55.Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
Спрос на акции определяется в первую очередь той дивидендной политикой, которую проводит акционерная компания. Дивиденд на акцию сигнализирует, как работает компания, получает ли она прибыль. Однако, перед руководителем акционерного общества всегда стоит проблема: отдать всю прибыль на дивиденды или реинвестировать ее в дальнейшее развитие фирмы или компании.
Реинвестирование прибыли - наиболее дешевый, доступный и эффективный вид привлечения ресурсов в новые вложения. Анализ деятельности 400 английских акционерных компаний показал, что в 90 случаях из 100 они привлекают прибыль на развитие фирмы. С теоретических позиций выбор дивидендной политики предполагает решение двух вопросов.
1) Как влияет величина дивиденда на совокупное богатство АО?
2) Какова должна быть величина дивиденда?
Сторонники ответа на 1-ый вопрос считают, что лучше проанализировать все возможные направления реинвестирования прибыли, выбрать лучшее, а потом лишь выплачивать дивиденды. Главное объяснение - увеличение при этом акционерного капитала. Противники этого подхода считают, что лучше получать верные дивиденды.
Практика выплаты дивидендов в развитых странах склоняется к последней точке зрения. Все дело в том, что фирма должна заботится не только о своем престиже на рынке товаров, работ или услуг, но и на финансовом рынке. Авторитет на финансовом рынке заключается в регулярности выплат и размере дивиденда (даже такие фирмы как Форд и Дженерал Моторс, продолжают платить дивиденды и при наличии убытков).
Существует ряд факторов, определяющих дивидендную политику.
1. Существует много условий, традиций и законодательных материалов, которые учитываются при выработке дивидендной политики. Есть ограничения на расходование средств. Предприятие располагает следующими ресурсами: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В ряде стран определено, что дивиденды выплачиваются только за счет прибыли, но есть и другой подход: выплачивать их из эмиссионного дохода.
2. Если предприятие неплатежеспособно или объявлено банкротом, то выплата дивидендов запрещена. В ряде стран в случае невыплаты дивидендов акционерным обществом рассматривается сумма нераспределенной прибыли, и если она превышает некий норматив, то это превышение облагается налогом.
3. Ограничение в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды выплачиваются, как правило, в денежной форме, но выплата может быть произведена только в том случае, если есть средства на расчетном счете. Если средств нет, предприятие может взять кредит, хотя кредит означает дополнительные расходы. Для российских акционерных обществ - это достаточно частая практика.
4. Если акционерное предприятие хочет одновременно и расширить производство, и платить дивиденды, то оно должно выбирать между следующими вариантами:
a) рост инвестиций означает падение дивидендов и снижение займов;
b) постоянство дивидендов - рост инвестиций, большой рост займов;
c) постоянство инвестиций связано с ростом дивидендов и ростом займов.
5. При выработке дивидендной политики следует учитывать мнения отдельных групп акционеров. Есть часть акционеров, которая нацелена на инвестиции, другие требуют дивидендов, третьи требуют, чтобы дивиденды постоянно росли.
Методы дивидендных выплат.
Дивиденд - часть чистой прибыли АО, приходящаяся на акцию. Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полугодие или раз в год. Существует стандарт на выплату дивидендов.
1. Дата объявления размера дивиденда (например, 15 января).
2. Экс-дивидендная дата (26 января). До этой даты можно купить дополнительные акции.
3. Дата переписи (30 января). Составляются списки акционеров, имеющих право на получение дивидендов.
4. Дата выплат (17 января). Либо рассылка чеков, либо выплата наличными в банке.
По Российскому законодательству порядок выплаты дивидендов оговаривается при выпуске ценных бумаг и излагается на обратной стороне акции или сертификата акций.
В экономической литературе и практике разработаны приемы, с помощью которых финансовый менеджер может воздействовать как на рыночную стоимость ценных бумаг компании, так и при определенных условиях на размер будущих дивидендов. Основными такими приемами являются:
-
-дробление акций;
-
-выкуп акций.
Методика дробления акций. Дробление акций (или расщепление, сплит) — это увеличение количества акций компании посредством уменьшения их номинала. Дробление акций 2 к 1 означает уменьшение их номинала наполовину без изменений в структуре собственного капитала. Обычно к дроблению акций прибегают устойчиво развивающиеся компании, которые стремятся снизить рыночную стоимость своих акций. Многие западные акционерные общества таким способом обеспечивают достаточно высокую ликвидность собственных ценных бумаг и привлекают потенциальных инвесторов.
Решение о проведении дробления акций принимается общим собранием акционеров. В зависимости от рыночной цены акций и преследуемых целей совет директоров компании определяет пропорции дробления. После этого производится замена ценных бумаг: старые акции, имеющиеся у акционеров, заменяются на новые. Принимая решение о дроблении акций, совет директоров должен учитывать необходимость осуществления дополнительных расходов по выпуску новых и изъятию у акционеров старых ценных бумаг.
Прямой зависимости между пропорциями дробления акций и размерами дивидендов не существует. Крайне редко компании в состоянии сохранить уровень дивидендов на одном уровне до и после дробления акций. Как правило, размер дивидендов на новую акцию (меньшим номиналом) ниже, чем на старую. Однако это не означает сокращения дивидендного дохода акционеров. Например, при дроблении акций 2 к 1 и понижении уровня дивидендного выхода на акцию с 2 до 1,5% акционер, владевший 100 акциями, получит не 200 (100 х 2), а 300 (200 х х 1,5) ден. ед. Если величина дивидендов изменяется пропорционально изменению нарицательной стоимости акций, то дробление акций не повлияет на долю каждого акционера в активах компании.
Методика выкупа акций. Выкуп акций — это один из способов размещения свободных средств компании путем приобретения собственных акций у акционеров. Собственные акции могут выкупаться компанией как с целью изъятия их из обращения, так и для размещения их среди своих работников, уменьшения числа владельцев компании, приватизации государственных предприятий частными инвесторами и т.д.
Наиболее распространены две методики выкупа акций — посредством тендера и путем покупки акций на рынке. При осуществлении тендерной сделки компания направляет своим акционерам наряду с информацией о намерениях и причинах выкупа акций предложение о приобретении у них акций по цене, превышающей сложившуюся на рынке. Решение о продаже акций по предложенной цене принимает акционер. При покупке собственных акций на фондовом рынке компания выступает наравне с другими участниками рынка. Этот вариант выкупа акций, как правило, более продолжителен во времени, но требует меньших трансакционных издержек (оплата услуг посредников, расходы на переписку с акционерами и т.д.).
Если компания располагает избыточными средствами и не имеет достаточно эффективных инвестиционных возможностей, то размещение этих средств в интересах акционеров может быть произведено либо путем дополнительных дивидендных выплат, либо посредством выкупа собственных акций. Эти варианты для акционеров равноценны лишь при условии отсутствия налогов на доходы физических лиц и трансакционных издержек. Поскольку при выкупе уменьшается число акций компании, прибыль и, следовательно, дивиденд на одну акцию возрастают. В результате при прочих равных условиях должна увеличиться рыночная стоимость ценной бумаги. Теоретически сумма дивидендов, которые могли бы быть выплачены акционерам, равна стоимости выкупленных акций.
Преимуществом варианта выкупа акций является повышение привлекательности акций компании за счет увеличения суммы прибыли, приходящейся на одну акцию. Недостаток выкупа собственных акций компанией заключается в том, что при наличии у фирмы свободных средств некоторые категории акционеров предпочтут доходу от прироста курсовой цены акций получение реальных дивидендов.
Однако на практике при существовании различного уровня налогообложения отдельных видов доходов выкуп акций для инвестора оказывается предпочтительнее. Если дивидендный доход облагается по более высокой ставке, чем доход от прироста стоимости капитала фирмы, то выкуп акций, ведущий к повышению их рыночной цены и соответственно стоимости капитала компании, более выгоден с точки зрения налогообложения. К тому же уплата налога на прирост сто-имости капитала откладывается до момента фактической продажи акций, в то время как налог на доходы по ценным бумагам выплачивается сразу (в момент получения дивидендного дохода).
Информационное значение решения компании о выкупе собственных акций намного превышает значение намерения выплатить дивиденды. Выплата дивидендов в обычной форме свидетельствует о способности компании генерировать собственные средства к моменту расчетов с акционерами. Выкуп акций — это неординарное событие, свидетельствующее об убежденности руководства компании в крайне заниженной оценке своих ценных бумаг. Поскольку выкуп акций связан для фирмы со значительными единовременными денежными затратами, этот метод регулирования курса акций используется редко и практически всегда обоснованно.
- Вопросы по гэк Для специализации «Финансовый менеджмент»
- Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- 2.Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- 3. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
- 8.Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 11.Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12.Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- 13.Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 16. Финансовая система государства.
- 17.Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- 18.Доходы бюджета, и их характеристика.
- 20.Федеральные налоги и сборы.
- 21.Региональные налоги.
- 23.Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- 24.Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 25.Классификация бюджетных расходов рф.
- 26.Бюджетное устройство рф.
- 27.Бюджетный процесс в рф.
- 28.Внебюджетные социальные фонды государства.
- I. Социальные фонды
- 29.Финансовый контроль.
- 30.Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31.Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32.Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- Балансовый отчет
- Структура текущих активов
- Структура текущих пассивов
- 37.Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- 38.Методы анализа финансового состояния организации.
- 39.Анализ ликвидности и кредитоспособности предприятия.
- 40.Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 41.Оценка средневзвешенной стоимости капитала.
- 42.Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты).
- 43.Эффект финансового рычага, финансовый риск.
- 2 Важнейших правила:
- 44.Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45.Эффект операционного рычага, предпринимательский риск.
- 46.Управление оборотными денежными фондами.
- 48.Управление дебиторской задолженностью.
- Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью
- 49.Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- 50.Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия.
- 51.Методы анализа денежных потоков.
- 52.Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря.
- 1. Прогнозирование поступления и расходования денежных средств, по операционной деятельности исходя из планируемого объема реализации продукции.
- 53.Оптимизация денежных потоков предприятия.
- 54.Диагностика банкротства предприятия.
- 55.Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 56.Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- 59.Риск и доходность: теория портфеля.
- 60.Методы управления финансовыми рисками.
- 61.Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- 63.Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства.
- 65.Функционирования фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
- 66.Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
- 67.Производные ценные бумаги.
- 68.Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка.
- 69.Рынок корпоративных ценных бумаг в России и их оценка.
- 70.Понятие денежной массы и денежной базы, понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71.Сущность кредита и его функции.
- 72.Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемая валюта ее виды, формирование валютного курса.
- 73.Характеристика элементов кредитной системы, ее структура.
- 75.Понятие ссудного и банковского процента.
- 77.Пассивные операции коммерческих банков.
- 78.Информационная безопасность в финансовых системах.
- 79.Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах.
- 80.Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах.
- 81.Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
- 82.Автоматизированные информационные системы и технологии на предприятиях и организациях различных организационных форм.
- 83.Автоматизированные информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания.
- 84.Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.