По системам льгот:
- Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.)
- Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
- Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
- Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
- Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.
Однако форма организации хозяйствования в виде СЭЗ получила распространение в мировой практике лишь в последние десятилетия. СЭЗ стали организовываться в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Первая в мире свободная экономическая зона появилась в ирландском городе Шеннон. В 1959 г. Правительство Ирландии организовало на территории аэропорта зону свободного международного предпринимательства. Данная экспортная промышленно-производственная зона и сегодня является одной из самых эффективных по критериям объема привлеченных инвестиций и числа работающих предприятий.
По некоторым оценкам во всем мире сейчас насчитывается около 1000 свободных экономических зон, различающихся особенностями режима функционирования и формами хозяйствования. Большая часть СЭЗ сосредоточена в Америке и Юго-Восточной Азии. Мировой опыт показывает, что эффективность функционирования СЭЗ определяется политической стабильностью, инвестиционными гарантиями, качеством инфраструктуры, квалификацией рабочей силы, простотой административных структур.
В странах с различным экономическим укладом и уровнем экономического развития используются разные формы СЭЗ. Для стран Западной Европы характерны беспошлинные зоны свободной торговли в морских портах для осуществления погрузочно-разгрузочных работ (Гамбурге, Киле, Эмдене, Куксхафене, Бремерхафене и Бремене в Германии), свободные аэропорты (больше всего их создано в Великобритании), финансово-банковские центры – оффшорные зоны (Швейцария, Лихтенштейн, Нормандские острова – Мэн, Гернси).
В США и Японии получили развитие технополисы. Самой большой среди таких зон в США является научно-техническая СЭЗ «Силиконовая долина», где сосредоточено 20% мирового объема производства компьютеров и другой вычислительной техники.
В Японии даже была разработана Программа создания технополисов. Для отбора территорий, претендовавших на создание технополиса, были сформулированы специальные критерии:
‑ расположение недалеко (не более 30 мин езды) от «материнского города» с населением свыше 200 тыс. человек, что позволяет обеспечить достаточно высокий уровень коммунального обслуживания;
‑ близость к аэропорту, лучше к международному или станции скоростной железной дороги;
‑ сбалансированный комплекс промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждений и жилых кварталов;
‑ наличие современной информационной сети;
‑ благоприятные условия для жизни, способствующие творческой работе;
‑ участие в планировании деятельности СЭЗ всех трех заинтересованных сторон: бизнеса, университетов и местных властей.
Одной из важнейших целей создания японских технополисов было стимулирование развития экономики территорий, находящихся за пределами Тихоокеанского пояса (наиболее развитой части страны). В настоящее время в Японии насчитывается 19 технополисов. Большинство из них ориентируется на разработки в области электроники, создания «новой керамики», робототехники. Некоторые технополисы специализируются на медицинской промышленности, биотехнологии, космических исследованиях.
Для развивающихся стран характерно создание экспортных промышленно-производственных зон по примеру Шеннона. При этом СЭЗ в развивающихся странах присущ ряд общих черт. Главное – они по большей части носят замкнутый анклавный характер и практически полностью ориентируются на внешние рынки, связи же с внутренним рынком очень слабы. Кроме того, им присущи ориентация преимущественно на такие трудоинтенсивные отрасли, как производство электроники, электротехники, обуви, готового платья, спортивных изделий, игрушек, часов и т.п. Отметим, что здесь преобладают сборочные предприятия.
Во второй половине ХХ в. большое распространение получила практика создания оффшорных зон, где предоставляются значительные льготы для размещения иностранного капитала и регистрации иностранных компаний. Большое количество таких зон было создано в Латинской Америке (на островах Карибского бассейна), Азии, а также Северной Европе. СЭЗ подобного типа в настоящее время довольно успешно реализуют свои потенциальные возможности. Можно выделить целый ряд факторов, определяющих эффективность функционирования оффшорных зон.
1. Практически все оффшорные зоны являются либо официально, либо фактически независимыми государствами, и СЭЗ создается на всей территории государства. Именно этот фактор предопределяет их успешное функционирование: какими бы широкими ни были полномочия управляющей компании, инвесторы всегда будут учитывать, на территории какой страны им придется вести бизнес.
2. Важнейшим условием формирования центра оффшорного бизнеса остается система налоговых льгот для потенциальных партнеров и инвесторов, лежащая в основе оффшорного бизнеса как такового. Набор, масштаб налоговых льгот и порядок их получения (включая перечень видов деловой активности, для которых предусмотрены льготы) в немалой степени влияют на характер развития таких финансовых центров.
3. Важной характеристикой делового климата страны в целом, придающей дополнительную привлекательность оффшорной зоне, является наличие современного и четкого корпоративного законодательства. В глазах серьезного инвестора этот фактор может оказаться даже более значимым, чем объем предусмотренных для компании льгот, поскольку обеспечивает общую «прозрачность» деловой среды и предсказуемость действий экономических субъектов.
4. К числу требований, предъявляемых к законодательной базе деятельности компаний, можно отнести и присутствие строгих норм, охраняющих коммерческую и банковскую тайну. Это требование не прихоть криминальных структур, а необходимость, диктуемая жесткой конкуренцией на мировом рынке товаров и услуг.
