logo search
Финансовая среда предпринимательства1

7.1.2. Российская практика создания свободных экономических зон

В 1990 – 1991 гг. в России было создано 12 зон действия режима экономического благоприятствования: в Ленинграде, Зеленограде (технополис), на Алтае (экологическая зона «Горный Алтай») и др.

В зависимости от цели и задач СЭЗ в России целесообразно разделить их на следующие основные типы:

‑ комплексные зоны производственного характера;

‑ внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

‑ функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

1. Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры. К комплексным зонам может быть отнесена большая часть СЭЗ, созданных в России, в том числе СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

2. Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита. К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли «Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево»), свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (около аэропорта «Внуково»), «Франко-Порт Терминал» (на территории московского Западного речного порта.

3. Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народно-хозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта. К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая специализируется в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового (оффшорного) характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа – особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды».

4. На выбор типа зон для конкретных территорий влияли не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужны развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине), они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.

Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только небольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомо нереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур.

Во-вторых, массовая раздача зональных преференций отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостоятельного возникновения новых зональных структур, когда та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Руководство России оказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра.

К началу 1993 г. в Правительстве возобладала линия на ликвидацию «супер-зон». Подготовленный проект Закона РФ «О свободных экономических зонах» предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей – свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.

В результате к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:

Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных СЭЗ, таможенных зон (обустройству территории, созданию Компании развития и т.п.). Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (как частные, так и государственные), и это предопределило их ближайший успех. Первой по такому пути пошла СЭЗ «Находка».

Современные особые экономические зоны России созданы в соответствии с принятыми последними требованиями. Так в 2005г. постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:

-четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах: Дубна,Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград», Сколково),Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона «Нойдорф»),Томск;

-две промышленно-производственные зоны в городах: Елабуга — ОЭЗ «Елабуга».Липецк — ОЭЗ «Липецк».

в февраля 2007 г. также было создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа: в Республиках Алтай, Бурятия, в Алтайском, в Краснодарском и в Ставропольском краях, в Иркутской и Калининградской областях.

На конец 2009 года всего на территории ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов. Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. эта ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд. руб.

В г. Магадане действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.

В декабря 2009 года было принято решение Правительства РФ № 1163 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны»20 и принципиальное отличие ульяновской портовой зоны от других в том, что она базируется на имущественном комплексе, практически готовом для создания свободной экономической зоны. Портовая зона создана на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», построенного в 80-е годы. Аэропорт обладает уникальной взлётно-посадочной полосой, которая способна принимать любые виды воздушных судов.

На территории Хабаровского края создана портовая особая экономическая зона, а на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона.

Таким образом, в России могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

- Технико-внедренческие (площадью не более 3 км²);

- Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);

- Туристско-рекреационные;

- Портовые.

Ни одна ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;

На территории ОЭЗ не допускается:

- Добыча и переработка полезных ископаемых;

- Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.

Кроме того, для Калининградской области предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ - значительные налоговые и таможенные льготы.

Управляющая компанией российских ОЭЗ является ОАО «Особые экономические зоны», в ведении которой находятся 16 действующих и вновь создаваемых особых экономических зон России. Из 16 действующих зон 2 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 8 на развитии туристско-рекреационного бизнеса и 2 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.

С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 223 инвестора из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций – более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.

ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

Целью создания ОЭЗ с точки зрения государства является: привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий, хотя бы на ограниченную часть территории страны. Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала. Развитие экспортной базы. Импортозамещение. Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Целью создания и участия в ОЭЗ с точки зрения инвестора является: освоение новых рынков сбыта, приближение производства к потребителю, снижение экспортных и импортных таможенных пошлин, доступ к инфраструктуре экономики, использование более дешёвой рабочей силы и сырьевых ресурсов, попытка снижения влияния бюрократии, экономико-социальное развитие территории.

Проблемой «выживания» СЭЗ в России на начальном этапе их становления длительное время являлась проблема несовпадения декларируемых целей, целям реально преследуемым при их создании. Возникновение противоречий между интересами регионов и Федерации в целом приводило к значительным потерям бюджетных средств. Руководители регионов видели, как правило, в таких зонах лишь одну положительную сторону – перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагали, что СЭЗ помогут им избавиться от экономических проблем региона, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, что регион в таком тяжелом социально-экономическом состоянии не привлекателен и для инвесторов. Между тем система предоставляемых свободной зоне льгот должна была служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не ме­ханизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Кроме того, средства федерального бюджета, вкладываемые в создание СЭЗ, в том числе в виде различных льгот, фактически выделяются за счёт прочих регионов России, может быть не менее нуждающихся в них в условиях затянувшегося системного кризиса в экономике того периода.

Таким образом, на основе анализа российской практики внедрения и существования СЭЗ следует отметить, что в рамках федерального государства спорно и опасно создавать приоритетные режимы для большого количества субъектов и зон, так как сопутствующие этому процессу преференции влияют не только на общественно-политический климат в стране, но и на экономику в целом.

Что касается роли воздействия свободных экономических зон на формирование финансовой среды предпринимательства России, то она, несомненно, велика и позитивна. Это ускорение научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрения в практику результатов отечественной науки, разработка наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширение экспорта.