logo search
все шпоры2

97. Организационно-правовые основы инвестиционной деятельности

В последние годы в российской экономике наблюдается достаточно высокий темп роста и активизации инвестиционного процесса. Многие экономисты отмечают отсутствие стратегии развития страны, четкой промышленной и инвестиционной политики и подчеркивают необходимость усиления государственного регулирования. По мнению сторонников либеральной экономической модели, инвестиции - дело исключительно корпораций, напрямую не относящееся к предмету ведения властей различных уровней.

Правовая основа инвестиционной политики заложена в законах и иных нормативных актах. Устранение противоречий в законодательстве и потенциальных конфликтов интересов в государственном администрировании предусматривается в Стратегии реализации государственной инвестиционной политики до 2010 г., разработанной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Цель государственной инвестиционной политики состоит в создании и поддержании эффективных условий для такого предложения на рынке капитала, которое полностью может удовлетворить потребности экономики в инвестициях заданного объема и структуры. Необходимо совершенствовать инвестиционную стратегию и утвердить ее каким-либо нормативным актом.

Тем не менее, удалось сформировать достаточно обширную правовую базу, регулирующую инвестиционную деятельность. Одними из самых главных являются федеральные законы: от 25 февраля 1999 г, N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"; от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"; от 5 марта .1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

Законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Этот Закон предусматривает, что все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, нарушающих права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечающих требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений. Можно согласиться с необходимостью государственного контроля инвестиционной деятельности, однако на практике это часто приводит к сложным бюрократическим процедурам согласования и коррупции. Необходимо избегать нечетких положений, конкретизировать слишком общие нормы закона.

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории Российской Федерации определяются Законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

Наиболее важными нормами данного Закона являются:

равенство правовых режимов деятельности иностранных и отечественных инвесторов (исключения устанавливаются только федеральными законами);

право на возмещение убытков иностранному инвестору, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями (в течении срока окупаемости проекта, но не более 7 лет).

Проведенный анализ инвестиционного законодательства указывает на дублирование отдельных норм, которые и так следуют из общегражданского законодательства. Отдельные положения устарели и не соответствуют рыночно-ориентированной экономике. Бесспорна значимость привлечения иностранных инвестиций, однако все субъекты хозяйствования должны находиться в равных условиях. В то же время принципы государственной поддержки социально-значимых проектов, направленных на формирование современных высокотехнологических отраслей, реализованы в федеральном законодательстве в

недостаточной мере. Некоторые эксперты выступают за разработку инвестиционного кодексе РФ, содержащего разделы об инвестиционной деятельности, осуществляемой в РФ в форме прямых капиталовложений, о привлечении капиталовложений в форме портфельных инвестиций, об осуществлении государственных инвестиций, законы о наиболее эффективных формах привлечения инвестиций (СРП, концессии, лизинг и др.), закон о защите инвестиций российских инвесторов за рубежом, закон о заключении двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций и договоров об избежание двойного налогообложения, закон об инвестиционной деятельности на территории стран СНГ, а также (в случае присоединения России к ВТО) раздела, закрепляющего положения документов относительно инвестиционных режимов, обязательных для членов Организации.

Таким образом, основные принципы инвестиционного законодательства закладываются на федеральном уровне, что непосредственно влияет на инвестиционный климат в стране.