logo
все шпоры2

27. Структура сводного(общего) бюджета . Выбор продолжительности бюджетного периода.

Сводный бюджет это план деятельности предприятия на установленный период времени выраженный в реальных целостных показателях, охватывающие все сегменты бизнеса компании и подразделений , составляющих ее организационную структуру . В отечественной и переводной литературе так же часто встречается определения «основной бюджет» и «мастер-бюджет». Сводный бюджет промышленной компании состоит из 3-х бюджетов: Операционный, инвестиционный, финансовый. Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период, следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета является финансовый цикл предприятия.

Операционный бюджет состоит из бюджетов продаж, производства, запасов готовой продукции, постоянных расходов, закупок.

Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновление и выбытие капитальных активов: основных средств, долгосрочных финансовых вложений (что составляет основу инвестиционного цикла)

Цель финансового бюджета планирование баланса денежных поступлений и расходов в более широком смысле, баланса оборота средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течении бюджетного периода. Финансовый бюджет это бюджет движения денежных средств. Отчет об изменении финансового состояния. В процессе управления планированием очень важную роль играет установление сроков бюджетного периода. Продолжительность бюджетного периода достаточно редко определяется отраслевой индивидуальной спецификой компании, а так же особенностью макроэкономической среды в которой она функционирует. Обычно ключевым принципом на основе которого определяется длительность бюджетного периода определяется стратегическими целями ее развития, а не наоборот. Данное положение имеет совершенно определенную практическую значимость при выборе сроков бюджетного планирования . Анализ на основе краткосрочного бюджета (1-3 месяца) никогда не выявит перспективные цели политики. Чем продолжительней бюджетный период тем больше бюджет носит индикативный ( не обязательный ) характер. Это вызвано тем что в долгосрочной перспективе не определены изменения макроэкономической коньюктуры, резко возрастает то что с использованием плана все большую роль начинают играть факторы, не зависящие от предприятия и его подразделений. Из выше сказанного вытекает , что наличие лишь одного краткосрочного или долгосрочного бюджета в компании в большинстве случаев негативно складывается на эффективности управленческого планирования. Опыт передовых западных компаний свидетельствует о том , что наиболее разумным является применение одновременно 2-х или 3-х бюджетов различных по своим срокам и целям.