5.3. Мировая практика создания паевых инвестиционных фондов и их регулирования
Паевые фонды в мировой практике давно являются частью инвестиционного процесса. Например, в США первый взаимный фонд был создан в 1924 г. и назывался «Massachusets Investory Trast». Однако в то время взаимные фонды очень тяжело приобретали доверие инвесторов. На этот период приходился один из тяжелейших кризисов мировой экономики, а пропаганда новой инвестиционной концепции, естественно, воспринималась населением настороженно. Кроме того, отсутствие разработанного законодательства весьма усложняло вопросы налогообложения – одно из ведущих достоинств взаимных фондов. И хотя теоретически ситуация выглядит сейчас достаточно очевидной, английская система прецедентов требовала наработки практики. В основном паевые фонды предлагали инвестиции в акции; ПИФ, работающие на рынке облигаций, были немногочисленны. Однако все они до определенного времени были придатком «Wall Street»: до 1980-х гг. куда большее влияние на мировые рынки капитала оказывали богатые частные инвесторы и пенсионные фонды.
Вплоть до 1950-х гг. индустрия взаимных фондов росла очень слабо. Не помогло даже принятие в США Закона об инвестициях в 1940 г. и Закона о трасте в 1939 г. Однако в середине 1950-х гг. начался бурный рост взаимных фондов. Если в 1951 г. они управляли 57 млн. долл., находившихся на 22 тыс. счетов, то в 1960 г. на 179 тыс. счетов находилось уже 540 млн. долл., а к 1963 г. эти цифры увеличились соответственно до 1 млрд. долл. и 324 тыс. счетов.
Однако большинство инвесторов обратили внимание на паевые фонды только в конце 1970-х - начале 1980-х гг., когда проценты, которые банки предлагали своим вкладчикам, оказались настолько низки, что не покрывали даже текущих темпов инфляции. Впрочем, те, чьи вклады превышали 10 тыс. долл., могли забрать свои деньги из банков и вложить их в государственные облигации, которые тогда были более доходны. У мелких вкладчиков такой возможности не было. Альтернатива возникла вместе с появлением паевых инвестиционных фондов, ориентированных на вложения в иностранные валюты и иностранные же валютные активы.
Валютные фонды произвели настоящий фурор в Америке. Они собирали деньги инвесторов с целью покупки консервативных иностранных инструментов, которые частный инвестор не мог приобрести сам. Ставки по этим инструментам приносили до 20% годовых, и валютные фонды предоставляли возможность получить этот доход практически всем инвесторам. До появления же таких фондов единственным вариантом для мелкого инвестора был депозит в банке с 5% годовых.
Валютные фонды вдохнули новую жизнь в индустрию ПИФ, которые годами испытывали трудности из-за того, что многие инвесторы предпочитали вкладывать деньги в акции напрямую: рынок капитала был достаточно прост, и нужды в профессиональных управляющих у потенциальных инвесторов не возникало. К 1982 г. валютные фонды набрали активов 200 млрд. долл. Когда конъюнктура изменилась и котировки акции начали расти, многие пайщики переориентировались на новые инструменты, в частности на акции.
В течение 1980-х гг. фонды акций зарабатывали в среднем 14,9% годовых. И хотя по сравнению с темпами роста индекса «Standard & Poor’s» 500 (17,5% годовых) эти показатели не очень впечатляют, рост индустрии ПИФов удивил многих игроков рынка. Уже в 1990 г. консультанты, нанятые для проведения исследования спроса на паевые фонды, пришли к заключению, что общие активы фондов в США к 1995 – 1996 гг. увеличатся до 2 трлн. долл., а к 2008 г. до 3 трлн долл. Однако уже в 1997 г. суммарные активы американских фондов приблизились к 4,5 трлн, общее число фондов превысило 70 тыс., пайщиков – 150 млн. человек. При этом фонды активно поддерживало американское правительство. Взаимные фонды стали главным звеном американской пенсионной системы «План 401». Согласно этому плану компания ежемесячно отчисляет часть (до налогообложения) зарплаты своих сотрудников в несколько инвестиционных инструментов, среди которых есть и паевые фонды. Таким образом, значительная доля инвестиций поступала в инвестиционные фонды через пенсионные схемы. В результате сегодня в США ПИФ буквально накачаны деньгами и именно они преобладают на американском рынке капитала, являются наиболее активными инвесторами, за каждым шагом которых следят участники рынка. Взаимные фонды играют существенную роль и на рынках гособлигаций. Американские федеральные и муниципальные власти часто обращаются к фондам для продажи своих облигаций и получения финансирования долгосрочных проектов. Через инвестиции в государственные ценные бумаги ПИФ финансируют американское правительство. Инвестиционные фонды обеспечивают приток нового капитала на рынок ипотечного жилья. Наконец, паевые фонды, инвестирующие в корпоративные обязательства, помогают снизить стоимость заимствований для корпораций.
