13.Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
Цикличность - это форма движения нац-ой экономикой мирового хоз-ва в целом, предполагающая смену революционных и эволюционных стадий развития эк-ки, эк-го прогресса.
Эк-ие циклы (волны) - периодические колебания деловой активности в обществе.
Цикл пред-ет собой интервал времени в развитии рын.эк-ки, в теч. Кот-го происходит увел-ие объема пр-ва Т и У, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост
Стадии цикла:
1) Рост – сопровож-ся развитием промыш-ти и выпуска т-ов, ростом раб-х мест, уменьш-ем безраб-цы. Также растут цены пока занятность не достигнет своего макс-ма и пр-во начнет работать на полную мощь.
2) Вершина (пик) - в это время в эк-ке набл-ся полная занятость, а пр-во работает на полную мощность. Реальный объём пр-ва достигает в этой точке своего макс-ма. Цены, как правило, повыш-ся, а рост деловой активности, достигнув полной занятости рес-ов, прекращается и замирает (снижается).
3) Падение (кризис) – т.е. эк-ий кризис. Набл-ся падение пр-ва, активизируется безработица. В связи с насыщением эк-ки, покупается меньше т-ов особенно длительного исп-ия. Этот товар не продается, застаивается на складах. След-но, п/п терпят убытки, сокращают персонал, темпы роста ВВП понижаются и т.д.
4) Дно - критическая точка, когда объемы пр-ва достигают минимума, а безработица максимума.
Конечно же, это 4 только осн-х стадий. Напр., после падения следует длит-ый простой, когда и роста эк-ки не набл-ся, и падение ее прекратилось. Такой период называют депрессией.
Виды циклов:
1. Циклы Кондратьева (50- 60 лет), -“длинные волн” - в основе лежит продолж-ть срока службы промыш-х и непромыш-х зданий и сооружений (пассивной части физ-го кап-ла);
2. Циклы Кузнеца (18-25 лет) - “средние волны” – так называемфе «строит-ые» циклы. Показ-ли нац.дохода, потребит-х расходов, валовых инв-ий в оборуд-ие производ-го назнач-ия, а также в здания и сооружения обнаруж-ют взаимосв-ные двадцатилетние колебания. При этом он отметил, что в строит-ве эти колебания обладают самой большой относительной амплитудой;
3. Циклы Жуглара (7-12 лет) - происходит физ-ий износ оборуд-ия (активной части физ-го кап-ла). В совр-х ус-х первостепенное значение для замены оборуд-ия имеет не физ-ий, а его морал-й износ, происходящий в связи с появлением более производит-го, более совершенного оборуд-ия, а поскольку новые технич-ие и технолог-ие решения появл-ся с периодичностью 4-6 лет, то продолж-ть циклов становится меньше.
4. Короткие циклы Дж. Китчена (2-4 года) – массовые обновления потребителями товаров длительного пользования.
Выделение разных видов эк-их циклов основано на продолж-ти функц-ия различных видов физического капитала в эк-ке. Так, столетние циклы связаны с появлением научных открытий и изобретений, кот. производят настоящий переворот в технологии пр-ва.
В современной эк-ке продолж-ть фаз цикла и амплитуда колебаний м.б. самыми различными. Это зависит от причины кризиса, а также от особ-ей эк-ки в разных странах: степени гос-го вмеш-ва, хар-ра регул-ия эк-ки, доли и ур-ня развития сферы услуг (непроизводственного сектора), условий развития и исп-ия научно-технической революции.
Циклические колебания важно отличать от нециклических колебаний. Для эк-го цикла характерно то, что изменяются все показатели, и что цикл охватывает все отрасли (или сектора). Нециклические колебания отражаются:
- в изменении деловой акт-ти лишь в нек-х отраслях, имеющих сезонный хар-р работ (рост деловой активности, напр., в с/х осенью в период сбора урожая и в строит-ве весной и летом и спад деловой активности в этих отраслях зимой);
- в изменении лишь нек-х эк-х показ-ей (напр., резкий рост объема розничных продаж перед праздниками и рост деловой активности в соответствующих отраслях).
14.Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
В мировой науке и практике сложились три подхода к пониманию сущности финансов:
1. С точки зрения прагматического подхода:
финансы – это часть денежных средств хозяйствующего субъекта (ХС), полученная им в результате всех видов деятельности и перераспределительных процессов и остающаяся у него после исполнения всех принятых на себя обязательств перед собственниками факторов производства.
-
С точки зрения научного подхода: финансы – это совокупность экономических отношений по поводу распределения и перераспределения национального дохода (НД)
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, средство контроля за получением и использованием денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования фондов обеспечить не только потребности ХС в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Главным источником денежных доходов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом косвенных налогов. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общественных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – фонда потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура.
Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
Состояние финансов отражает уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
Состояние финансов определяется состоянием экономики страны. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода, финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Согласно мнению большинства ученых, финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются одновременно.
Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание первичных доходов. Они формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства: фирм и домашних хозяйств. Однако необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода, связанное:
с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода (фонда потребления и сбережений).
Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и,
прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.
2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и
потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.
3. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
4. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять
стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается
Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.
15.Содержание и принципы финансовой политики государства.
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Содержание финансовой политики:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики.
Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Элементы финансового механизма:
· формы финансовых ресурсов;
· методы их формирования;
· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм | |
Директивный | Регулирующий |
разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бымаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных предприятий).
| определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов. |
Исходя из выше сказанного задачами финансовой политики является:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
- Вопросы по гэк Для специализации «Финансовый менеджмент»
- Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- 2.Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- 3. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
- 8.Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 11.Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12.Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- 13.Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 16. Финансовая система государства.
- 17.Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- 18.Доходы бюджета, и их характеристика.
- 20.Федеральные налоги и сборы.
- 21.Региональные налоги.
- 23.Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- 24.Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 25.Классификация бюджетных расходов рф.
- 26.Бюджетное устройство рф.
- 27.Бюджетный процесс в рф.
- 28.Внебюджетные социальные фонды государства.
- I. Социальные фонды
- 29.Финансовый контроль.
- 30.Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31.Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32.Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- Балансовый отчет
- Структура текущих активов
- Структура текущих пассивов
- 37.Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- 38.Методы анализа финансового состояния организации.
- 39.Анализ ликвидности и кредитоспособности предприятия.
- 40.Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 41.Оценка средневзвешенной стоимости капитала.
- 42.Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты).
- 43.Эффект финансового рычага, финансовый риск.
- 2 Важнейших правила:
- 44.Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45.Эффект операционного рычага, предпринимательский риск.
- 46.Управление оборотными денежными фондами.
- 48.Управление дебиторской задолженностью.
- Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью
- 49.Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- 50.Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия.
- 51.Методы анализа денежных потоков.
- 52.Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря.
- 1. Прогнозирование поступления и расходования денежных средств, по операционной деятельности исходя из планируемого объема реализации продукции.
- 53.Оптимизация денежных потоков предприятия.
- 54.Диагностика банкротства предприятия.
- 55.Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 56.Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- 59.Риск и доходность: теория портфеля.
- 60.Методы управления финансовыми рисками.
- 61.Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- 63.Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства.
- 65.Функционирования фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
- 66.Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
- 67.Производные ценные бумаги.
- 68.Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка.
- 69.Рынок корпоративных ценных бумаг в России и их оценка.
- 70.Понятие денежной массы и денежной базы, понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71.Сущность кредита и его функции.
- 72.Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемая валюта ее виды, формирование валютного курса.
- 73.Характеристика элементов кредитной системы, ее структура.
- 75.Понятие ссудного и банковского процента.
- 77.Пассивные операции коммерческих банков.
- 78.Информационная безопасность в финансовых системах.
- 79.Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах.
- 80.Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах.
- 81.Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
- 82.Автоматизированные информационные системы и технологии на предприятиях и организациях различных организационных форм.
- 83.Автоматизированные информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания.
- 84.Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.