91. Прямые налоги, их виды, функции. Косвенные налоги их функции, роль в экономике
Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов.
Объектом прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком прямого налога. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящем налог непосредственно в казну.
К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество. К прямым налогам может быть отнесен и налог на наследство и дарение.
Прямые налоги в свою очередь разделяются на:
- реальные – прямые налоги, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика. Например, земля, дом, ценные бумаги. К реальным налогам относятся поземельный, подомовой, промысловый налоги и налог на ценные бумаги.
- и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации. Это прямой налог, взимаемый в соответствии с размером дохода и с учетом предоставляемых льгот. К личным налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль фирм, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, налог на наследство и дарение, налог на имущество, подушный налог.
Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:
1. Экономические - прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
2. Регулирующие - в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).
3. Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы. Такой принцип налогообложения большинством экономистов мира считается наиболее справедливым.
Косвенные налоги, их функции, роль в экономике
При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном – субъектом этих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).
Косвенные налоги следует рассматривать комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров и их размер не зависит прямо от доходов плательщика. Так как косвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном размере их платит больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет более высокие доходы.
Косвенные налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишь как финансовое бремя на население – бессмысленно, так как токовым являются все налоги. Речь может идти только об одном: насколько они затрагивают интересы разных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение.
Преимущества непрямых налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.
- косвенным налогам характерно быстрое поступление.
- косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления.
- косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов.
- косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет.
- косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других.
С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном.
Косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют то, что введение непрямых налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов.
При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, который является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.
Косвенные налоги при умелом их использовании – эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. Они характеризуются быстрыми поступлениями, что в свою очередь дает возможность использовать эти средства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления и услуги, вероятность их полного или почти полного поступления
Косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов местных бюджетов.
Косвенные налоги имеют непосредственное влияние на само государство. Используя все свои возможности, оно должно способствовать развитию производства и тем самым увеличить объем реализации, а следовательно и поступлений в бюджет. То есть, можно утверждать, что косвенные налоги играют стимулирующую роль. Государство посредством косвенных налогов может регулировать процесс потребления.
- 1. Понятие рыночной экономики, специфика рыночного механизма.
- 2. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос. Неценовые детерминанты спроса
- 3. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение. Неценовые детерминанты предложения
- 4. Конкуренция на рынке. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Олигополия
- 5. Рынок труда и заработная плата. Безработица, ее виды
- 6. Понятие валового внутреннего продукта (ввп) страны. Методы расчета ввп. Понятие добавленной стоимости, связь с ввп
- 7. Понятие инфляции, Сущность и формы проявления инфляции. Факторы инфляции. Влияние инфляции на экономику. Антиинфляционная политика
- 8. Понятие денег. Основные функции денег. Понятия о денежных агрегатах (m1, m2, м3 ...)
- 10 Денежная система рф.
- 11. Центральный банк и его функции. Принципы кредитно – денежной политики
- 12 Бух. Отчетность организации. Понятие, содержание и виды отчетности
- 13. Учетная политика организации: основное назначение и содержание.
- 14. Учет денежных средств организации
- 15 Учет и оценка материально-производственных запасов организации: методы оценки мпз.
- 16. Учет основных средств
- 17. Учет нематериальных активов организации
- 18. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).
- 19. Учет готовой продукции, организации
- 20. Учет результатов хозяйственной деятельности организации
- 21. Учет капитала организации
- 22. Учет труда и заработной платы организации.
- 23. Управленческий учет: сущность, задачи принципы и роль в управлении предприятием.
- 24. Износ основных средств производства. Физический и моральный износ. Переоценка стоимости основных средств; причины, обусловливающие необходимость периодической переоценки основных средств
- 25. Значение бюджетирования в рыночной экономике. Методологическая составляющая процесса бюджетирования .
- 26. Финансовые, производственный и операционный цыклы в промышленности и отраслевые особенности бюджетного процесса.
- 27. Структура сводного(общего) бюджета . Выбор продолжительности бюджетного периода.
- 28. Назначение и формат операционного и финансового бюджетов.
- 29. Понятие производительности труда. Система показателей производительности труда. Факторы, влияющие на производительность труда
- 30. Маркетинг как функция управления. Организация и использование маркетинговой службы
- 31. Понятие и критерии малого бизнеса .Особенности организации финансов малого бизнеса
- 32. Издержки производства. Структура издержек производства. Факторы, влияющие на издержки производства
- 33. Методы планирования (прогнозирования) прибыли. Метод прямого счета планирования прибыли.
- 34. Оборотные средства предприятия. Сущность, состав и структура. Классификация оборотных средств
- 35. Показатели эффективности использования основных средств предприятий и методика их определения
- 36. Амортизация основных средств; экономический смысл и назначение амортизации; методы начисления амортизации
- 37. Основные средства организации, сущность, состав и структура. Оценка основных фондов: первоначальная, восстановительная, остаточная стоимость
- 38. Рентабельность производственной деятельности предприятия. Факторы, влияющие на рентабельность. Расчет показателей рентабельности
- 40. Классификация затрат предприятия :по экономическим элементам и по статьям затрат . Деление затрат на постоянные и переменные, прямые и косвенные (распределяемые) Основные и накладные.
