18 Статистические показатели денежного обращения, инфляции и цен.
Статистическая информация о денежном обращении необходима государственным структурам для разработки денежно-кредитной политики, осуществляемой на законодательной основе. Основными являются следующие статистические показатели:
- показатель денежной массы;
- показатели скорости оборота денежной массы (динамики денежной массы);
- показатель монетаризации экономики (запас денежной массы на 1 руб. ВВП);
- показатель купюрного строения денежной массы (удельный вес денежных знаков различного достоинства в общей массе обращения денег).
Денежная масса - это важнейший количественный показатель, характеризующий движение денег, которые выступают как средство обращения, как мера стоимости, а также как средство накопления.
В статистике используется также понятие «совокупная денежная масса». Это суммарная величина всех наличных и безналичных денег в обращении по состоянию на первое число месяца, которая определяется Центральным банком на основе данных сводного баланса банковской системы. Для расчета совокупной денежной массы используется классификация абсолютных показателей - денежных агрегатов (кластеры, в которых те или иные виды платежных средств сгруппированы по различным признакам). Денежная масса включает агрегаты:
- агрегат М0 - наличные деньги в обращении;
- агрегат М1 = М0 + средства, лежащие на счетах до востребования в банке;
- агрегат М2 = М1 + срочные вклады в банках (совокупный объем денежной массы);
- агрегат М3 = М2 + депозитные сертификаты + облигации государственного займа.
На денежную массу оказывают влияние два фактора: количество денег и скорость оборота денег. Определение количества денег (денежной массы) находится в компетенции государства, его законодательной власти, где главным условием является стабильность денежной единицы (соответствие фактического оборота наличной и безналичной денежной массы необходимым хозяйственным потребностям). Для исследования интенсивности движения денег при выполнении ими функций средства обращения и средства платежа используют статистические показатели скорости обращения денег: показатель количества оборотов денежной массы и показатель продолжительности одного оборота денежной массы. Показатель количества оборотов денежной массы Vо характеризует скорость оборота денежной массы (частоту использования одного рубля денежной массы для получения товаров и услуг). Он рассчитывается как отношение ВВП в текущих ценах к величине совокупного объема денежной массы в исследуемом периоде (М2 ).
Показатель продолжительности одного оборота в днях Vд исчисляется как отношение числа календарных дней в определенном периоде (Д) к величине предыдущего показателя (количеству оборота денег Vо ).
Показателем, с помощью которого можно измерить запас денежной массы на 1 руб. ВВП (%), является показатель монетаризации экономики (Мэ ), который исчисляется как отношение совокупного объема денежной массы в изучаемом периоде (М2 ) к величине валового внутреннего продукта в текущих ценах (ВВП).В развитых странах Мэ = 60-80% считается нормой.
Важнейшими статистическими показателями анализа в сфере денежного обращения являются показатели купюрного строения денежной массы. Купюрное строение характеризует удельный вес денежных знаков (как по количеству, так и по сумме купюр) различного достоинства в общей массе обращающихся денег. При нарушении воспроизводственного процесса, которое сопровождается обесцениванием бумажных денег, безналичных денежных средств, падением курса национальной валюты, ростом цен и услуг, снижением покупательной способности денег, возникает феномен инфляции.
Причины инфляции - избыток совокупного спроса (инфляция спроса) или рост издержек производства (инфляция издержек), что влечет за собой рост цен и рост заработной платы. Статистика исследует все основные виды инфляции: открытую инфляцию (параллельный процесс инфляции спроса и издержек), структурную инфляцию (возникает в периоды структурных перестроек и сопровождается макроэкономической межотраслевой несбалансированностью) и подавленную инфляцию (возникает в условиях регулируемых цен, вследствие чего возникает товарный дефицит и избыток денежной массы). Важнейшим показателем в статистическом исследовании является показатель уровня инфляции, который измеряется с помощью системы ценовых индексов, среди которых наибольший интерес представляют индекс-дефлятор ВВП (дефлятор ВВП) и показатель нормы инфляции.
Дефлятор ВВП (Iдеф ) характеризует степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, которые производятся и потребляются в данной стране. Он рассчитывается как отношение номинального ВВП (NВВП ) к реальному ВВП (RВВП ).
Норма инфляции отражает процентное изменение уровня инфляции за данный период времени. В статистике принято считать, что если норма инфляции менее 10%, то имеет место «ползучая» инфляция; если норма инфляции около 50%, то имеет место «гиперинфляция». Норма инфляции 10 - 99% характерна для стран с переходной экономикой или для развивающихся стран.
Стат. показатели цен: Характеристика инфляции тесно связана с анализом ценовой политики. Цена выполняет:
- учетно-стоимостную функцию (выражает стоимость затрат через результат производства),
-стимулирующую функцию (активизирует эффективность производства),
- распределительную функцию (является показателем распределения и перераспределения произведенной стоимости, что важно для решения социальных задач).
Целью статистического анализа цен являются измерение их уровня в пределах определенных товарных групп, анализ структурных различий этих уровней, изучение их динамики. Широко используются индивидуальные и сводные индексы цен, а также исчисляется индекс динамики средних цен.
Средняя цена - это средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородных товаров. Она определяется путем деления стоимости на общее количество изучаемых единиц. Важнейшим разделом статистики цен являются исчисление и анализ индексов цен производителей, сводных показателей цен на промышленную продукцию, анализ динамики цен и тарифов на основе выборочных исследований сети базовых предприятий.
В статистике цен используются также показатели: покупательная способность денег и покупательная способность рубля.
Показатель покупательной способности денег отражает количество товаров и услуг, которые можно приобрести на одну денежную единицу (1 руб.) при текущем уровне цен и тарифов.
Показатель покупательной способности рубля применяется для измерения инфляции, поскольку он показывает, во сколько раз обесценились деньги. Он исчисляется как индекс, обратный индексу цен и тарифов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Структура национальной экономики
- 2. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде
- 3. Производственная и организационная структура предприятия.
- 4. Уставный капитал и имущество предприятий
- 5.Оборотные средства: их состав, классификация, оборачиваемость
- 7. Издержки производства и себестоимость продукции.
- 8. Ценовая политика на различных рынках.
- 10. Инновационная и инвестиционная политика.
- 11. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента.
- 12. Внутренняя и внешняя среда предприятия.
- 13. Стратегический менеджмент, разработка и реализация перспективных и текущих планов.
- 15 Статистика рынка труда.
- 16 Статистика государственных финансов
- 17 Статистика финансов предприятий (организаций).
- 18 Статистические показатели денежного обращения, инфляции и цен.
- 19. Мировой рынок и его конъюнктура.
- 20. Международная торговля: структура, динамика, ценообразование.
- 21. Государственное регулирование внешней торговли.
- 22. Международное движение капитала.
- 23. Иностранные инвестиции в России и их регулирование.
- 24.Международные экономические организации.
- 26. Формы экономического контроля: ревизия, финансовый контроль, аудит.
- 27. Виды аудиторских проверок.
- 28. Экономический анализ в системе маркетинга.
- 29. Финансовые результаты коммерческой деятельности организации и методы их анализа.
- 30. Анализ финансовой устойчивости, кредито- и платежеспособности организации.
- Раздел 2.
- 1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- 2.Финансовая система страны, её сферы и звенья.
- 3.Сущность, функции денег, виды денег и их особенности.
- 5. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов
- 6. Причины и сущность инфляции, формы её проявления.
- 7. Валютные отношения и валютная система.
- 8. Кредит: сущность, функции, формы и виды. Роль и границы кредита.
- 9. Ссудный процент, основы формирования уровня ссудного процента, границы судного процента и источники его уплаты.
- 10. Понятие банковской системы, ее элементы.
- 11. Функции и роль банков в развитии экономики. Виды банков.
- 13 Коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги)
- 14 Международные кредитно-финансовые институты
- 16. Финансовые ресурсы предприятия и собственный капитал.
- 18.Доходы и расходы организации.
- 19.Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли.
- 20. Содержание и цели финансового планирования. Виды и методы финансового планирования. Система финансовых планов.
- 21.Содержание финансового менеджмента, цели, задачи и место в системе управления предприятием.
- 22.Налоговая система рф. Принципы и методы налогообложения. Налоговый контроль: формы и методы.
- 23.Экономическая сущность налогов, функции налогов, классификация налогов, краткая характеристика основных налогов.
- 24.Содержание и значение государственного бюджета. Влияние бюджета на социально- экономические процессы.
- 25. Бюджетный процесс: составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы
- 26. Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство
- 28. Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики. Структура рынка ценных бумаг. Участники рынка
- 29. Виды Ценных бумаг и их характеристика. Международные ценные бумаги
- 30 Понятие инвестиционного портфеля. Типы портфеля, принципы и этапы формирования. Доход и риск по портфелю. Оптимальный портфель.
- Раздел 3
- 1.Сущность страхования как экономической категории.
- 2.Страховой рынок: структура и основные виды, тенденция развития.
- 3. Особенности спроса и предложения на страховом рынке.
- 5. Посредники на рынке страховых услуг: агенты и брокеры.
- 6. Предпринимательская среда страховой компании: внутренняя среда и внешнее окружение, управляемые и неуправляемые факторы.
- 9. Договор страхования: его участники, форма, порядок заключения, права и обязанности страхователя и страховщика, прекращение договора.
- 10.Сущность и роль взаимного страхования в рф.
- 11. Основные формы и виды системы государственного страхования.
- 12. Эволюция добровольного и обязательного страхования.
- 13.Экономическая сущность и необходимость создания системы перестрахования. Установление баланса в сфере страхования с помощью перестрахования.
- 14.Обязательное медицинское страхование (омс). Страхователи и страховщики в омс
- 15.Добровольное медицинское страхование (дмс). Назначение и виды дмс.
- 16.Особенности личного страхования в России
- 18.Особенности страхования ответственности в России
- 19.Социальное страхование. Формы социального страхования в России.
- 20. Виды и формы обязательного страхования.
- 21.Особенности организационно-экономического механизма функционирования страховых компаний (стратегия и бизнес-план). Модель бизнес-плана:
- 22. Основные показатели деятельности страховщика: доходы, расходы, финансовые результаты.
- 23. Налогообложение страховой деятельности в рф.
- 24. Страховые резервы компании: определение, классификация и методика расчёта.
- 28.Страховой портфель: определение, классификация, методы оценки.
- 30. Принципы и методы построения страховых тарифов. Дифференциация страховых тарифов.