logo
Ответы на ГЭК - ВГИПУ

2.Страховой рынок: структура и основные виды, тенденция развития.

Страховой рынок — это рынок, где объектом купли-продажи является страховая услуга. На страховом рынке, как и на любом рынке, есть продавцы, покупатели и посредники.

Государственный надзор над деятельностью рынка осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Он выдает лицензии для осуществления страховой деятельности; ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также страховых брокеров; контролирует обоснованность страховых тарифов; устанавливает правила формирования страховых резервов; и т.д.

Структура страхового рынка:

1. В институциональном аспекте структура страхового рынка представлена:

государственными, акционерными, частными, корпоративными, взаимными и другими страховыми компаниями.

2. В территориальном аспекте структура страхового рынка характеризуется страховыми рынками:

• местным (региональным); • национальным (внутренним); • мировым (внешним).

3. По отраслевому признаку выделяют рынок страхования: • личного; имущественного; • ответственности.

Страховой рынок представляет единство двух систем - внутренней системы и внешнего окружения.

К внутренней системе относятся:

- страховые продукты (условия договоров страхования данного вида);

- система организации продаж страховых полисов и формирования спроса;

- гибкая система тарифов;

- собственная инфраструктура страховщика,

- материальные; финансовые; трудовые ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке.

Внешнее окружение рынка - это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие.

Состоит из управляемых и неуправляемых переменных.

Управляемые переменные: рыночный спрос; конкуренция; инфраструктура страховщика, уровень культуры, качество работы с клиентами страховой компании.

Неуправляемые переменные: научно-технический прогресс, государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики), состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.), социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.), конъюнктура мирового страхового рынка.

Основные цели развития страхового рынка:

- разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства,

- формирование законодательной базы рынка страховых услуг,

- развитие обязательного и добровольного видов страхования,

- создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью,

- стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни.