1.4. Налоговая система и её влияние на деятельность хозяйствующих субъектов
Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов, отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов часто непостоянны, оказывают непосредственное влияние на финансовую среду предпринимательства и оцениваются тяжестью налогового бремени на неё в конкретный период времени.
Налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства.
По словам французского министра финансов при дворе Людовика XIV Жан Батиста Кольбера «Налогообложение – это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом риска».
Налоговая система страны – это свод налогов, сборов, пошлин и других обязательных выплат, которые установлены федеральными и субфедеральными органами власти, а также органами местного самоуправления. Налоговая система – это также свод норм, прав и правил формирования взаимосвязи субъектов налоговых отношений с налоговой системой. Налоговую систему образует совокупность федеральных, региональных, а также местных налогов и сборов.
К федеральным относятся налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. Это налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль (доходы) предприятия, подоходный налог с физических лиц, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и др.
Региональными являются налоги и сборы, которые устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на их территории. Это налоги на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.
К местным относятся налоги и сборы органов местного самоуправления. Это земельный налог, налог на имущество физических лиц, на наследование или дарение и др.
В составе налогов также можно выделить основные налоги – это налог на прибыль, подоходный налог, НДС, а также акцизы. По методу установления различают прямые налоги (их уплачивают непосредственно получатели дохода, владельцы имущества и пр.) и косвенные (те, которые уплачиваются конечным потребителем, например, акцизы). Каждый вид налога состоит из совокупности специфических элементов налогообложения – налоговой ставки, налоговых льгот, порядка и сроков уплаты налога, а также формы отчетности.
Особенностью российского налогового законодательства является то, что оно начало формироваться с 1991 г. одновременно с развитием новых экономических отношений в стране. На сегодняшний день процесс формирования налоговой системы еще не завершен. На начальном этапе формирования российская налоговая система отличалась громоздкостью, низкой собираемостью налогов, большой жесткостью по отношению к неплательщикам налогов, что порождало массовый уход от налогов. Однако современная налоговая законодательная база, последовательно формируемая в главах Налогового кодекса, а также политика снижения налогового бремени позволяют сделать предположение, что налоговая система России будет цивилизованна и эффективна. Деятельность современных менеджеров предприятий предполагает глубокие знания налогового законодательства и требования не нарушать их. Так, хозяйствующие субъекты обязаны:
1) встать на учет в налоговых органах; уплачивать законно установленные налоги;
2) вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения;
3) предоставлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации;
4) предоставлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, которые предусмотрены НК РФ, информацию и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
5) выполнять законные требования налоговых органов, которые направлены на устранение нарушений налогового законодательства;
6) не препятствовать законной деятельности налоговых органов.
Кроме того, хозяйствующие субъекты должны:
‑ в трехдневный срок сообщать в соответствующий налоговый орган о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротства), ликвидации или реорганизации;
‑ в пятидневный срок сообщать об открытии или закрытии счетов;
‑ в десятидневный срок сообщать об изменении своего местонахождения;
‑ в месячный срок сообщать об участии в российских и иностранных организациях, а также о создании на территории страны обособленных подразделений;
‑ в течение 3 лет сохранять данные бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, которые подтверждают полученные доходы, расходы и уплаченные налоги;
‑ нести другие обязанности в соответствии с налоговым законодательством.
За невыполнение вышеперечисленных и других обязанностей хозяйствующий субъект привлекается к ответственности, которая предусмотрена налоговым законодательством.
Вместе с тем обязательное выполнение требований налогового законодательства не исключает возможность оптимизации налогообложения. Одной из форм оптимизации является использование льгот и преференций.
Льготами по налогам и сборам являются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов и предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Льготы, как и налоги, могут быть федеральными, региональными и местными. Льготы также могут быть прямыми и косвенными. Прямые льготы могут устанавливаться в разрезе отдельных категорий плательщиков, видов финансово-хозяйственной деятельности и др.
Все налоговые льготы должны соответствовать действующему законодательству. Льготы индивидуального характера могут устанавливаться лишь в исключительных случаях и правомочным органом власти (или самоуправления) лишь в части налога, который поступает в соответствующий бюджет.
Налоговые и другие льготы сосуществуют и применяются одновременно с финансовыми санкциями.
В составе налоговых льгот различаются:
а) налоговые освобождения:
‑ налоговые каникулы;
‑ изъятие отдельных элементов из объекта налогообложения;
‑ уменьшение налоговых ставок;
‑ освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков;
‑ возвращение ранее уплаченных сумм;
‑ налоговые изъятия и др.;
б) налоговые скидки:
‑ исключение из налогооблагаемой базы некоторых доходов и расходов;
‑ установление необлагаемого минимума налогооблагаемой базы;
‑ инвестиционные скидки;
‑ скидки при образовании некоторых фондов;
‑ ускоренная амортизация;
в) изменение в окладных суммах:
‑ вычеты из налогового оклада при косвенном обложении налогами;
‑ зачет ранее уплаченного налога за пределами страны;
‑ снижение окладной суммы налога;
г) изменения сроков уплаты налогов:
‑ предоставление отсрочки в уплате налога;
‑ рассрочка;
‑ инвестиционный налоговый кредит;
‑ налоговый кредит.
