logo
ответы на

23.Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.

Гос.кредит — совокупность экон.отношений между гос-ом в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юрид.и физ.лицами, с другой, при которых гос-во выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Гос.кредит – это часть гос. финансов. В количественном отношении преобладает деят-ть гос-а как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда гос-во предоставляет ссуды юрид. и физ. лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда гос-во берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обяз-тв, взятых физ. и юрид.лицами, оно является гарантом. Как экономическая категория гос.кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена финн.системы он обслуживает формирование и использование централизованных ден. фондов гос-ва, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как финансовая категория гос.кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1)Через распределительную функцию гос.кредита осущ-ся формирование централизованных денежных фондов гос-ва и их исп-ие на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, гос-о обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В современных условиях поступление от гос. займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета, что объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. Положительное воздействие распределительной функции гос.кредита заключается в том, что с её помощью налоговое бремя более равномерно распределяется по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет гос. займа, не увел. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

2)Вступая в кредитные отношения, гос-во вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на пр-во и занятость. Сознательно используя гос.кредит как инструмент регулирования эк-ки, гос-во может проводить ту или иную фин. политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физ. лиц оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются произв. затраты, напр.инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

Операции по купле-продаже гос.ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые ЦБ, является важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, гос-во увел. спрос на ЗС, и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос гос-ва, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предприн.. Большую роль в стимулировании развития пр-во и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов, чем обеспечивается ускоренное развитие опр.районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3) Контрольная функция гос.органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.

Внутренний гос.кредит может выступать в следующих формах: гос. займы; обращение части вкладов населения в гос.займы; заимствование средств общегос.ссудного фонда; казначейские ссуды; гарантийные ссуды.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

2. По месту размещения — внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не

подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают.

4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти.

Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому

инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид — процентные. облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе

купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации – с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату

процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным

доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый займ и погасив старый. Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями.