47. Взаимосвязь выручки, себестоимости и прибыли организации. Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж
Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами по ее производству и сбыту. При этом основную цель любого предприятия составляет не только ее получение прибыли, а ее максимизация. Возможность достижения поставленной цели ограничивают многие факторы, определяющими из которых являются, во-первых, издержки производства, во-вторых, спрос на произведенную продукцию, от которого зависит объем производимой продукции.
Таким образом, главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена следующей схемой:
Затраты - Объем производства – Прибыль
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является основным ценообразующим элементом. Прибыль – конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет.
Выручка от реализации – это денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию. Из выручки от реализации возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, амортизация, производятся оплата труда и выплата единого социального налога.
Точка безубыточности - объем продаж, при котором общие затраты равны общим доходам и поэтому прибыль равна нулю.
Точка безубыточности : ыручку от реализации продукции определяют по выражению где ПОИ – постоянные издержки; ПИ – переменные издержки; П – прибыль.
Если учесть, что в точке безубыточности прибыль равна нулю, то точку критического объема производства можно найти по формуле
Поскольку в точке безубыточности объем производства (продаж) равен критическому, предыдущая формула принимает следующий вид:
где Ц – цена единицы продукции; СПИ – переменные расходы на единицу продукции; Вкр – критический выпуск.При помощи анализа безубыточности можно не только рассчитать критический объем производства, но и объем, при котором может быть получена запланированная (целевая) прибыль. Этот метод позволяет выбрать лучший вариант при сравнении нескольких технологий и т.д.
Точка безубыточности для одного продукта - это объем продаж отдельного продукта, который покрывает все издержки на его производство и реализацию.
Запас финансовой прочности – это отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах. Этот расчет показателя запаса финансовой прочности показывает какое процентное снижение выручки от реализации предприятие способно выдержать без серьезной угрозы для своего финансового положения.
Производственный леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.
Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:
либо, , где ЭПЛ — эффект производственного левериджа; МД — маржинальный доход; Зпост — постоянные затраты; П — прибыль.
- 1. Понятие рыночной экономики, специфика рыночного механизма.
- 2. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос. Неценовые детерминанты спроса
- 3. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение. Неценовые детерминанты предложения
- 4. Конкуренция на рынке. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Олигополия
- 5. Рынок труда и заработная плата. Безработица, ее виды
- 6. Понятие валового внутреннего продукта (ввп) страны. Методы расчета ввп. Понятие добавленной стоимости, связь с ввп
- 7. Понятие инфляции, Сущность и формы проявления инфляции. Факторы инфляции. Влияние инфляции на экономику. Антиинфляционная политика
- 8. Понятие денег. Основные функции денег. Понятия о денежных агрегатах (m1, m2, м3 ...)
- 10 Денежная система рф.
- 11. Центральный банк и его функции. Принципы кредитно – денежной политики
- 12 Бух. Отчетность организации. Понятие, содержание и виды отчетности
- 13. Учетная политика организации: основное назначение и содержание.
- 14. Учет денежных средств организации
- 15 Учет и оценка материально-производственных запасов организации: методы оценки мпз.
- 16. Учет основных средств
- 17. Учет нематериальных активов организации
- 18. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).
- 19. Учет готовой продукции, организации
- 20. Учет результатов хозяйственной деятельности организации
- 21. Учет капитала организации
- 22. Учет труда и заработной платы организации.
- 23. Управленческий учет: сущность, задачи принципы и роль в управлении предприятием.
- 24. Износ основных средств производства. Физический и моральный износ. Переоценка стоимости основных средств; причины, обусловливающие необходимость периодической переоценки основных средств
- 25. Значение бюджетирования в рыночной экономике. Методологическая составляющая процесса бюджетирования .
- 26. Финансовые, производственный и операционный цыклы в промышленности и отраслевые особенности бюджетного процесса.
- 27. Структура сводного(общего) бюджета . Выбор продолжительности бюджетного периода.
- 28. Назначение и формат операционного и финансового бюджетов.
- 29. Понятие производительности труда. Система показателей производительности труда. Факторы, влияющие на производительность труда
- 30. Маркетинг как функция управления. Организация и использование маркетинговой службы
- 31. Понятие и критерии малого бизнеса .Особенности организации финансов малого бизнеса
- 32. Издержки производства. Структура издержек производства. Факторы, влияющие на издержки производства
- 33. Методы планирования (прогнозирования) прибыли. Метод прямого счета планирования прибыли.
- 34. Оборотные средства предприятия. Сущность, состав и структура. Классификация оборотных средств
- 35. Показатели эффективности использования основных средств предприятий и методика их определения
- 36. Амортизация основных средств; экономический смысл и назначение амортизации; методы начисления амортизации
- 37. Основные средства организации, сущность, состав и структура. Оценка основных фондов: первоначальная, восстановительная, остаточная стоимость
- 38. Рентабельность производственной деятельности предприятия. Факторы, влияющие на рентабельность. Расчет показателей рентабельности
- 40. Классификация затрат предприятия :по экономическим элементам и по статьям затрат . Деление затрат на постоянные и переменные, прямые и косвенные (распределяемые) Основные и накладные.