5. Политическая и экономическая стабильность территории традиционно ценится всеми иностранными инвесторами. Этот фактор выступает одним из основополагающих, а политическая нестабильность и ярко выраженное экономическое неблагополучие препятствуют выходу многих развивающихся стран и территорий в лидеры мирового оффшорного бизнеса. Стабильная политико-экономическая ситуация в стране – это дополнительная гарантия для владельцев работающих в оффшоре компаний от внезапных изменений в деловом и налоговом климате особой зоны, временной или окончательной потери возможности ведения деловых операций и даже финансовых средств.
6. Кроме того, необходимыми условиями работы любого финансового центра являются обеспечение качественной связи и легкая транспортная доступность территории – наличие международного аэропорта и регулярных авиарейсов.
На практике власти начинают создавать оффшорный финансовый центр, когда территория уже располагает минимально необходимой инфраструктурой. Такая инфраструктура формируется постепенно, и одним из стимулов ее развития является международный туризм, поэтому крупнейшие оффшоры располагаются не только близко к мировым финансовым центрам, но и на территориях с прекрасным климатом для отдыха и туризма – Канарах, Карибах и т.д.
- Глава 1. Предмет дисциплины «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»
- 1.1. Основные понятия, функционирование и регулирование финансовой среды предпринимательства в России
- 1.2. Понятие заемных средств, их цена и эффективность использования
- 1.3. Понятие инфляции и её влияние на финансовую среду предпринимательства
- 1.4. Налоговая система и её влияние на деятельность хозяйствующих субъектов
- Глава 2. Российские банковские структуры
- 2.1. Место и роль банковской системы России в формировании финансовой среды предпринимательства
- 2.1.1. Становление и функционирование российской банковской системы в докризисный и посткризисный периоды
- 2.1.2. Современные тенденции в развитии банковского сектора России
- 2.1.3. Кредитное бюро: мировая практика и российские тенденции и перспективы
- 2.1.4. Коллекторские агентства как инструмент регулирования потребительского кредитования
- 2.1.5.Проблемы и перспективы развития российской банковской системы
- 2.2. Лизинг, как одна из форм кредитования хозяйствующих субъектов
- 2.2.1. Сущность и необходимость лизинга для экономики страны
- 2.2.2. Особенности становления лизинга в России
- 2.3. Ипотека в России: сущность, проблемы и перспективы
- 2.3.1.Особенности ипотечного кредитования малого бизнеса
- Глава 3. Российские негосударственные пенсионные фонды
- 3.1. Характеристика современного состояния российской государственной пенсионной системы
- 3.2. Негосударственные пенсионные фонды, их схемы и принципы действия
- 3.3. Система показателей, характеризующих деятельность нпф
- 3.4. Мировая практика становления пенсионных систем и российские тенденции их становления
- 4.1. Сущность и становление страхового рынка в международной и российской практике
- 4.2. Классификация и характеристика компаний российского страхового рынка
- 4.3. Особенности функционирования российского страхового рынка
- Глава 5. Роль инвестиционных компаний и фондов на российском рынке финансовых услуг
- 5.1. Сущность, классификация и структура паевых инвестиционных фондов в России
- 5.2. Фонды прямых инвестиций и их особенности функционирования на российском рынке
- 5.3. Мировая практика создания паевых инвестиционных фондов и их регулирования
- Глава 6. Государственное финансирование инвестиционных проектов
- 6.1. Сущность и тенденции инвестиционного процесса в условиях переходной экономики
- 6.2. Принципы формирования портфелей инвестиционных проектов и методы их финансирования
- 6.3. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов федерального уровня и специфика его бизнес–планирования
- 6.4. Инвестиционный фонд Российской Федерации
- Глава 7. Российский капитал в особых экономических режимах и в международном бизнесе
- 7.1. Свободные экономические зоны: международная и российская практика
- 7.1.1. Понятие и классификация свободной экономической зоны
- По системам льгот:
- 7.1.2. Российская практика создания свободных экономических зон
- 7.2. Транснациональные корпорации в мировой хозяйственной деятельности и финансово-промышленные группы России
- 7.2.1. Транснациональные корпорации и их значение для мировой экономики
- 7.2.2 Международный опыт функционирования транснациональных корпораций
- 7.2.3. Проблемы становления и развития российских финансово- промышленных групп и транснациональных корпораций
- Материалы для самостоятельной работы
- 8.1. Аудиторско-консалтинговые компании и рейтинговые агенства и их роль в уменьшении предпринимательских рисков
- 8.2. Становление и развитие мировых аудиторско-консалтинговых компаний и особенности их деятельности в России
- 8.3. Риски мирового и российского рынков аудиторско-консалтинговых услуг в условиях финансового кризиса
- 8.4. Рейтинговые агентства: мировая и российские практики и их влияние на финансовую среду предпринимательства
- Материалы для самостоятельной работы
- Глава 9. Влияние региональных и мировых финансовых кризисов на финансовую среду предпринимательства
- 9.1. Движение международного спекулятивного капитала («горячих денег») как основа зарождения мировых и региональных финансовых кризисов
- 9.2. Социально-экономические последствия для экономики России и других стран региональных и мировых финансовых кризисов
- 9.3.Сравнительный поэтапный анализ финансовых кризисов 1998 и 2008гг.
- Заключение
- 20 Иванов: особые экономические зоны позволят рф слезть с "нефтяной иглы"