logo
Ответы на гос экзамен 2012 ФиК 080105

18. Государственный долг рф. Методы управления государственным долгом рф. Проблемы управления государственным долгом рф.

Осуществленные государством заимствования определяют возникновения государственного долга.

Государственный долг определяется как сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисление по ним процентов, которые должны быть, выплачены к определенной дате за определенный срок.

Государственный долг подразделяется на:

• капитальный государственный долг, который представляет собой всю сумму, выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

• Текущий долг составляет расход по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Долговые обязательства РФ могут существовать в формах:

1) кредитные соотношения и договора, заключенные от имени РФ с к/о, иностранными государствами и МФО в пользу указанных кредиторов;

2) гос.ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

3) договора о предоставлении гос.гарантий РФ, договоров-поручительств РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформление долговых обязательств третьих лиц в ГД РФ на основе принятых ФЗ;

5) соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прочих лет.

Долговые обязательства могут быть:

• долгосрочные (5 – 30 лет);

• среднесрочные(1 – 5 лет);

• краткосрочные (до 1).

Долг обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и могут превышать 30 лет.

По долговым обязательствам субъекта РФ сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по долгам муниципалитета 10 лет.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

К основные методы управления государственным долгом:

• Рефинансирование – погашение старых государственных долгов путем выпуска новых займов. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении внешней части государственного долга.

• Конверсия – изменение размера доходности государственных займов (снижение или повышение процентной ставки дохода).

• Консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов.

• Унификация – объединение нескольких в один

• Отсрочка погашения займов или ранее выпущенных займов (осуществляется, когда продолжение дальнейших операций по выпуску новых займов для государства не эффективно);

• Аннулирование – отказ государства от долговых обязательств.

• Новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по указанному кредиту другим обязательством.

Проблемы:

• В последние годы Правительство концентрировало свои на реструктуризации своих обязательств, не уделяя должного внимания совершенствованию самой системы.

• отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового урегулирования остается порядок применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов.

• В действующем законодательстве не предусмотрена система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении заимствований и управления государственным долгом. В условиях отсутствия единого центра управления долговой политикой четко не определены полномочия и порядок взаимодействия в текущем режиме Правительства, Минфина, МЭРиТ, Внешэкономбанка, а также Банка России. На практике все это снижает эффективность долговой политики.

• Вместе с тем не налажен по-настоящему достоверный учет долговых операций. В Государственной долговой книге, в которой согласно БК должны регистрироваться все государственные заимствования, не отражен долг бывшего СССР.

• Проблема оптимизации платежей по внешнему государственному долгу могла бы быть существенно смягчена за счет более активной работы с задолженностью перед Россией других государств. Однако Минфин до сегодняшнего дня не смог наладить отдельного бюджетного учета платежей со стороны государств-должников.

• проблема повышения бюджетной отдачи от российской собственности за рубежом.

• Отсутствует система эффективного управления государственными активами в иностранных акционерных обществах, в результате чего доходы ряда совместных зарубежных предприятий с государственным участием не направлялись в бюджет, а оставались в ведении коммерческих структур.