Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
Теория поведения потребителя исходит из некоторых предлпосылок. Прежде всего, предрполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально, т.е. стремится извлечь макс.полезности д/себя. Фактически потребитель решает что д/него более полезное, а след-но что он приобретает в 1ую очередь, а что потом. Теория поведения потребителя также исходит из того, что дох.всех потребителей ограничены и на все тов. установлены цены.
В основе теории потребит.поведения лежит теория предельной полезности,играющая важную роль в экон.теории. Еще А.Смитобратил внимание на то,что полезностью блага нельзя опр-ть его ценность («парадокс воды и бриллиантов»: почему вода, без кот.нельзя жить стоит намного дешевле, чем бриллианты).
Прежде всего теория предельной полезности вводит 2 важных понятия:
1) Общая полезность блага (TU)-то удовлетворения, кот.люди получают от потребления всего имеющегося у них кол-ва благ данного вида
2) Предельная полезность (MU) –прирост общей полезности, возникающ. вследствии увел.объема потребления данного блага на ед-цу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида ед-ц благ.
По мере насыщения потребностей в к-л благе степень полезности каждой доп.ед-цы блага д/индивида будет убывать. Т.е. при увеличении общей полезности предельная полезность потребления каждой след.ед-цы блага будет снижаться, и наоборот, при снижении объема потребл.благ, пред.пол.увел-ся.
Т.о. в основе теории потребит.поведения лежит закон убывающей предельной полезности.
Выбор потребителя:
1)Основоположники теории пред.полезности исходили из количественного (кардиналистского) подхода , предполагая, что потребители субъективно оценивают полезность благ в ютилях. При этом чем больше полезность, тем выше качеств.оценка блага. Ф-ия полезности тов.А: TU=f(Qa). Взаимосвязь м/д общей и пред.полезности выраж-ся: MUa=∆TU/∆Q. Далее графики TU и MU.
Условие равновесия потребителя:
MU- предельная полезность отдельных товаров. Р- их цена.
Иными словами: последний рубль, затраченный на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на апельсины. Данный подход выбора потребителя основан на распределении своего дох. м/д приобретениями разл.тов. и услуг так, чтобы их общая полезность оказалась максимальной. Это-правило максимизации полезности.
2)Ординалистский подход. Построен на предположении, что потребитель не соизмеряет полезности благ, а лишь ранжирует их по принципу: данное благо более полезно, или менее полезно, или равно по полезности др.благу.
В рамках такого подхода принимается, что потребитель приобретает разл.наборы, состоящие из 2х тов.(кривая безразличия). Кривая безразличия – геометр.место точек, кот.показ.различ.комбинации 2х благ, обладающих одинаковой полезностью. Чем выше и левее представлена кривая безразличия, тем более высокий уровень полезности она представляет.
Кривые безразличия имеют выпуклую форму. Потребитель, переходя к наборам благ, жертвует все меньшим кол-ом ед-ц тов. Y ради получения в обмен тов.Х. Происходит повышение ценыY относительно цены Х/ Это находит отражении в снижающемся значении пред.нормы замещения (MRS – соотношение, в соотв. с кот. одно благо м.б. заменено на др. при неизменном уровне полезности)) тов.Y тов.Х.: .
Д/выбора опт.размера соотношения 2х благ, необходимо на графиках кривых безразличий построить бюджетную линию –линия, отображающая мн-во вар-ов набора из 2х благ, приобретение кот.требует одинаковых ден.затрат. Ур-ие бюдж.линии:Y=, где М-ден.дох.потребителя. Данная линия имеет отрицат.наклон (при увел.покупки одного тов., снижается покупка другого).
Положение потребит.равновесия будет достигнуто в точке пересечения бюджетной линии с одной из кривых безразличия.
Равновесие потребителя – состояние потребителя, при кот. он покупает тов. при данных ценах и ден.доходе в таких объемах, чтобы достичь максим.общей полезности и расходует при этом весь доход.
- Вопросы по гэк Для специализации «Финансовый менеджмент»
- Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- 2.Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- 3. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
- 8.Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 11.Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12.Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- 13.Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 16. Финансовая система государства.
- 17.Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- 18.Доходы бюджета, и их характеристика.
- 20.Федеральные налоги и сборы.
- 21.Региональные налоги.
- 23.Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- 24.Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 25.Классификация бюджетных расходов рф.
- 26.Бюджетное устройство рф.
- 27.Бюджетный процесс в рф.
- 28.Внебюджетные социальные фонды государства.
- I. Социальные фонды
- 29.Финансовый контроль.
- 30.Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31.Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32.Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- Балансовый отчет
- Структура текущих активов
- Структура текущих пассивов
- 37.Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- 38.Методы анализа финансового состояния организации.
- 39.Анализ ликвидности и кредитоспособности предприятия.
- 40.Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 41.Оценка средневзвешенной стоимости капитала.
- 42.Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты).
- 43.Эффект финансового рычага, финансовый риск.
- 2 Важнейших правила:
- 44.Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45.Эффект операционного рычага, предпринимательский риск.
- 46.Управление оборотными денежными фондами.
- 48.Управление дебиторской задолженностью.
- Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью
- 49.Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- 50.Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия.
- 51.Методы анализа денежных потоков.
- 52.Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря.
- 1. Прогнозирование поступления и расходования денежных средств, по операционной деятельности исходя из планируемого объема реализации продукции.
- 53.Оптимизация денежных потоков предприятия.
- 54.Диагностика банкротства предприятия.
- 55.Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 56.Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- 59.Риск и доходность: теория портфеля.
- 60.Методы управления финансовыми рисками.
- 61.Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- 63.Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства.
- 65.Функционирования фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
- 66.Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
- 67.Производные ценные бумаги.
- 68.Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка.
- 69.Рынок корпоративных ценных бумаг в России и их оценка.
- 70.Понятие денежной массы и денежной базы, понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71.Сущность кредита и его функции.
- 72.Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемая валюта ее виды, формирование валютного курса.
- 73.Характеристика элементов кредитной системы, ее структура.
- 75.Понятие ссудного и банковского процента.
- 77.Пассивные операции коммерческих банков.
- 78.Информационная безопасность в финансовых системах.
- 79.Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах.
- 80.Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах.
- 81.Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
- 82.Автоматизированные информационные системы и технологии на предприятиях и организациях различных организационных форм.
- 83.Автоматизированные информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания.
- 84.Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.