Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью
Анализ ДЗ предприятия в предшествующем периоде
Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям
Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному и потребительскому кредиту
Формирование системы кредитных условий
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита
Формирование процедуры инкассации ДЗ
Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ
Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ
Рис. 8.18. Основные этапы формирования политики управления
дебиторской задолженностью предприятия
1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) кредита и потребительского кредита.
На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности предприятия и его динамика и предшествующем периоде.
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде.
На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации. Пример графического представления результатов этого анализа приведен на рис. 8.19.
Рис. 8.19. Графический анализ «возраста» дебиторской задолженности предприятия
На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность.
На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности).
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.
Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.
Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.
Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период представления отсрочки платежа, по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:
1) срок предоставления кредита (кредитный период);
2) размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
3) стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
4) система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
1) Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.
2) Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.
3) Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию.
Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
4) Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска, снижение уровня платежеспособности и другие).
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктур финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время являются:
-
факторинг;
-
учет векселей, выданных покупателями продукции;
-
форфейтинг.
Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием — продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании — «фактор компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трех дней осуществляет кредитование предпрития-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10–30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем).
Факторинговая операция позволяет предприятию-продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному покупателю кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. К недостаткам факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрату прямых контактов (и соответствующей информации) с покупателем в процессе осуществления им платежей.
Эффективность факторинговй операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию. Методику осуществления такого сравнения рассмотрим на следующем примере:
Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, установленной в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.
Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу бланка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факториноговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учетному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка). По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (к которому предприятии-экспортеры прибегают в случае высокого риска) и учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка). Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость, поэтому предприятию-экспортеру следует проконсультироваться с банком (факторинговой компанией) еще до начала переговоров с иностранным импортером продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стоимость контракта.
- Вопросы по гэк Для специализации «Финансовый менеджмент»
- Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- 2.Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- 3. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
- 8.Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 11.Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12.Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- 13.Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 16. Финансовая система государства.
- 17.Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- 18.Доходы бюджета, и их характеристика.
- 20.Федеральные налоги и сборы.
- 21.Региональные налоги.
- 23.Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- 24.Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 25.Классификация бюджетных расходов рф.
- 26.Бюджетное устройство рф.
- 27.Бюджетный процесс в рф.
- 28.Внебюджетные социальные фонды государства.
- I. Социальные фонды
- 29.Финансовый контроль.
- 30.Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31.Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32.Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- Балансовый отчет
- Структура текущих активов
- Структура текущих пассивов
- 37.Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- 38.Методы анализа финансового состояния организации.
- 39.Анализ ликвидности и кредитоспособности предприятия.
- 40.Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 41.Оценка средневзвешенной стоимости капитала.
- 42.Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты).
- 43.Эффект финансового рычага, финансовый риск.
- 2 Важнейших правила:
- 44.Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45.Эффект операционного рычага, предпринимательский риск.
- 46.Управление оборотными денежными фондами.
- 48.Управление дебиторской задолженностью.
- Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью
- 49.Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- 50.Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия.
- 51.Методы анализа денежных потоков.
- 52.Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря.
- 1. Прогнозирование поступления и расходования денежных средств, по операционной деятельности исходя из планируемого объема реализации продукции.
- 53.Оптимизация денежных потоков предприятия.
- 54.Диагностика банкротства предприятия.
- 55.Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 56.Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- 59.Риск и доходность: теория портфеля.
- 60.Методы управления финансовыми рисками.
- 61.Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- 63.Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства.
- 65.Функционирования фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
- 66.Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
- 67.Производные ценные бумаги.
- 68.Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка.
- 69.Рынок корпоративных ценных бумаг в России и их оценка.
- 70.Понятие денежной массы и денежной базы, понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71.Сущность кредита и его функции.
- 72.Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемая валюта ее виды, формирование валютного курса.
- 73.Характеристика элементов кредитной системы, ее структура.
- 75.Понятие ссудного и банковского процента.
- 77.Пассивные операции коммерческих банков.
- 78.Информационная безопасность в финансовых системах.
- 79.Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах.
- 80.Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах.
- 81.Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
- 82.Автоматизированные информационные системы и технологии на предприятиях и организациях различных организационных форм.
- 83.Автоматизированные информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания.
- 84.Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.