Регулирование взаимных фондов в западных странах выражается в жестком и строгом контроле за деятельностью взаимных фондов. Как правило, этим занимается отдельный орган, в ведении которого находится контроль за обращением ценных бумаг.
В США взаимные фонды контролируются Комиссией по биржам и ценным бумагам – Securities and Exchange Commission (SEC) – на основании Закона 1933 г. о ценных бумагах. Это орган, который хорошо известен во всем мире своим «драконовским» отношением к любым нарушениям в области работы бирж и обращения ценных бумаг. SEC может даже закрыть компанию, если обнаружит, что она нарушила некоторые правила эмиссии акций или торговли на бирже. Взаимные фонды контролируются комиссией как инвестиционные институты, обязанные постоянно информировать своих вкладчиков, тщательно вести учет, точно учитывать стоимость активов, проводить тщательный анализ эмитента до приобретения ценных бумаг и многое другое. Последние годы Комиссия имеет проблемы со взаимными фондами, характерные для любой контролирующей бюрократической структуры: ей не хватает кадров. На 1993 г. в комиссии было 126 федеральных экспертов, которые должны были контролировать 3800 портфелей ценных бумаг взаимных фондов, иначе говоря – более 30 фондов на каждого эксперта. В связи с этим в Комиссии было принято решение, что она сосредоточит контроль на 100 крупнейших фондах, тем самым держа в поле зрения примерно 90% активов всех фондов. Остальные фонды проверяются периодически.
Как это ни странно, но от жесткого контроля выигрывают в первую очередь сами же фонды. Более того, их руководители это прекрасно осознают и всячески поддерживают на политическом уровне сложившиеся ограничения и государственно-общественный контроль. Причина этому в том, что работа взаимного фонда даже при максимальной открытости чрезвычайно зависима от степени доверия инвесторов к фонду, поэтому жесткие меры контроля являются наименьшим злом по сравнению с возможностью проникновения в этот бизнес мошенника, который подорвал бы доверие ко всем взаимным фондам на несколько лет. Например, в 1970-х гг. разразился скандал в связи с махинациями правления одной из крупнейших Управляющих компаний взаимными фондами в Северной Америке (Investor Overseas Services), который на несколько лет приостановил этот бизнес во всем мире. С тех пор благодаря жестким мерам регулирования взаимные фонды благополучно миновали годы, в которые весьма основательно лихорадило многие другие финансовые организации.
Аналогичные законы, органы и меры контроля существуют и в других развитых странах запада. Например, в Великобритании деятельность не зарегистрированных соответствующим образом фондов запрещена Законом о финансовых услугах (1986 г.). Тем не менее, существует ряд стран, где такой контроль значительно слабее, к ним, в частности, можно отнести ряд офшорных зон, в которых возможна регистрация подобных фондов (Нормандские острова, остров Мэн, Ирландию и ряд других).
Сегодня в США насчитывается 90 млн. инвесторов, а объем активов под управлением американских инвестиционных фондов более 13 трлн. долл.17
В целом, анализируя значение для экономики России такого финансового института как паевые инвестиционные фонды, привлекающие свободные денежные ресурсы крупных и мелких инвесторов, направляющие их в экономику страны, следует отметить, что они обеспечивают не только экономический рост в целом , но и улучшают финансовое положение юридических и физических лиц.
- Глава 1. Предмет дисциплины «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»
- 1.1. Основные понятия, функционирование и регулирование финансовой среды предпринимательства в России
- 1.2. Понятие заемных средств, их цена и эффективность использования
- 1.3. Понятие инфляции и её влияние на финансовую среду предпринимательства
- 1.4. Налоговая система и её влияние на деятельность хозяйствующих субъектов
- Глава 2. Российские банковские структуры
- 2.1. Место и роль банковской системы России в формировании финансовой среды предпринимательства
- 2.1.1. Становление и функционирование российской банковской системы в докризисный и посткризисный периоды
- 2.1.2. Современные тенденции в развитии банковского сектора России
- 2.1.3. Кредитное бюро: мировая практика и российские тенденции и перспективы
- 2.1.4. Коллекторские агентства как инструмент регулирования потребительского кредитования
- 2.1.5.Проблемы и перспективы развития российской банковской системы
- 2.2. Лизинг, как одна из форм кредитования хозяйствующих субъектов
- 2.2.1. Сущность и необходимость лизинга для экономики страны
- 2.2.2. Особенности становления лизинга в России
- 2.3. Ипотека в России: сущность, проблемы и перспективы
- 2.3.1.Особенности ипотечного кредитования малого бизнеса
- Глава 3. Российские негосударственные пенсионные фонды
- 3.1. Характеристика современного состояния российской государственной пенсионной системы
- 3.2. Негосударственные пенсионные фонды, их схемы и принципы действия
- 3.3. Система показателей, характеризующих деятельность нпф
- 3.4. Мировая практика становления пенсионных систем и российские тенденции их становления
- 4.1. Сущность и становление страхового рынка в международной и российской практике
- 4.2. Классификация и характеристика компаний российского страхового рынка
- 4.3. Особенности функционирования российского страхового рынка
- Глава 5. Роль инвестиционных компаний и фондов на российском рынке финансовых услуг
- 5.1. Сущность, классификация и структура паевых инвестиционных фондов в России
- 5.2. Фонды прямых инвестиций и их особенности функционирования на российском рынке
- 5.3. Мировая практика создания паевых инвестиционных фондов и их регулирования
- Глава 6. Государственное финансирование инвестиционных проектов
- 6.1. Сущность и тенденции инвестиционного процесса в условиях переходной экономики
- 6.2. Принципы формирования портфелей инвестиционных проектов и методы их финансирования
- 6.3. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов федерального уровня и специфика его бизнес–планирования
- 6.4. Инвестиционный фонд Российской Федерации
- Глава 7. Российский капитал в особых экономических режимах и в международном бизнесе
- 7.1. Свободные экономические зоны: международная и российская практика
- 7.1.1. Понятие и классификация свободной экономической зоны
- По системам льгот:
- 7.1.2. Российская практика создания свободных экономических зон
- 7.2. Транснациональные корпорации в мировой хозяйственной деятельности и финансово-промышленные группы России
- 7.2.1. Транснациональные корпорации и их значение для мировой экономики
- 7.2.2 Международный опыт функционирования транснациональных корпораций
- 7.2.3. Проблемы становления и развития российских финансово- промышленных групп и транснациональных корпораций
- Материалы для самостоятельной работы
- 8.1. Аудиторско-консалтинговые компании и рейтинговые агенства и их роль в уменьшении предпринимательских рисков
- 8.2. Становление и развитие мировых аудиторско-консалтинговых компаний и особенности их деятельности в России
- 8.3. Риски мирового и российского рынков аудиторско-консалтинговых услуг в условиях финансового кризиса
- 8.4. Рейтинговые агентства: мировая и российские практики и их влияние на финансовую среду предпринимательства
- Материалы для самостоятельной работы
- Глава 9. Влияние региональных и мировых финансовых кризисов на финансовую среду предпринимательства
- 9.1. Движение международного спекулятивного капитала («горячих денег») как основа зарождения мировых и региональных финансовых кризисов
- 9.2. Социально-экономические последствия для экономики России и других стран региональных и мировых финансовых кризисов
- 9.3.Сравнительный поэтапный анализ финансовых кризисов 1998 и 2008гг.
- Заключение
- 20 Иванов: особые экономические зоны позволят рф слезть с "нефтяной иглы"