- 41. Финансовое планирование: методы, принципы, назначение. Формирование финансового плана организации.
- 42. Организация управления оборотными средствами предприятия. Оценка эффективности использования оборотных средств
- 43. Управление запасами. Определение оптимальной партии заказа.
- 44. Управление дебиторской задолженностью
- 45. Управление денежными средствами организации.
- 46. Себестоимость продукции. Понятие калькуляции себестоимости. Состав затрат, формирующих себестоимость продукции
- 47. Взаимосвязь выручки, себестоимости и прибыли организации. Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж
- 48. Формирование денежных потоков на предприятии
- 49. Порядок формирования финансовых результатов предприятия. Экономическое содержание понятий: выручка, себестоимость, валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль
- 50. Сущность, функции и организационная структура рынка ценных бумаг
- 51. Понятие эмиссионной ценной бумаги, их виды, расчет цены и доходности
- 52. Акции, общая характеристика, виды акций, права акционеров
- 53. Облигации, общая характеристика, виды облигаций
- 54 Вексель, его сущность, виды векселей, общая характеристика вексельного обращения
- 55. Фондовая биржа, как организатор торговли на рынке ценных бумаг.
- 56 Операции на бирже. Характер основных видов сделок на бирже.
- 57. Виды рынков ценных бумаг (первичный и вторичный, организованный, неорганизованный, биржевой, внебиржевой, публичный, электронный)
- 58. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и ее виды
- 59. Оценка бизнеса. Доходный подход в оценке бизнеса
- 60. Оценка бизнеса. Сравнительный (рыночный) подход в оценке бизнеса
- 61. Оценка бизнеса. Затратный подход в оценке бизнеса.
- 62. Рынок недвижимости, основные характеристики. Особенности оценки недвижимости
- 63. Понятие финансовой системы Российской Федерации, состав и функционирование ее звеньев
- 64. Бюджетная система страны. Бюджетное устройство, бюджетным процесс. Понятие бюджетного дефицита
- 65. Финансовые институты, виды, функции
- 66. Классификации форм кредита в зависимости от характера кредитора, заемщика, целевых потребностей заемщика. Функции кредита. Виды кредита
- 67. Банковская система. Виды банков по типу собственности, функциональному назначению, характеру выполняемых операций, сфере обслуживании, масштабу деятельности.
- 68. Валютный рынок и валютные отношения. Курсы валют. Факторы, влияющие на валютный курс
- 69. Основные направления разработки финансовой политики предприятия
- 70. Понятие финансов. Сущность финансов как экономической категории и функции финансов. Финансово-кредитная система
- 71. Формы и методы кредитования. Условия и принципы кредитовании. Банковский контроль в системе кредитования
- 72. Внебюджетные фонды и их роль в системе страхования
- 73. Анализ финансового состояния предприятия. Метод коэффициентного анализа
- 73. Анализ финансового состояния предприятия. Методы коэффициентного анализа.
- 74. Концепция оценки доходности финансовых активов.
- 75. Основные понятия и показатели финансового менеджмента. Экономический смысл основных понятий финансового менеджмента: дс, брэи, нрэи, эр
- 76. Понятие ликвидности. Группировка активов по степени ликвидности, обязательств - по степени срочности. Показатели ликвидности. Абсолютная ликвидность баланса
- 77. Понятия ликвидности, кредитоспособности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия; методы их оценки
- 78. Понятие капитала. Цена капитала и структура капитала. Методы оценки стоимости капитала.
- 79. Понятие финансовой устойчивости и ее виды. Абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости
- 80. Риск менеджмент предприятия (рмп), задачи, функции. Классификация методов и приемов управления рисками по характеру воздействия на факторы риска.
- 81. Риски и их учет в бизнесе. Виды рисков. Пути снижения рисков в бизнесе.
- 82. Финансовые предпосылки несостоятельности (банкротства) фирмы. Пути предотвращения банкротства.
- 83. Несостоятельность (банкротство) предприятия. Процедура банкротства.
- 84. Методы прогнозирования банкротства
- 86. Взаимоотношения предприятия с бюджетом. Налог, его понятие.
- 87. Налог на прибыль организаций: методика определения налоговой базы
- 88. Налог на добавленную стоимость: методика формирования сумм ндс для уплаты в бюджет
- 89. Налог на имущество предприятий: методика определения налогооблагаемой базы
- 90. Налоги на доходы физических лиц. Порядок исчисления и уплаты
- 91. Прямые налоги, их виды, функции. Косвенные налоги их функции, роль в экономике
- 92. Налоговая система. Общие принципы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговая база
- 93. Страхование как финансовая категория, сферы, отрасли (пенсионное медицинское). Формы страхования.
- 94. Экономическая сущность инвестиций. Инвестиционная политика. Роль инвестиций в развитии экономики.
- 96. Классификация инвестиций
- 97. Организационно-правовые основы инвестиционной деятельности
- 98 Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов
- 99. Задачи и направления инвестиционного менеджмента
- 100. Бизнес-план и его назначение . Основные разделы бизнес-плана и их особенности.