- 41. Финансовое планирование: методы, принципы, назначение. Формирование финансового плана организации.
- 42. Организация управления оборотными средствами предприятия. Оценка эффективности использования оборотных средств
- 43. Управление запасами. Определение оптимальной партии заказа.
- 44. Управление дебиторской задолженностью
- 45. Управление денежными средствами организации.
- 46. Себестоимость продукции. Понятие калькуляции себестоимости. Состав затрат, формирующих себестоимость продукции
- 47. Взаимосвязь выручки, себестоимости и прибыли организации. Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж
- 48. Формирование денежных потоков на предприятии
- 49. Порядок формирования финансовых результатов предприятия. Экономическое содержание понятий: выручка, себестоимость, валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль
- 50. Сущность, функции и организационная структура рынка ценных бумаг
- 51. Понятие эмиссионной ценной бумаги, их виды, расчет цены и доходности
- 52. Акции, общая характеристика, виды акций, права акционеров
- 53. Облигации, общая характеристика, виды облигаций
- 54 Вексель, его сущность, виды векселей, общая характеристика вексельного обращения
- 55. Фондовая биржа, как организатор торговли на рынке ценных бумаг.
- 56 Операции на бирже. Характер основных видов сделок на бирже.
- 57. Виды рынков ценных бумаг (первичный и вторичный, организованный, неорганизованный, биржевой, внебиржевой, публичный, электронный)
- 58. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и ее виды
- 59. Оценка бизнеса. Доходный подход в оценке бизнеса
- 60. Оценка бизнеса. Сравнительный (рыночный) подход в оценке бизнеса
- 61. Оценка бизнеса. Затратный подход в оценке бизнеса.
- 62. Рынок недвижимости, основные характеристики. Особенности оценки недвижимости
- 63. Понятие финансовой системы Российской Федерации, состав и функционирование ее звеньев
- 64. Бюджетная система страны. Бюджетное устройство, бюджетным процесс. Понятие бюджетного дефицита
- 65. Финансовые институты, виды, функции
- 66. Классификации форм кредита в зависимости от характера кредитора, заемщика, целевых потребностей заемщика. Функции кредита. Виды кредита
- 67. Банковская система. Виды банков по типу собственности, функциональному назначению, характеру выполняемых операций, сфере обслуживании, масштабу деятельности.
- 68. Валютный рынок и валютные отношения. Курсы валют. Факторы, влияющие на валютный курс
- 69. Основные направления разработки финансовой политики предприятия
- 70. Понятие финансов. Сущность финансов как экономической категории и функции финансов. Финансово-кредитная система
- 71. Формы и методы кредитования. Условия и принципы кредитовании. Банковский контроль в системе кредитования
- 72. Внебюджетные фонды и их роль в системе страхования
- 73. Анализ финансового состояния предприятия. Метод коэффициентного анализа
- 73. Анализ финансового состояния предприятия. Методы коэффициентного анализа.
- 74. Концепция оценки доходности финансовых активов.
- 75. Основные понятия и показатели финансового менеджмента. Экономический смысл основных понятий финансового менеджмента: дс, брэи, нрэи, эр
- 76. Понятие ликвидности. Группировка активов по степени ликвидности, обязательств - по степени срочности. Показатели ликвидности. Абсолютная ликвидность баланса
- 77. Понятия ликвидности, кредитоспособности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия; методы их оценки
- 78. Понятие капитала. Цена капитала и структура капитала. Методы оценки стоимости капитала.
- 79. Понятие финансовой устойчивости и ее виды. Абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости
- 80. Риск менеджмент предприятия (рмп), задачи, функции. Классификация методов и приемов управления рисками по характеру воздействия на факторы риска.
- 81. Риски и их учет в бизнесе. Виды рисков. Пути снижения рисков в бизнесе.
- 82. Финансовые предпосылки несостоятельности (банкротства) фирмы. Пути предотвращения банкротства.
- 83. Несостоятельность (банкротство) предприятия. Процедура банкротства.
- 84. Методы прогнозирования банкротства
- 86. Взаимоотношения предприятия с бюджетом. Налог, его понятие.
- 87. Налог на прибыль организаций: методика определения налоговой базы
- 88. Налог на добавленную стоимость: методика формирования сумм ндс для уплаты в бюджет
- 89. Налог на имущество предприятий: методика определения налогооблагаемой базы
- 90. Налоги на доходы физических лиц. Порядок исчисления и уплаты
- 91. Прямые налоги, их виды, функции. Косвенные налоги их функции, роль в экономике
- 92. Налоговая система. Общие принципы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговая база
- 93. Страхование как финансовая категория, сферы, отрасли (пенсионное медицинское). Формы страхования.
- 94. Экономическая сущность инвестиций. Инвестиционная политика. Роль инвестиций в развитии экономики.
- 96. Классификация инвестиций
- 97. Организационно-правовые основы инвестиционной деятельности
- 98 Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов
- 99. Задачи и направления инвестиционного менеджмента
- 100. Бизнес-план и его назначение . Основные разделы бизнес-плана и их особенности.