Успешная деятельность предприятия зависит от правильно выбранной налоговой политики. Суть налоговой политики, которая является одним из важнейших элементов финансовой стратегии хозяйствующего субъекта, сводится к выбору наиболее выгодных для предприятия вариантов налогового бремени, взаимоувязке последнего с хозяйственной, отраслевой, ассортиментной и другой ориентацией предприятия. Налоговая политика фирмы может включать в себя:
‑ выбор правильного юридического адреса предприятия и его организационно-правовой формы;
‑ выверенную тактику работы с территориальной налоговой инспекцией;
‑ следование налоговому законодательству;
‑ оперативное реагирование на изменения в налоговом законодательстве;
‑ поиск информации о предстоящих изменениях в налоговом законодательстве;
‑ упор на законные способы снижения налоговых выплат и оптимизации налогооблагаемой базы;
‑ поиск различных форм налоговых льгот;
‑ управление налогооблагаемой базой;
‑ выбор наиболее выгодных форм хозяйственных договоров и расчетов;
‑ учет налоговых рисков (т.е. финансовых потерь, которые вызваны нежелательными изменениями в налоговом законодательстве или нормативных актах);
‑ предварительное определение величины налоговых платежей (налоговое планирование);
‑ поиск направлений деятельности, в минимальной степени облагаемых налогами;
‑ оптимальное размещение инвестиций, активов и прибыли;
‑ анализ эффективности налоговой политики;
- повышение квалификации финансовых менеджеров, которые определяют налоговую политику.
Эффективная налоговая политика подразумевает под собой привлечение к постоянному сотрудничеству квалифицированных специалистов: бухгалтеров, юристов, финансовых менеджеров и аналитиков.
Главная задача налоговой политики фирмы не минимизация, а оптимизация налогообложения. Налоговая оптимизация для различных предприятий включает в себя как специфические, так и общие моменты:
‑ при определении юридического адреса необходимо учитывать весь комплекс факторов, в том числе уровень отношений конкурентов с налоговыми службами;
‑ обоснование адекватности организационной формы предприятия его целям и задачам;
‑ выбираются наиболее выгодные вид учетной политики, метод амортизации основных средств, метод оценки стоимости основных средств и их переоценки, метод оценки запасов, политика в части создания различных фондов на предприятии и пр.;
‑ изучаются налоговое законодательство с точки зрения наилучшего его применения, а также специальная и периодическая литература, опыт собственной и других организаций, хозяйственное законодательство;
‑ осуществляется привязка финансовых, маркетинговых, инвестиционных, кредитных, эмиссионных и других аспектов деятельности к политике оптимизации;
‑ налоговое планирование с учетом вышесказанного.
Таким образом, с помощью налоговой политики хозяйствующие субъекты формируют оптимальную налоговую базу. За основу оптимизации принимается совершенствование законодательной базы, регулирующей налогообложение хозяйствующих субъектов.
Объектом налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров или другое экономическое основание. Налогооблагаемой базой является стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налогооблагаемая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ.
Налогоплательщики-организации исчисляют налогооблагаемую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, которые подлежат налогообложению либо связаны с налогообложением.
Величина налогооблагаемой базы в известных пределах может регулироваться контрагентами сделки. Так, при оплате чеками продавец товара (услуг) может регулировать сроки зачисления выручки от реализации на свой расчетный счет. При оплате векселями это возможно как для покупателя, так и для продавца товара.
Управление налогооблагаемой базой – это в том числе выбор вариантов налогообложения в конкретной сделке в зависимости от ее юридического оформления. Управление налогооблагаемой базой нередко приводит к ее неоправданному уменьшению.
Российская практика налогообложения хозяйствующих субъектов имеет на сегодняшний день короткую историю, которая насчитывает возраст около 20 лет. Она характеризовалась на начальном этапе как налоговая система с высокими ставками основных налогов, большим их количеством, что привело к возникновению тяжелого налогового бремени для хозяйствующих субъектов и отрицательно сказалось на экономике и формировании финансовой среды предпринимательства (возрастание доли теневой экономики, спад производства и т.п.). Последовательное реформирование налоговой системы, её стабилизация (путем принятия Налогового кодекса в 1996 году), уменьшение количества налогов (один только налог с продаж заменил 15 местных налогов, а в 2005 году был отменен и он), значительное уменьшение величины основных налоговых ставок по основным налогам (по налогу на прибыль – с 35% до 20%; по НДС – с 28% до 18% и т.д.) способствовало снижению налогового бремени на хозяйствующие субъекты и, как следствие, произошла активизация экономических процессов в стране и формирование благоприятной финансовой среды предпринимательства с точки зрения налогообложения.
Особое место в налоговой системе России занимают специальные налоговые режимы, предназначенные для поддержки малого предпринимательства, сельхозтоваропроизводителей и ресурсодобывающих организаций. Они и сегодня продолжают реформироваться и обеспечивать наиболее удобные условия налогообложения малого бизнеса. Так планируется переход с 2011года на патентную систему налогообложения по некоторым видам деятельности, которая принесет стабильный доход бюджету, а малому бизнесу, несомненно, удобную и прозрачную форму налогообложения.
Таким образом, система налогообложения, действующая в государстве, непосредственно, через целый ряд факторов, влияет на финансовую среду предпринимательства. Она может при определенных условиях способствовать или процветанию предпринимательства в стране (при невысоком налоговом бремени, её простоте, прогнозируемости, стимулированию, и наличию преференций) или загнать его в теневой бизнес.
- Глава 1. Предмет дисциплины «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»
- 1.1. Основные понятия, функционирование и регулирование финансовой среды предпринимательства в России
- 1.2. Понятие заемных средств, их цена и эффективность использования
- 1.3. Понятие инфляции и её влияние на финансовую среду предпринимательства
- 1.4. Налоговая система и её влияние на деятельность хозяйствующих субъектов
- Глава 2. Российские банковские структуры
- 2.1. Место и роль банковской системы России в формировании финансовой среды предпринимательства
- 2.1.1. Становление и функционирование российской банковской системы в докризисный и посткризисный периоды
- 2.1.2. Современные тенденции в развитии банковского сектора России
- 2.1.3. Кредитное бюро: мировая практика и российские тенденции и перспективы
- 2.1.4. Коллекторские агентства как инструмент регулирования потребительского кредитования
- 2.1.5.Проблемы и перспективы развития российской банковской системы
- 2.2. Лизинг, как одна из форм кредитования хозяйствующих субъектов
- 2.2.1. Сущность и необходимость лизинга для экономики страны
- 2.2.2. Особенности становления лизинга в России
- 2.3. Ипотека в России: сущность, проблемы и перспективы
- 2.3.1.Особенности ипотечного кредитования малого бизнеса
- Глава 3. Российские негосударственные пенсионные фонды
- 3.1. Характеристика современного состояния российской государственной пенсионной системы
- 3.2. Негосударственные пенсионные фонды, их схемы и принципы действия
- 3.3. Система показателей, характеризующих деятельность нпф
- 3.4. Мировая практика становления пенсионных систем и российские тенденции их становления
- 4.1. Сущность и становление страхового рынка в международной и российской практике
- 4.2. Классификация и характеристика компаний российского страхового рынка
- 4.3. Особенности функционирования российского страхового рынка
- Глава 5. Роль инвестиционных компаний и фондов на российском рынке финансовых услуг
- 5.1. Сущность, классификация и структура паевых инвестиционных фондов в России
- 5.2. Фонды прямых инвестиций и их особенности функционирования на российском рынке
- 5.3. Мировая практика создания паевых инвестиционных фондов и их регулирования
- Глава 6. Государственное финансирование инвестиционных проектов
- 6.1. Сущность и тенденции инвестиционного процесса в условиях переходной экономики
- 6.2. Принципы формирования портфелей инвестиционных проектов и методы их финансирования
- 6.3. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов федерального уровня и специфика его бизнес–планирования
- 6.4. Инвестиционный фонд Российской Федерации
- Глава 7. Российский капитал в особых экономических режимах и в международном бизнесе
- 7.1. Свободные экономические зоны: международная и российская практика
- 7.1.1. Понятие и классификация свободной экономической зоны
- По системам льгот:
- 7.1.2. Российская практика создания свободных экономических зон
- 7.2. Транснациональные корпорации в мировой хозяйственной деятельности и финансово-промышленные группы России
- 7.2.1. Транснациональные корпорации и их значение для мировой экономики
- 7.2.2 Международный опыт функционирования транснациональных корпораций
- 7.2.3. Проблемы становления и развития российских финансово- промышленных групп и транснациональных корпораций
- Материалы для самостоятельной работы
- 8.1. Аудиторско-консалтинговые компании и рейтинговые агенства и их роль в уменьшении предпринимательских рисков
- 8.2. Становление и развитие мировых аудиторско-консалтинговых компаний и особенности их деятельности в России
- 8.3. Риски мирового и российского рынков аудиторско-консалтинговых услуг в условиях финансового кризиса
- 8.4. Рейтинговые агентства: мировая и российские практики и их влияние на финансовую среду предпринимательства
- Материалы для самостоятельной работы
- Глава 9. Влияние региональных и мировых финансовых кризисов на финансовую среду предпринимательства
- 9.1. Движение международного спекулятивного капитала («горячих денег») как основа зарождения мировых и региональных финансовых кризисов
- 9.2. Социально-экономические последствия для экономики России и других стран региональных и мировых финансовых кризисов
- 9.3.Сравнительный поэтапный анализ финансовых кризисов 1998 и 2008гг.
- Заключение
- 20 Иванов: особые экономические зоны позволят рф слезть с "нефтяной иглы"