logo search
Ответы на гос экзамен 2012 ФиК 080105

6. Бюджетная эффективность и социальные результаты реализации инвестиционных проектов.

Бюджетная эффективность проекта отражает влияние реализации проекта на доходы и расходы федерального, регионального или местного бюджетов.

Основным показателем бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, используемый для обоснования заложенных в проекте мер федеральной или региональной поддержки.

Показатели народнохозяйственной эффективности определяют эффективность проекта с позиций экономики в целом, отрасли, региона, связанных с реализацией проекта.

Выбор инвестиционного проекта, предусматривающего государственную поддержку, производится исходя из максимального интегрального эффекта, учитывающего коммерческую, бюджетную и народнохозяйственную экономическую эффективность.

Основным показателем бюджетной эффективности при обосновании предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта.

Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.

В состав расходов бюджета включаются:

— средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;

— кредиты Центрального банка Российской Федерации, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

— прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

— выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

— выплаты по государственным ценным бумагам;

— государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;

— средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий, возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба его выполнения.

В состав доходов бюджета включаются:

— налог на добавленную стоимость, специальный налог, все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные платежи данного года в бюджет с российских и иностранных предприятий и фирм, в частности, относящиеся к реализации проекта;

— увеличение (уменьшение, со знаком «минус») налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;

— поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;

— эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;

— дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным для финансирования проекта;

— поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;

— поступление в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами;

— плата за недра, лицензии на право ведения геологоразведочных работ и т.п. в части, зависящей от осуществления проекта;

— доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

— повышение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;

— штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды — пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и социального страхования в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.

Эффективность проекта в целом оценивается для презентации проекта и определения в связи с этим привлекательности проекта для потенциальных инвесторов.

социальные результаты

Разработка и реализация любого инвестиционного проекта всегда преследует достижение определённых целей. В любой социально-экономической системе (страна, регион, предприятие и др.) формируется так называемое «дерево целей», структурированных и иерархически упорядоченных в зависимости от вида этой системы, способов и масштабов её функционирования, способа построения организационной структуры управления и т.п. Так, в приложении к основной ячейке экономической системы страны - фирме - эти цели в наиболее общем виде можно подразделить на рыночные, финансово-экономические, производственно-технологические и социальные. Рыночные цели имеют отношение, прежде всего к стратегическому планированию и представляют собой некоторые ориентиры в отношении положения компании на интересующих её рынках продукции и факторов производства. Типичный пример-установление целевого ориентира по занятию определённого сегмента (доли) на рынке предлагаемых товаров (услуг). Финансово-экономические цели занимают основное место в системе целеполагания и выражаются главным образом в стоимостном представлении и показателях рентабельности (доходности). Производственно-технологические цели, устанавливаемые в ходе внутрипроизводственного планирования, наиболее детализированы, распространяются на все линейные подразделения (точнее, на центры ответственности) и не обязательно выражаются в денежном измерителе. Социальные цели имеют ориентацию, как за пределы фирмы, так и внутри её. В первом случае речь идёт о роли фирмы в её влиянии на внешнюю среду: дополнительные рабочие места, охрана окружающей среды, открытие новых социально-значимых производств и др. Во втором случае речь идёт о создании преимуществ для работников фирмы: система повышения квалификации, организация досуга, система дополнительного пенсионного обеспечения и др.

Социальным целям особое внимание уделяется, в частности, в странах, исповедующих принципы так называемой рейнской модели капитализма.

Все упомянутые цели действительно составляют единое целое в том смысле, что они взаимоувязаны в рамках системы планирования.

Формулирование «дерева целей» имеет место и при осуществлении инвестиционной деятельности. Таким образом, характеризуя целесообразность какого-либо проекта, чаще всего говорят о двух видах эффективности - экономической и социальной. Количественно эффективность выражается различными показателями. В общем случае результативность, экономическая целесообразность и эффективность функционирования коммерческой организации или внедрения некоторого проекта измеряются абсолютными и относительными показателями: прибылью, показателями рентабельности, доходности и др.

Понятие социального эффекта (эффективности) в контексте инвестиционной деятельности может рассматриваться в двух аспектах. Первый связан с получением некоторого социального эффекта при инвестировании в коммерческую деятельность, т.е. в проект, прямо или косвенно способствующий наращиванию совокупного экономического результата, обычно прибыли, второй - в некоммерческую деятельность, т.е. в некий проект, не предполагающий генерирования прибыли. Принципиальное различие заключается в том, что в первом случае все же доминирует критерий экономической эффективности, а социальный эффект рассматривается как дополнительный результат от внедрения и реализации проекта. Во втором случае акценты смещаются ровно наоборот – социальный эффект (эффективность) выступает уже в роли первоочередного критерия; безусловно, по возможности принимаются во внимание и показатели экономического эффекта (эффективности), но не в качестве целевых критериев, а, например, лишь как критерии, характеризующие рациональность действий, выполняемых в ходе реализации проекта.

По мере усиления требований к гуманизации труда социальные аспекты инвестиционной деятельности всё более активно принимаются во внимание не зависимо от того, о какой сфере экономики идёт речь.