31.Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
Прибыль - многозначное понятие. Наиболее употребимое как разница между выручкой и полными издержками. Прибыль возникает в результате производственной, научно - исследовательской, торговой, спекулятивной деятельности. Возможность получения прибыли стимулирует предпринимательскую деятельность, даже если она сопряжена с риском. Как правило, прибыль отождествляется с денежным успехом. Долгое время марксисты считали, что, поскольку прибыль создается трудом работников, то капиталист не имеет права на прибыль. Однако, сейчас эта точка зрения изменилась, т. к. прибыль создается не только трудом работников, но и тем изначальным капиталом, который вложен в бизнес. Прибыль как экономическая категория является результатом всей производственно - хозяйственной деятельности. Она выполняет следующие функции.
1. В обобщенной форме отражает конечный результат деятельности.
2. Используется как стимулирующий фактор предпринимательской деятельности.
3. Выступает источником финансирования расширенного воспроизводства, стимулирования работников.
Однако, то, что было бесспорно для капиталистического рынка, в социальной экономике отвергалось и принижалось. Считалось, что прибыль - чисто капиталистическая категория; только с 1965 года прибыль вошла в полноценный показатель и из прибыли стали создаваться три фонда. На прибыль влияют следующие основные факторы: цена, себестоимость, объем продаж.
Виды прибыли.
Формирование прибыли проходит долгий путь и начинается с ее расчетов, учета факторов, влияющих на нее. Эти факторы рассматриваются достаточно глубоко и тщательно, и в результате на предприятии складываются следующие виды прибыли.
1. Прибыль от реализации.
2. Балансовая (валовая) прибыль.
3. Чистая прибыль.
4. Нераспределенная прибыль.
Прибыль от реализации - результат полученной выручки от реализации за минусом полных издержек.
Валовая (балансовая) прибыль - прибыль от реализации + доходы от реализации других видов имущества, а также внереализационные доходы и расходы. Валовая прибыль рассчитывается как прибыль от реализации с добавлением следующих доходов.
1. Доходы от реализации основных фондов.
2. Доходы от реализации нематериальных активов.
3. Реализация излишков сырья и материалов.
4. Доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию.
5. Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий.
6. Доходы от сдачи в аренду.
7. Полученные штрафы, пени, неустойки.
8. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.
9. Суммы кредиторской задолженности, срок по которой истек.
10. Суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности за прошлые годы.
11. Положительная курсовая разница по валютным отчетам и операциям в иностранной валюте.
Существуют следующие внереализационные расходы, влияющие на объем валовой прибыли.
1. Затраты на производство, не давшее продукции.
2. Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей.
3. Судебные издержки и арбитражные сборы.
4. Штрафы, пени, неустойки, выплачиваемые данным предприятием.
5. Убытки от списания безнадежных долгов.
Налогооблагаемая прибыль. Исчисление налогооблагаемой прибыли заключается в корректировке валовой прибыли на доход по разным видам деятельности и исключение из расчета субприбыли, имеющей льготы по налогообложению.
После того, как предприятие выплачивает из валовой прибыли налоги и платежи, остается чистая прибыль.
Методы планирования (прогнозирования) прибыли.
В основе планирования прибыли лежит: объем производства, объем продаж, себестоимость.
В предпринимательской деятельности процесс планирования прибыли необходим, т. к. Это определяет финансовое обеспечение предприятия. В условиях социалистической экономики этот процесс осуществлялся довольно просто: объем производства, объем продаж, себестоимость, цена. В настоящее время этот метод себя не оправдывает, так как не дает объективной оценки.
В условиях инфляции требуется другой подход прогнозирования прибыли. Существует факторный метод планирования прибыли. В его основе лежат следующие условия.
1. Прогнозный характер планирования.
2. Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от предполагаемой величины.
3. Полный учет инфляционных изменений.
4. Использование базовых показателей за предшествующий период.
5. Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.
6. Выбор оптимальной величины показателей из ряда вариантов.
Факторный метод осуществляется в несколько этапов.
1. Расчет базовых показателей за предшествующий период: выручка от реализации, себестоимость, цены на продукцию, прибыль от реализации, валовая прибыль.
2. Выработка целевых установок на планируемый год. Цели могут быть сгруппированы по направлениям: рост выручки от реализации, выпуск новой продукции, изменение оплаты труда.
3. Прогнозирование индексов инфляции: индекс цен на свою продукцию, индекс цен на покупку сырья и т. д.
4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.
5. Выбор оптимального варианта.
В этих расчетах наиболее сложным моментом является расчет затрат на производство и себестоимость продукции.
- Вопросы по гэк Для специализации «Финансовый менеджмент»
- Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- 2.Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- 3. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
- 8.Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 11.Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12.Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- 13.Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 16. Финансовая система государства.
- 17.Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- 18.Доходы бюджета, и их характеристика.
- 20.Федеральные налоги и сборы.
- 21.Региональные налоги.
- 23.Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- 24.Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 25.Классификация бюджетных расходов рф.
- 26.Бюджетное устройство рф.
- 27.Бюджетный процесс в рф.
- 28.Внебюджетные социальные фонды государства.
- I. Социальные фонды
- 29.Финансовый контроль.
- 30.Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31.Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32.Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- Балансовый отчет
- Структура текущих активов
- Структура текущих пассивов
- 37.Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- 38.Методы анализа финансового состояния организации.
- 39.Анализ ликвидности и кредитоспособности предприятия.
- 40.Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 41.Оценка средневзвешенной стоимости капитала.
- 42.Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты).
- 43.Эффект финансового рычага, финансовый риск.
- 2 Важнейших правила:
- 44.Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45.Эффект операционного рычага, предпринимательский риск.
- 46.Управление оборотными денежными фондами.
- 48.Управление дебиторской задолженностью.
- Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью
- 49.Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- 50.Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия.
- 51.Методы анализа денежных потоков.
- 52.Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря.
- 1. Прогнозирование поступления и расходования денежных средств, по операционной деятельности исходя из планируемого объема реализации продукции.
- 53.Оптимизация денежных потоков предприятия.
- 54.Диагностика банкротства предприятия.
- 55.Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 56.Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- 59.Риск и доходность: теория портфеля.
- 60.Методы управления финансовыми рисками.
- 61.Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- 63.Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства.
- 65.Функционирования фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
- 66.Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
- 67.Производные ценные бумаги.
- 68.Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка.
- 69.Рынок корпоративных ценных бумаг в России и их оценка.
- 70.Понятие денежной массы и денежной базы, понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71.Сущность кредита и его функции.
- 72.Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемая валюта ее виды, формирование валютного курса.
- 73.Характеристика элементов кредитной системы, ее структура.
- 75.Понятие ссудного и банковского процента.
- 77.Пассивные операции коммерческих банков.
- 78.Информационная безопасность в финансовых системах.
- 79.Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах.
- 80.Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах.
- 81.Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
- 82.Автоматизированные информационные системы и технологии на предприятиях и организациях различных организационных форм.
- 83.Автоматизированные информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания.
- 84.Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.