logo
ответы на

Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.

Теория поведения потребителя исходит из некоторых предлпосылок. Прежде всего, предрполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально, т.е. стремится извлечь макс.полезности д/себя. Фактически потребитель решает что д/него более полезное, а след-но что он приобретает в 1ую очередь, а что потом. Теория поведения потребителя также исходит из того, что дох.всех потребителей ограничены и на все тов. установлены цены.

В основе теории потребит.поведения лежит теория предельной полезности,играющая важную роль в экон.теории. Еще А.Смитобратил внимание на то,что полезностью блага нельзя опр-ть его ценность («парадокс воды и бриллиантов»: почему вода, без кот.нельзя жить стоит намного дешевле, чем бриллианты).

Прежде всего теория предельной полезности вводит 2 важных понятия:

1) Общая полезность блага (TU)-то удовлетворения, кот.люди получают от потребления всего имеющегося у них кол-ва благ данного вида

2) Предельная полезность (MU) –прирост общей полезности, возникающ. вследствии увел.объема потребления данного блага на ед-цу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида ед-ц благ.

По мере насыщения потребностей в к-л благе степень полезности каждой доп.ед-цы блага д/индивида будет убывать. Т.е. при увеличении общей полезности предельная полезность потребления каждой след.ед-цы блага будет снижаться, и наоборот, при снижении объема потребл.благ, пред.пол.увел-ся.

Т.о. в основе теории потребит.поведения лежит закон убывающей предельной полезности.

Выбор потребителя:

1)Основоположники теории пред.полезности исходили из количественного (кардиналистского) подхода , предполагая, что потребители субъективно оценивают полезность благ в ютилях. При этом чем больше полезность, тем выше качеств.оценка блага. Ф-ия полезности тов.А: TU=f(Qa). Взаимосвязь м/д общей и пред.полезности выраж-ся: MUa=∆TU/∆Q. Далее графики TU и MU.

Условие равновесия потребителя:

MU- предельная полезность отдельных товаров. Р- их цена.

Иными словами: последний рубль, затраченный на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на апельсины. Данный подход выбора потребителя основан на распределении своего дох. м/д приобретениями разл.тов. и услуг так, чтобы их общая полезность оказалась максимальной. Это-правило максимизации полезности.

2)Ординалистский подход. Построен на предположении, что потребитель не соизмеряет полезности благ, а лишь ранжирует их по принципу: данное благо более полезно, или менее полезно, или равно по полезности др.благу.

В рамках такого подхода принимается, что потребитель приобретает разл.наборы, состоящие из 2х тов.(кривая безразличия). Кривая безразличия – геометр.место точек, кот.показ.различ.комбинации 2х благ, обладающих одинаковой полезностью. Чем выше и левее представлена кривая безразличия, тем более высокий уровень полезности она представляет.

Кривые безразличия имеют выпуклую форму. Потребитель, переходя к наборам благ, жертвует все меньшим кол-ом ед-ц тов. Y ради получения в обмен тов.Х. Происходит повышение ценыY относительно цены Х/ Это находит отражении в снижающемся значении пред.нормы замещения (MRS – соотношение, в соотв. с кот. одно благо м.б. заменено на др. при неизменном уровне полезности)) тов.Y тов.Х.: .

Д/выбора опт.размера соотношения 2х благ, необходимо на графиках кривых безразличий построить бюджетную линию –линия, отображающая мн-во вар-ов набора из 2х благ, приобретение кот.требует одинаковых ден.затрат. Ур-ие бюдж.линии:Y=, где М-ден.дох.потребителя. Данная линия имеет отрицат.наклон (при увел.покупки одного тов., снижается покупка другого).

Положение потребит.равновесия будет достигнуто в точке пересечения бюджетной линии с одной из кривых безразличия.

Равновесие потребителя – состояние потребителя, при кот. он покупает тов. при данных ценах и ден.доходе в таких объемах, чтобы достичь максим.общей полезности и расходует при этом весь доход.