обязательствам, логичнее сопоставлять оборотные активы (раздел 2) и краткосрочные пассивы (раздел 5).
Основным показателем оценки финансового состояния организации на краткосрочную перспективу является ликвидность баланса. Говоря о ликвидности баланса, имеют в виду наличие у организации оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Основным признаком ликвидности, следовательно, служит формальное превышение (в стоимостной оценке) оборотных активов над краткосрочными пассивами. Чем больше это превышение, тем выше у организации рабочий капитал (собственные оборотные средства, функционирующий капитал) и тем благоприятнее текущее финансовое состояние организации. Если величина оборотных активов недостаточно велика по сравнению с краткосрочными пассивами, то текущее положение организации неустойчиво — вполне может возникнуть ситуация, когда она не будет иметь достаточно денежных средств для расчета по своим обязательствам.
Коэффициент текущей ликвидности, или общий коэффициент покрытия, или коэффициент общей ликвидности, есть отношение оборотных средств к краткосрочным пассивам. Коэффициент показывает, сколько оборотных средств приходится на 1 рубль текущей краткосрочной задолженности. Значение показателя может существенно варьироваться по отраслям и видам деятельности. В качестве нижнего критического значения показателя в западной учетно-аналитической практике приводится значение 1.5, нормальным уровнем текущей ликвидности принято считать коэффициент, равный 2. Это объясняется тем, что при вынужденной распродаже части имущества в случае финансовых затруднений или банкротства реальная сумма вырученных от продажи средств может быть существенно ниже (менее 40%) балансовой оценки. Двухкратное и более превышение оборотных средств над краткосрочной кредиторской задолженностью считается безопасным для кредиторов. Коэфф. текущей ликвидности (К ) = раздел 2 / раздел 5.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств, или коэффициент финансирования, дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия и показывает, сколько заемных средств приходится на каждый рубль собственного капитала.
Коэффициент финансирования (К.) = = (Раздел 4 + Раздел 5) / Раздел 3.
На оптимальную величину показателя действуют два взаимоисключающих фактора: с одной стороны, чем выше удельный вес собственного капитала, тем независимее предприятие от внешних источников, тем легче получить кредит при необходимости. С другой стороны, собственный капитал в странах с развитой рыночной экономикой достаточно дорого обходится, т.к. представлен акционерным капиталом, а акционеры охотно вкладывают средства в акции лишь в том случае, если они приносят дивиденды выше, чем банковские депозиты, следовательно, кредиты банка для предприятия зачастую обходятся дешевле.
В западной практике, где принято жить в долг, нормальным считается соотношение 1/3 собственного и 2/3 заемного капитала соответственно. В этих условиях рекомендуемое значение коэффициента финансирования составляет 2.
В отечественной практике, где кредиты предоставляются неохотно или под очень высокий процент, оптимальным считается соотношение 2/3 собственного капитала и 1/3 заемного. В этих условиях рекомендуемое значение коэффициента финансирования составляет 0,5.
Коэффициент долгосрочной структуры, или коэффициент покрытия внеоборотных активов, или правило «левой и правой руки».
Логика этого показателя основана на предположении, что долгосрочный капитал следует использовать для финансирования долгосрочных вложений.
Коэфф-т покрытия внеоборотных активов (К покр. вн. актив) = Раздел 1 / (Раздел 3 + Раздел 4). Нормаль. считается значение показателя ≤ 1.
- 1. Понятие рыночной экономики, специфика рыночного механизма.
- 2. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос. Неценовые детерминанты спроса
- 3. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение. Неценовые детерминанты предложения
- 4. Конкуренция на рынке. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Олигополия
- 5. Рынок труда и заработная плата. Безработица, ее виды
- 6. Понятие валового внутреннего продукта (ввп) страны. Методы расчета ввп. Понятие добавленной стоимости, связь с ввп
- 7. Понятие инфляции, Сущность и формы проявления инфляции. Факторы инфляции. Влияние инфляции на экономику. Антиинфляционная политика
- 8. Понятие денег. Основные функции денег. Понятия о денежных агрегатах (m1, m2, м3 ...)
