6. Предпринимательская среда страховой компании: внутренняя среда и внешнее окружение, управляемые и неуправляемые факторы.
Страховой рынок представляет единство двух систем внутренней системы и внешнего окружения. Внутренняя система полностью управляется со стороны страховщика. Внешняя система, или внешнее окружение, состоит из элементов, на которые страховщик может оказывать управляющее воздействие, а также из элементов, не управляемых со стороны страховщика. При этом внешняя среда окружает внутреннюю систему и ограничивает ее.
К внутренней системе относятся: страховые продукты (условия конкретных договоров страхования данного вида), система организации продаж страховых полисов и формирования спроса, гибкая система тарифов, собственная инфраструктура страховщика.
Внешнее окружение рынка - это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие.
Состоит из управляемых и неуправляемых переменных.
Управляемые переменные: рыночный спрос; конкуренция; инфраструктура страховщика, уровень культуры, качество работы с клиентами страховой компании.
Неуправляемые переменные: научно-технический прогресс, государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики), состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.), социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.), конъюнктура мирового страхового рынка.
7. Правовое регулирование страховой деятельности – должно содействовать утверждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую и правовую основу, и не допускать на рынок фиктивные страховые компании, которые могут нанести ущерб страховому делу.
Правовому регулированию подлежит деятельность страховщиков, перестраховщиков, страховых посредников, страховых организаций, а также потребителей страховых услуг.
Целью правового государственного регулирования является:
формирование и развитие эффективного функционирующего рынка страховых услуг.
создание необходимых условий для деятельности страховщиков.
повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе.
выполнение обязательств сторонами договора страхования.
защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных страховых компаний.
получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности
Правовое регулирование осуществляется на основании законов:
ФЗ «О страховании в Российской Федерации».
Гражданский кодекс РФ.
ФЗ «Об организации страхового дела в РФ».
Методы правового регулирования страховой деятельности:
принятие законов и других нормативных актов в области страхования.
контроль гос.органами за соблюдением законов участниками страхования.
регулирование финансовой устойчивости стр.компаний и выполнение ими обязательств перед потребителями страховых услуг.
контроль за уплатой налогов и сборов страховыми организациями.
наложение санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.
Все эти функции осуществляет государственный страховой надзор – Министерство финансов РФ, в составе которого функционирует Департамент страхового надзора.
Основные формы объединения российских страховщиков. Назначение и формы управления.
Страховые организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной российским законодательством, имеющей статус юридического лица. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ это:
1. акционерные (открытые и закрытые) и хозяйственные общества и товарищества имеют общие черты:
- коллективный характер собственности и управления.
- каждый совладелец имеет долю прибыли, распределенную на дивиденды.
- единая схема управления: общее собрание, совет директоров, правление.
- каждый участник предприятия имеет в общем собрании то количество голосов, которое соответствует его доле в уставном капитале.
2. государственные и муниципальные унитарные предприятия – не имеют собственности, имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит компании на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
3. некоммерческие организации – это организации, не имеющие целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между своими участниками: общества взаимного страхования, страховые фонды (фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Целью создания страховых фондов является страхование определенных рисков).
- Раздел 1.
- 1. Структура национальной экономики
- 2. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде
- 3. Производственная и организационная структура предприятия.
- 4. Уставный капитал и имущество предприятий
- 5.Оборотные средства: их состав, классификация, оборачиваемость
- 7. Издержки производства и себестоимость продукции.
- 8. Ценовая политика на различных рынках.
- 10. Инновационная и инвестиционная политика.
- 11. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента.
- 12. Внутренняя и внешняя среда предприятия.
- 13. Стратегический менеджмент, разработка и реализация перспективных и текущих планов.
- 15 Статистика рынка труда.
- 16 Статистика государственных финансов
- 17 Статистика финансов предприятий (организаций).
- 18 Статистические показатели денежного обращения, инфляции и цен.
- 19. Мировой рынок и его конъюнктура.
- 20. Международная торговля: структура, динамика, ценообразование.
- 21. Государственное регулирование внешней торговли.
- 22. Международное движение капитала.
- 23. Иностранные инвестиции в России и их регулирование.
- 24.Международные экономические организации.
- 26. Формы экономического контроля: ревизия, финансовый контроль, аудит.
- 27. Виды аудиторских проверок.
- 28. Экономический анализ в системе маркетинга.
- 29. Финансовые результаты коммерческой деятельности организации и методы их анализа.
- 30. Анализ финансовой устойчивости, кредито- и платежеспособности организации.
- Раздел 2.
- 1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- 2.Финансовая система страны, её сферы и звенья.
- 3.Сущность, функции денег, виды денег и их особенности.
- 5. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов
- 6. Причины и сущность инфляции, формы её проявления.
- 7. Валютные отношения и валютная система.
- 8. Кредит: сущность, функции, формы и виды. Роль и границы кредита.
- 9. Ссудный процент, основы формирования уровня ссудного процента, границы судного процента и источники его уплаты.
- 10. Понятие банковской системы, ее элементы.
- 11. Функции и роль банков в развитии экономики. Виды банков.
- 13 Коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги)
- 14 Международные кредитно-финансовые институты
- 16. Финансовые ресурсы предприятия и собственный капитал.
- 18.Доходы и расходы организации.
- 19.Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли.
- 20. Содержание и цели финансового планирования. Виды и методы финансового планирования. Система финансовых планов.
- 21.Содержание финансового менеджмента, цели, задачи и место в системе управления предприятием.
- 22.Налоговая система рф. Принципы и методы налогообложения. Налоговый контроль: формы и методы.
- 23.Экономическая сущность налогов, функции налогов, классификация налогов, краткая характеристика основных налогов.
- 24.Содержание и значение государственного бюджета. Влияние бюджета на социально- экономические процессы.
- 25. Бюджетный процесс: составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы
- 26. Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство
- 28. Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики. Структура рынка ценных бумаг. Участники рынка
- 29. Виды Ценных бумаг и их характеристика. Международные ценные бумаги
- 30 Понятие инвестиционного портфеля. Типы портфеля, принципы и этапы формирования. Доход и риск по портфелю. Оптимальный портфель.
- Раздел 3
- 1.Сущность страхования как экономической категории.
- 2.Страховой рынок: структура и основные виды, тенденция развития.
- 3. Особенности спроса и предложения на страховом рынке.
- 5. Посредники на рынке страховых услуг: агенты и брокеры.
- 6. Предпринимательская среда страховой компании: внутренняя среда и внешнее окружение, управляемые и неуправляемые факторы.
- 9. Договор страхования: его участники, форма, порядок заключения, права и обязанности страхователя и страховщика, прекращение договора.
- 10.Сущность и роль взаимного страхования в рф.
- 11. Основные формы и виды системы государственного страхования.
- 12. Эволюция добровольного и обязательного страхования.
- 13.Экономическая сущность и необходимость создания системы перестрахования. Установление баланса в сфере страхования с помощью перестрахования.
- 14.Обязательное медицинское страхование (омс). Страхователи и страховщики в омс
- 15.Добровольное медицинское страхование (дмс). Назначение и виды дмс.
- 16.Особенности личного страхования в России
- 18.Особенности страхования ответственности в России
- 19.Социальное страхование. Формы социального страхования в России.
- 20. Виды и формы обязательного страхования.
- 21.Особенности организационно-экономического механизма функционирования страховых компаний (стратегия и бизнес-план). Модель бизнес-плана:
- 22. Основные показатели деятельности страховщика: доходы, расходы, финансовые результаты.
- 23. Налогообложение страховой деятельности в рф.
- 24. Страховые резервы компании: определение, классификация и методика расчёта.
- 28.Страховой портфель: определение, классификация, методы оценки.
- 30. Принципы и методы построения страховых тарифов. Дифференциация страховых тарифов.