logo
ДКБ ОТВЕТЫ

47. Инфляция, ее типы и виды. Методы борьбы с инфляцией

Инфляция – многофакторное нарушение закона ДО, макроэкономического равновесия, связ. с нарушением баланса между спросом и предложением и выражающееся через обесценение денег и рост цен. Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

Типы и виды.

I. С точки зрения характера проявления различают:

1) открытую инфляцию – характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения может способствовать открытому росту цен. При этом за ценами сохраняется роль сигналов, позволяющих и производителю и потребителю принимать рациональные экономические решения.

2) подавленная (скрытая). В условиях командно-административной экономики. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявляться инфляции. Внешне цены остаются стабильными, но рост массы денег в обороте порождает товарный дефицит.

II. Cточки зрения соотношения спроса и предложения:

1) инфляция спроса вызывается избыточным спросом. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен.

2) инфляция издержек, вызывается ростом цен под воздействием нарастания издержек производства. Инфляционная спираль.

III. По критерию темпа роста цен:

1) умеренная (ползущая) (до 10% в год) –положительный момент экономики, стимулирует развитие производства.

2) галопирующая (от 20 до 100%) –препятствует принятию рациональных экономических решений и требует антиинфляционных мер; мешает развитию бизнеса.

3) гиперинфляция– цены растут астрономическими темпами; наблюдается эффект бегства от денег; происходит натурализация обмена и разрушение экономических связей; разрушаются кредитные отношения

IV. По степени сбалансированности цен:

1) сбалансированная инфляция – не страшна для бизнеса; риск потери доходности возникает только у тех предпринимателей, которые производят конечные товары (являются последними в цепочке повышения цен)

2) несбалансированная инфляция – не позволяет составлять прогнозы, рационально выбирать сферы приложения капитала (не позволяет сравнивать доходности инвестирования).

В России в качестве метода борьбы с И используется инфляционное таргетирование. Оно состоит в:

  1. Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);

  2. Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;

  3. Применение монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;

  4. Сравнение плана и факта; анализ эффективности проведенной монетарной политики.