- 10 Денежная система рф.
- 11. Центральный банк и его функции. Принципы кредитно – денежной политики
- 12 Бух. Отчетность организации. Понятие, содержание и виды отчетности
- 13. Учетная политика организации: основное назначение и содержание.
- 14. Учет денежных средств организации
- 15 Учет и оценка материально-производственных запасов организации: методы оценки мпз.
- 16. Учет основных средств
- 17. Учет нематериальных активов организации
- 18. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).
- 19. Учет готовой продукции, организации
- 20. Учет результатов хозяйственной деятельности организации
- 21. Учет капитала организации
- 22. Учет труда и заработной платы организации.
- 23. Управленческий учет: сущность, задачи принципы и роль в управлении предприятием.
- 24. Износ основных средств производства. Физический и моральный износ. Переоценка стоимости основных средств; причины, обусловливающие необходимость периодической переоценки основных средств
- 25. Значение бюджетирования в рыночной экономике. Методологическая составляющая процесса бюджетирования .
- 26. Финансовые, производственный и операционный цыклы в промышленности и отраслевые особенности бюджетного процесса.
- 27. Структура сводного(общего) бюджета . Выбор продолжительности бюджетного периода.
- 28. Назначение и формат операционного и финансового бюджетов.
- 29. Понятие производительности труда. Система показателей производительности труда. Факторы, влияющие на производительность труда
- 30. Маркетинг как функция управления. Организация и использование маркетинговой службы
- 31. Понятие и критерии малого бизнеса .Особенности организации финансов малого бизнеса
- 32. Издержки производства. Структура издержек производства. Факторы, влияющие на издержки производства
- 33. Методы планирования (прогнозирования) прибыли. Метод прямого счета планирования прибыли.
- 34. Оборотные средства предприятия. Сущность, состав и структура. Классификация оборотных средств
- 35. Показатели эффективности использования основных средств предприятий и методика их определения
- 36. Амортизация основных средств; экономический смысл и назначение амортизации; методы начисления амортизации
- 37. Основные средства организации, сущность, состав и структура. Оценка основных фондов: первоначальная, восстановительная, остаточная стоимость
- 38. Рентабельность производственной деятельности предприятия. Факторы, влияющие на рентабельность. Расчет показателей рентабельности
- 40. Классификация затрат предприятия :по экономическим элементам и по статьям затрат . Деление затрат на постоянные и переменные, прямые и косвенные (распределяемые) Основные и накладные.
- 41. Финансовое планирование: методы, принципы, назначение. Формирование финансового плана организации.
- 42. Организация управления оборотными средствами предприятия. Оценка эффективности использования оборотных средств
- 43. Управление запасами. Определение оптимальной партии заказа.
- 44. Управление дебиторской задолженностью
- 45. Управление денежными средствами организации.
- 46. Себестоимость продукции. Понятие калькуляции себестоимости. Состав затрат, формирующих себестоимость продукции
- 47. Взаимосвязь выручки, себестоимости и прибыли организации. Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж
- 48. Формирование денежных потоков на предприятии
- 49. Порядок формирования финансовых результатов предприятия. Экономическое содержание понятий: выручка, себестоимость, валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль
- 50. Сущность, функции и организационная структура рынка ценных бумаг
- 51. Понятие эмиссионной ценной бумаги, их виды, расчет цены и доходности
- 52. Акции, общая характеристика, виды акций, права акционеров
- 53. Облигации, общая характеристика, виды облигаций
- 54 Вексель, его сущность, виды векселей, общая характеристика вексельного обращения
- 55. Фондовая биржа, как организатор торговли на рынке ценных бумаг.
- 56 Операции на бирже. Характер основных видов сделок на бирже.
- 57. Виды рынков ценных бумаг (первичный и вторичный, организованный, неорганизованный, биржевой, внебиржевой, публичный, электронный)
- 58. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и ее виды
- 59. Оценка бизнеса. Доходный подход в оценке бизнеса
- 60. Оценка бизнеса. Сравнительный (рыночный) подход в оценке бизнеса
- 61. Оценка бизнеса. Затратный подход в оценке бизнеса.
- 62. Рынок недвижимости, основные характеристики. Особенности оценки недвижимости
- 63. Понятие финансовой системы Российской Федерации, состав и функционирование ее звеньев
- 64. Бюджетная система страны. Бюджетное устройство, бюджетным процесс. Понятие бюджетного дефицита
- 65. Финансовые институты, виды, функции
- 66. Классификации форм кредита в зависимости от характера кредитора, заемщика, целевых потребностей заемщика. Функции кредита. Виды кредита
- 67. Банковская система. Виды банков по типу собственности, функциональному назначению, характеру выполняемых операций, сфере обслуживании, масштабу деятельности.
- 68. Валютный рынок и валютные отношения. Курсы валют. Факторы, влияющие на валютный курс
- 69. Основные направления разработки финансовой политики предприятия
- 70. Понятие финансов. Сущность финансов как экономической категории и функции финансов. Финансово-кредитная система
- 71. Формы и методы кредитования. Условия и принципы кредитовании. Банковский контроль в системе кредитования
- 72. Внебюджетные фонды и их роль в системе страхования
- 73. Анализ финансового состояния предприятия. Метод коэффициентного анализа
- 73. Анализ финансового состояния предприятия. Методы коэффициентного анализа.
- 74. Концепция оценки доходности финансовых активов.
- 75. Основные понятия и показатели финансового менеджмента. Экономический смысл основных понятий финансового менеджмента: дс, брэи, нрэи, эр
- 76. Понятие ликвидности. Группировка активов по степени ликвидности, обязательств - по степени срочности. Показатели ликвидности. Абсолютная ликвидность баланса
- 77. Понятия ликвидности, кредитоспособности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия; методы их оценки
- 78. Понятие капитала. Цена капитала и структура капитала. Методы оценки стоимости капитала.
- 79. Понятие финансовой устойчивости и ее виды. Абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости
- 80. Риск менеджмент предприятия (рмп), задачи, функции. Классификация методов и приемов управления рисками по характеру воздействия на факторы риска.
- 81. Риски и их учет в бизнесе. Виды рисков. Пути снижения рисков в бизнесе.
- 82. Финансовые предпосылки несостоятельности (банкротства) фирмы. Пути предотвращения банкротства.
- 83. Несостоятельность (банкротство) предприятия. Процедура банкротства.
- 84. Методы прогнозирования банкротства
- 86. Взаимоотношения предприятия с бюджетом. Налог, его понятие.
- 87. Налог на прибыль организаций: методика определения налоговой базы
- 88. Налог на добавленную стоимость: методика формирования сумм ндс для уплаты в бюджет
- 89. Налог на имущество предприятий: методика определения налогооблагаемой базы
- 90. Налоги на доходы физических лиц. Порядок исчисления и уплаты
- 91. Прямые налоги, их виды, функции. Косвенные налоги их функции, роль в экономике
- 92. Налоговая система. Общие принципы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговая база
- 93. Страхование как финансовая категория, сферы, отрасли (пенсионное медицинское). Формы страхования.
- 94. Экономическая сущность инвестиций. Инвестиционная политика. Роль инвестиций в развитии экономики.
- 96. Классификация инвестиций
- 97. Организационно-правовые основы инвестиционной деятельности
- 98 Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов
- 99. Задачи и направления инвестиционного менеджмента
- 100. Бизнес-план и его назначение . Основные разделы бизнес-плана и их особенности.