logo
ДКБ ОТВЕТЫ

74 Элементы системы безналичных расчетов. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов.

Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке. Вышеперечисленные клиенты банка выступают при переводе средств как стороны в расчетах, а банки, где открыты их счета, являются непосредственными участниками расчетов. По собственным операциям банки могут выступать одновременно как сторона и как участник расчетов. Безналичные перечисления являются для банка наиболее распространенными и достаточно трудоемкими операциями. Вместе с тем их проведение чрезвычайно ответственно для банка, поскольку это операции с привлеченными средствами, и своевременность, полнота и правильность их проведения влияют на финансовое положение, как банка, так и его клиентов.

Система безналичных расчетов, как любая система,состоит из ряда элементов . Основными элементами системы безналичных расчетов являются:

-виды расчетных документов;

-порядок документооборота;

-принципы орагизации безналичных расчетов;

-способы платежа;

-формы безналичных рачсетов.

Безналичные расчеты осуществояются,как правило,на основе расчетных документов,которые предсмтавляют собой,распоряжение клиента банку о переводе средств с одного счета на другой или о зачете взаимных требований. Исключением является списание средств со счета плательщика в принудительном порядке(по распорядению суд.органов например)

Банки совершают операции по счетам на основании документов. Расчетный документ оформ на бумаж.носителе,в установленных случаях-в электрон.виде. Расчет.док: распоряжение плательщика о списании ден.ср-в с его счета и их перечисление на счет получателя;-распоряжение получателя средств.

Рассчетные докуметы:аккредитивы чеки и плат. Требованияю

Принципы организации безналичных расчетов: 1. Все предприятия и организации обязаны хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разрешается оставлять суммы наличных денег в пределах установленных норм. 2. Подавляющая часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк. 3. Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товаров, либо вслед за ней, чтобы не допускалась задержка платежей. 4. Платежи производятся со счетов клиентов в банке лишь с их согласия. 5. Установлено несколько форм расчетов и видов платежей, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению. Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку и т.д. Основа безналичных расчетов — межбанковские расчеты. Существуют следующие формы безналичных расчетов. Платежные поручения — это расчетный документ, содержащий поручение плательщика банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя. Расчеты чеками. Владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение плательщику (банку, выдавшему расчетные чеки) уплатить определенную сумму, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю). Расчеты аккредитивами. Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении.

 В соответствии с действующим законодательством расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц могут осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме. Задача по проведению безналичных расчетов между экономическими субъектами возложена на банки. С этой целью банки осуществляют расчетно-кассовое обслуживание клиентов: юридических и физических лиц.

       Банковский счет служит для хранения денежных средств, принадлежащих клиенту — владельцу счета, посредством которого осуществляется учет поступлений и изъятий денежных средств клиентами банка. Можно выделить следующие виды банковских счетов.

       Расчетные счета открываются юридическим лицам — резидентам, являющимся по российскому законодательству коммерческими организациями, а также гражданам-предпринимателям, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющим свою деятельность, но не как юридическое лицо. Расчетные счета предназначены для: зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг); учета внереализационных доходов и сумм, полученных от банков кредитов и иных поступлений; осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками по выплате им заработной платы, с внебюджетными фондами по отчислениям в них, с банками по полученным от них кредитам и процентам по ним; а также осуществления платежей по решению суда и иных органов, правомочных принимать решение о бесспорном списании средств с расчетного счета юридического лица, и др.

      Временные расчетные счета открываются вновь создаваемым юридическим лицам (прошедшим первоначальную регистрацию и получившим временное свидетельство о регистрации) и предназначены для аккумулирования взносов учредителей в уставный капитал создаваемой организации. Платежи с таких счетов, как правило, не производятся, за исключением возврата взносов лицам, выходящим из числа учредителей организации до ее окончательной регистрации. После окончательной регистрации данной организации (после выдачи ей постоянного свидетельства о регистрации) временный расчетный счет переводится в режим обычного расчетного счета.

       Субрасчетные счета открываются филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям коммерческих организаций, расположенным вне места нахождения юридического лица. Они открываются на основании ходатайства владельца основного счета по распоряжению банка, в котором ведется расчетный счет данной организации. Кроме ходатайства, в банк, в котором открывается субрасчетный счет, предоставляется положение о филиале или представительстве. Эти счета используются, как правило, для аккумулирования выручки с целью последующего перечисления на основной расчетный счет организации.

       Текущие счета открываются учреждениям и организациям, не занимающимся предпринимательской деятельностью (общественные, религиозные, благотворительные фонды и др.). Они предназначены для проведения расчетов в соответствии с уставными целями деятельности указанных организаций. В предусмотренных законодательством случаях текущие счета могут быть использованы для зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками по выплате им заработной платы, с внебюджетными фондами по отчислениям в них, с банками по полученным от них кредитам и процентам по ним, а также для осуществления платежей по решению суда и иных органов, правомочных принимать решение о бесспорном списании средств с расчетного счета юридического лица, и др. Текущие счета могут также открываться филиалам и представительствам юридических лиц и кооперативов при предоставлении их ходатайства, в котором будет указан характер проводимых по счету операций. В этом случае текущие счета могут быть использованы для совершения расчетных операций, связанных с оплатой труда, административно-хозяйственными расходами и т.д.

       Бюджетные счета открываются предприятиям и организациям, которым выделяются средства за счет федерального или местного бюджета для их целевого использования.

       Рублевые счета нерезидентов открываются нерезидентам только в уполномоченных банках, т.е. в банках, имеющих лицензию на право совершения банковских операций в иностранной валюте. Документы, предоставляемые нерезидентами в банк для открытия этих счетов, должны быть легализованы, т.е. переведены и должным образом заверены в консульских учреждениях МИД России. Существуют следующие виды рублевых счетов нерезидентов:

— рублевые счета типа «Т» (текущие) открываются  нерезидентам для обслуживания их экспортно-импортных  операций (кроме операций, связанных  с экспортом товаров из России, по которым применяются нетарифные меры внешнеэкономического регулирования), а также для содержания в РФ их филиалов и представительств;  — рублевые счета типа «И» (инвестиционные) открываются нерезидентам для осуществления ими инвестиционной деятельности в РФ. По этим счетам осуществляются все операции нерезидентов на территории РФ, связанные с инвестированием и реинвестированием, а также с покупкой валюты с целью репатриации (вывоза за рубеж) доходов, полученных от осуществления инвестиционной деятельности в России. Зачисление и списание денежных средств на рублевые счета типа «И» осуществляется только в безналичном порядке. Снятие наличных денег с рублевых счетов типа «И» не допускается. Запрещается осуществление переводов с рублевых счетов типа «И» на рублевые счета типа «Т» и с рублевых счетов типа «Т» на рублевые счета типа«И»;  — специальные рублевые счета типа «С» первоначально открывались нерезидентам в целях их допуска на внутренний российский рынок государственных ценных бумаг и предназначались исключительно для осуществления инвестиционных операций на рынке ГКО-ОФЗ. В настоящее время существует два вида счетов типа «С»:

1) счета  типа «С» (конверсионные) предназначены  для осуществления операции по  покупке-продаже нерезидентами иностранной  валюты с уполномоченными банками  и оплаты комиссионного вознаграждения, связанного с проведением этих конверсионных операций. Рублевые средства нерезидента со счета типа «С» (конверсионные) могут переводиться на счет типа «С» (инвестиционные), принадлежащий тому же нерезиденту, с целью их дальнейшего инвестирования в ценные бумаги, перечень которых устанавливает ЦБ РФ;  2) счета типа «С» (инвестиционные) предназначены для осуществления нерезидентами операций, связанных с покупкой-продажей ценных бумаг, оплатой расходов, связанных с заключением и исполнением указанных сделок, получением доходов по этим ценным бумагам в виде процентов или дивидендов, а также для уплаты налогов по доходам по этим ценным бумагам. Рублевые средства нерезидентов со счета типа «С» (инвестиционный) могут переводиться на счет типа «С» (конверсионный), принадлежащий тем же нерезидентам, с целью их конверсии и вывода полученной валюты за рубеж;  Текущие валютные счета отрываются предприятиям и организациям различных форм собственности, а также предпринимателям без образования юридического лица. Текущие валютные счета могут быть открыты только в уполномоченных банках. Чтобы облегчить клиенту учет валютных средств, банк может открыть ему один или несколько (в зависимости от числа используемых валют) текущих валютных счетов. Текущие валютные счета могут быть открыты и нерезидентам при предоставлении ими необходимых документов.

       Транзитные валютные счета открываются в уполномоченных банках предприятиям и организациям-экспортерам для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг — экспортная выручка) с условием обязательной продажи части этой валюты на внутреннем валютном рынке РФ. После обязательной продажи части валютных средств с транзитных валютных счетов оставшаяся часть средств переводится по поручению владельцев счетов на их текущие валютные счета.

       Корреспондентские счета — счета, которые банки открывают друг у друга, в том числе в Центральном банке РФ. Корреспондентские счета могут открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Различают два вида корреспондентских счетов:

— ностро — счет банка, открытый в другом банке («наш счет у них»),

— лоро — счет другого банка, открытый в  нашем банке («их счет у нас»).

       Ввиду того что различные банковские счета отражают финансовые операции клиентов, они служат также установлением взаимоотношений между банком и обслуживаемыми им юридическими и физическими лицами.

       Чтобы открыть счет, потенциальный клиент должен представить в банк определенные документы. Например, для открытия расчетного счета юридические лица — резиденты предоставляют в банк пакет документов, включающий в себя:

— заявление  об открытии счета;  — заверенные (регистрационной палатой или нотариально) копии учредительных документов: устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации;  — копии приказов (решений учредителей) о назначении должностных лиц;  — одну банковскую карточку с образцами подписей и оттиска печати, заверенными нотариально;  — справку о присвоении статистических кодов;  — подлинник и копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;  — справки о постановке на учет в Пенсионном фонде, Фонде медицинского страхования, Фонде занятости и Фонде социального страхования.

       При соответствии предоставленных документов предъявляемым к ним требованиям, банк открывает клиенту счет, присваивает этому счету персональный номер и заключает с клиентом договор на расчетно-кассовое обслуживание (договор банковского счета). В этом договоре банк и клиент согласовывают друг с другом конкретные условия обслуживания счета, порядок и сроки зачисления поступающих на счет денежных средств, порядок и сроки выполнения банком распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения иных операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента. Банк может использовать имеющиеся на счете клиента денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. [7]