logo
все шпоры2

4. Конкуренция на рынке. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Олигополия

Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:1)выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара; 2)сводит конкретный труд к общественно необходимому; 3)содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством. Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь. Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды: монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);

олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей); монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Монополия - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. - Чистая монополия - действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

- абсолютная монополия - она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.). Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров. Естественная монополия - ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Легальные монополии образуются на законном основании (такие формы монополистических организаций: а) патентная система; б) авторские права; в) торговые знаки

Искусственные монополии - объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Преднамеренно меняют структуру рынка:1)создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

2)ограничивают (предприятиям, которые не вошли в монопол. объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;3)объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

Олигополия - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. Олигополии нередко различными путями обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им.