logo
все шпоры2

25. Значение бюджетирования в рыночной экономике. Методологическая составляющая процесса бюджетирования .

На сегодняшний день одним из ключевых инструментов управления обеспечивающим взаимосвязь стратегий компании с краткосрочными задачами отдельных подразделений является технология бюджетирования. Назначение бюджетирования в том, чтобы обеспечить реализацию общего планирования и принятие управленческих решений на предприятии; обеспечить оценку всех аспектов финансового положения предприятия. Содействовать укреплению финансовой дисциплины, а так же подчинение интересов отдельных структур подразделений фирмы задачам и интересам ее развития в целом. Перед тем, как начать организацию проекта бюджетирования руководство должно убедиться в выполнении следующих условий:

  1. Что модель де-централизации управления повысит эффективность системы управления компании;

  2. Компания находится в стабильном финансовом положении, которое позволяет выделить проекту управления необходимое количество ресурсов ( финансовых . временных и кадровых).

Ключевая роль бюджетирования состоит в формировании новой концепции управления базирующейся на делегировании полномочий и активном взаимодействии подразделений на горизонтальном уровне. Благодаря бюджетированию можно избежать нерационального использования средств предприятия, чему способствует своевременное планирование хозяйственных операций, товарно-материальных и хозяйственных потоков. Важным условием внедрения системы бюджетирования является то, что предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работа управляющей службы должно быть квалифицированным, чтобы уметь применять это на практике. Методология формирования бюджетов большинства компаний предполагает, что процесс формирования бюджетов начинается с составления бюджета продаж, на основании него, а так же фактически входящего и требуемого исходящего объема запасов готовой продукции, определяется производственная программа. Данные производственной программы используются для расчета необходимой производственной мощности, требуемых объемов материальных, кадровых ресурсов. Цикл формирования бюджетов завершается расчетом основных бюджетов компании.

Основные бюджеты:

  1. Бюджет доходов и расходов

  2. Бюджет движения денежных средств

  3. Расчетный баланс

Система внутреннего контроля исполнения бюджета это логическая структура формальных или неформальных процедур предназначенных для анализа и оценки эффективности управления ресурсами , затратами, обязательствами компании в течении бюджетного периода ( периодический мониторинг текущей деятельности , сравнение объемов затрат с бюджетными стандартами и избежание чрезмерных расходов ) Эта работа в течении всего бюджетного периода ведется структурными подразделениями- центрами финансовой ответственности и центрами финансового учета , местами возникновения затрат. Заключительной стадией бюджетного цикла является анализ исполнения сводного бюджета. Этот вид анализа хозяйственной деятельности еще называют план-факт анализом , потому что при его проведении идет сравнение плановых и фактических данных и анализ отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду.