logo
ответы на

13.Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.

Цикличность - это форма движения нац-ой экономикой мирового хоз-ва в целом, предполагающая смену революционных и эволюционных стадий развития эк-ки, эк-го прогресса.

Эк-ие циклы (волны) - периодические колеба­ния деловой активности в обществе.

Цикл пред-ет собой интервал времени в развитии рын.эк-ки, в теч. Кот-го происходит увел-ие объ­ема пр-ва Т и У, а затем сокращение, спад, деп­рессия, оживление и, наконец, снова его рост

Стадии цикла:

1) Рост – сопровож-ся развитием промыш-ти и выпуска т-ов, ростом раб-х мест, уменьш-ем безраб-цы. Также растут цены пока занятность не достигнет своего макс-ма и пр-во начнет работать на полную мощь.

2) Вершина (пик) - в это время в эк-ке набл-ся полная занятость, а пр-во работает на полную мощность. Реальный объём пр-ва достигает в этой точке своего макс-ма. Цены, как правило, повыш-ся, а рост деловой активности, достигнув полной занятости рес-ов, прекращается и замирает (снижается).

3) Падение (кризис) – т.е. эк-ий кризис. Набл-ся падение пр-ва, активизируется безработица. В связи с насыщением эк-ки, покупается меньше т-ов особенно длительного исп-ия. Этот товар не продается, застаивается на складах.  След-но, п/п терпят убытки, сокращают персонал, темпы роста ВВП понижаются и т.д.

4) Дно - критическая точка, когда объемы пр-ва достигают минимума, а безработица максимума.

Конечно же, это 4 только осн-х стадий. Напр., после падения следует длит-ый простой, когда и роста эк-ки не набл-ся, и падение ее прекратилось. Такой период называют депрессией.

Виды циклов:

1. Циклы Кондратьева (50- 60 лет), -“длинные волн” - в основе лежит продолж-ть срока службы промыш-х и непромыш-х зданий и сооружений (пассивной части физ-го кап-ла);

2. Циклы Кузнеца (18-25 лет) - “средние волны” – так называемфе «строит-ые» циклы. Показ-ли нац.дохода, потребит-х расходов, валовых инв-ий в оборуд-ие производ-го назнач-ия, а также в здания и сооружения обнаруж-ют взаимосв-ные двадцатилетние колебания. При этом он отметил, что в строит-ве эти колебания обладают самой большой относительной амплитудой;

3. Циклы Жуглара (7-12 лет) - происходит физ-ий износ оборуд-ия (активной части физ-го кап-ла). В совр-х ус-х первостепенное значение для замены оборуд-ия имеет не физ-ий, а его морал-й износ, происходящий в связи с появлением более производит-го, более совершенного оборуд-ия, а поскольку новые технич-ие и технолог-ие решения появл-ся с периодичностью 4-6 лет, то продолж-ть циклов становится меньше.

4. Короткие циклы Дж. Китчена (2-4 года) – массовые обновления потребителями товаров длительного пользования.

Выделение разных видов эк-их циклов основано на продолж-ти функц-ия различных видов физического капитала в эк-ке. Так, столетние циклы связаны с появлением научных открытий и изобретений, кот. производят настоящий переворот в технологии пр-ва.

В современной эк-ке продолж-ть фаз цикла и амплитуда колебаний м.б. самыми различными. Это зависит от причины кризиса, а также от особ-ей эк-ки в разных странах: степени гос-го вмеш-ва, хар-ра регул-ия эк-ки, доли и ур-ня развития сферы услуг (непроизводственного сектора), условий развития и исп-ия научно-технической революции.

Циклические колебания важно отличать от нециклических колебаний. Для эк-го цикла характерно то, что изменяются все показатели, и что цикл охватывает все отрасли (или сектора). Нециклические колебания отражаются:

- в изменении деловой акт-ти лишь в нек-х отраслях, имеющих сезонный хар-р работ (рост деловой активности, напр., в с/х осенью в период сбора урожая и в строит-ве весной и летом и спад деловой активности в этих отраслях зимой);

- в изменении лишь нек-х эк-х показ-ей (напр., резкий рост объема розничных продаж перед праздниками и рост деловой активности в соответствующих отраслях).

14.Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.

В мировой науке и практике сложились три подхода к пониманию сущности финансов:

1. С точки зрения прагматического подхода:

финансы – это часть денежных средств хозяйствующего субъекта (ХС), полученная им в результате всех видов деятельности и перераспределительных процессов и остающаяся у него после исполнения всех принятых на себя обязательств перед собственниками факторов производства.

  1. С точки зрения научного подхода: финансы – это совокупность экономических отношений по поводу распределения и перераспределения национального дохода (НД)

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, средство контроля за получением и использованием денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования фондов обеспечить не только потребности ХС в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Главным источником денежных доходов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом косвенных налогов. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общественных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – фонда потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Состояние финансов отражает уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние финансов определяется состоянием экономики страны. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода, финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Согласно мнению большинства ученых, финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются одновременно.

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание первичных доходов. Они формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства: фирм и домашних хозяйств. Однако необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода, связанное:

с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода (фонда потребления и сбережений).

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и,

прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и

потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

3. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

4. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять

стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается

Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

15.Содержание и принципы финансовой политики государства.

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

 Содержание финансовой политики:

1.   Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2.   Создание адекватного финансового механизма.

3.   Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

·     формы финансовых ресурсов;

·     методы их формирования;

·     система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;

·     организации бюджетной системы, фи­нансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм

Директивный

Регулирующий

разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного про­цесса, финансовое планирование.

В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бымаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных предприятий).

 

определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затраги­вающем прямо интересы государства. Такая разновидность фи­нансового механизма характерна для организации внутрихозяй­ственных финансовых отношений на частных предприятиях.

В этом случае государство устанавливает общий порядок исполь­зования финансовых ресурсов.

 

Исходя из выше сказанного задачами финансовой политики является:

 1.   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2.   установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3.   организация регулирования и стимулирования экономи­ческих и социальных процессов финансовыми методами;

4.   выработка финансового механизма и его развитие в соот­ветствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5.   создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства ос­новывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, выте­кающих из поставленных целей и задач.