logo search
Финансовая среда предпринимательства1

6.4. Инвестиционный фонд Российской Федерации

Современная инвестиционная политика государства реализуется в деятельности Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее Фонда), образованного в конце 2005 года и в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Он представляет собой часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства.

Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации, для реализации инновационных проектов, создания и (или) реконструкции объектов, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для финансирования подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, включая подготовку конкурсной документации, и мероприятий по подготовке территории строительства, включая выкуп земельного участка, и разработке проектной документации на объекты капитального строительства, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для реализации региональных инвестиционных проектов.

Порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, этапы и процедура отбора проектов, основные требования к представленной документации и проведению контроля и мониторинга хода их реализации, определяются Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. № 134.

Главная цель использования средств Фонда – поддержка приоритетных для государства и регионов конкретных инвестиционных проектов путем создания транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения, без которой эти проекты не могут быть реализованы.

Инвестиционные проекты, получающие государственную поддержку за счет бюджетных ассигнований Фонда, должны отвечать приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации или отдельных субъектов Российской Федерации, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, концепцией совершенствования региональной политики Российской Федерации и другими документами стратегического планирования.

Отбор инвестиционных проектов осуществляется исходя из показателей финансовой, бюджетной, экономической и социальной эффективности проектов, что позволяет оценивать вклад проектов в улучшение важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - рост внутреннего валового (регионального) продукта, дополнительные доходы в бюджетную систему Российской Федерации, повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте, повышение доступности и качества услуг населению. Проекты Фонда отбираются в рамках публичной процедуры, предусматривающей их рассмотрение на Инвестиционной комиссии по проведению отбора проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, с последующим отбором на Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, и утверждением паспортов проектов распоряжениями Правительства Российской Федерации.

В рамках деятельности Фонда осуществляется тесное взаимодействие с институтом развития – государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». По ряду региональных инвестиционных проектов (например, «Чистый Дон») Внешэкономбанк выступает в качестве кредитной организации, представляющей заемные средства для реализации проекта. Также Внешэкономбанк выступает в качестве соинвестора по инвестиционному проекту, имеющему общегосударственное значение, «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Кроме того, Внешэкономбанк осуществляет функции финансового консультанта Правительства Российской Федерации, в рамках которых готовит заключения на предмет соответствия проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда, количественным критериям эффективности.

Одной из проблем, затрудняющих достижение поставленных перед Фондом целей, является несовершенство нормативной базы, регулирующей деятельность Фонда. В целях решения указанной проблемы, а также повышения эффективности управления средствами Фонда, Минрегионом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации», который находится на проработке в Аппарате Правительства Российской Федерации. Также Минрегионом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении контроля и мониторинга хода реализации проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации, и внесении изменений в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации», который на данный момент находится на заключении в Минюсте России.

Инвестиционные проекты, имеющие общегосударственное значение. Правительство Российской Федерации утвердило на 01.012010года 20 инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, для реализации которых представляется государственная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда в объеме более 320 млрд. рублей (на 1 рубль средств Фонда привлекаемые средства инвесторов составляют около 2 рублей).

Региональные инвестиционные проект. В июне 2008 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации была начата работа по поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации региональных инвестиционных проектов. В целях выполнения поручения Президента утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2008 г. №468 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. №134». В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации была введена новая категория проектов Фонда – региональные инвестиционные проекты, установлены требования к структуре проектов и определен порядок рассмотрения заявок на финансирование региональных инвестиционных проектов.

С сентября по декабрь 2008 года в Минрегион России поступило 52 заявки более чем от 30 субъектов Российской Федерации на предоставление государственной поддержки за счет средств Фонда для реализации региональных инвестиционных проектов.

Общая стоимость указанных проектов – около 190 млрд. руб., в том числе: общая сумма запрашиваемых средств Фонда – около 28 млрд. руб., объем инвестиций за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 12 млрд. руб., частных инвесторов – около 150 млрд. рублей.

Из указанных выше региональных инвестиционных проектов 16 получат поддержку за счет бюджетных ассигнований Фонда. Их общая стоимость составляет 88,09 млрд. руб., в том числе средства Фонда – около 11 млрд. руб., средства частных инвесторов – более 70 млрд. рублей.

В течение 2009 года в Минрегион России поступило 53 заявки более чем от 30 субъектов Российской Федерации на предоставление государственной поддержки за счет средств Фонда для реализации региональных инвестиционных проектов.

Общая стоимость указанных проектов – около 173 млрд. руб., в том числе: общая сумма запрашиваемых средств Фонда – около 29,3 млрд. руб., объем инвестиций за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 14 млрд. руб., частных инвесторов – около 130 млрд. рублей.

Из указанных выше региональных инвестиционных проектов 7 одобрено Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. Их общая стоимость составляет 16,3 млрд. руб., в том числе средства Фонда – около 2 млрд. рублей.

Возникает мультипликативный эффект, возникающий в результате реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, и региональных инвестиционных проектов.

В частности, целью инвестиционного проекта, имеющего общегосударственное значение, «Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» является строительство опорной железнодорожной инфраструктуры, что позволит создать условия для реализации ключевого экономического фактора развития Республики Тыва - разработки богатых месторождений полезных ископаемых. В результате реализации проекта ежегодные налоговые поступления в республиканский бюджет увеличатся в 2 раза, доходы федерального бюджета возрастут на 4 млрд. руб. Прогноз ВРП Республики Тыва на 2015 г. с учетом проекта составляет 58,7 млрд. руб., что более чем в 2 раза больше прогнозируемого ВРП без учета проекта. С учетом мультипликативного эффекта от проекта  прогноз ВРП – 95 млрд. руб. Кроме того, будут обеспечены потребности металлургической промышленности России в угле.

Целью регионального инвестиционного проекта «Индустриальный парк «Камские поляны» является развитие депрессивного региона, создание индустриального парка. Новая концепция развития поселка, где в настоящий момент один из самых высоких в республике показателей безработицы, является составной частью общереспубликанской Концепции инновационной деятельности. Проект предполагает решение вопроса обеспечения занятости трудоспособного населения Камских полян за счет создания сети высокотехнологичных производств по переработке полимеров. Реализация данного проекта будет способствовать увеличению ВРП республики Татарстан и обеспечит динамику её экономического роста. Интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта составит не менее 0,238%. Общие ожидаемые налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составят 1160 млн. руб. до 2017 года.

В 2010 году одним из приоритетных направлений деятельности Фонда стала поддержка региональных инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики монопрофильных городов, которых насчитывается более чем 270 проектов от 34 субъектов РФ. Значительная часть таких региональных инвестиционных проектов направлена на развитие обрабатывающего производства, транспортной инфраструктуры, жилищного строительства, сельского хозяйства и других отраслей экономики

Краткая характеристика проектов Фонда. В целом, реализация инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований Фонда, направлена на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации в части создания и развития объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры государственной собственности. Однако необходимо обозначить мультипликативный эффект, возникающий в результате реализации данных проектов.

1. Государственная поддержка инвестиционных проектов за счет средств Фонда стала катализатором активности частных инвесторов:

2. С учетом материалоемкости проектов, их масштабов и комплексности, они являются важным фактором в стимулировании внутреннего спроса на отечественную продукцию в целом.

3. В условиях мирового финансового кризиса проекты, поддерживаемые за счет средств Фонда, становятся важным инструментом повышения занятости – только в 2009 году создано более 61 тыс. рабочих мест в 32 субъектах Российской Федерации по уже одобренным проектам.

Реализация проектов Фонда препятствует росту безработицы и падению производства, загружая имеющиеся производственные мощности в регионах, обеспечивая заказами проектные и строительные организации, увеличивая наполнение региональных и местных бюджетов, сохраняя покупательскую способность населения.

4. Реализуемые проекты существенно влияют на поступления в бюджетную систему. Так, сумма дополнительных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, в связи с реализацией проектов в 2009 году возросли, за прогнозный период 10 лет составят 257,7 млрд. рублей. Вместе с тем, 1 рубль средств федерального бюджета, направленных на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в рамках реализации региональных инвестиционных проектов, генерирует 2,78 рублей поступлений в региональный и местный бюджеты за 10-летний прогнозный период.

5. Инфраструктура, создаваемая государством в период ценового спада на строительные работы и материалы, станет залогом конкурентоспособности российской экономики в фазе посткризисного роста.