logo
Ответы на гос экзамен 2012 ФиК 080105

2. Федеральная служба страхового надзора.

Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

Основными функциями:

1) выдача лицензий;

2) ведение единого Государственного реестра страховщиков;

3) контроль за обоснованностью страховых тарифов;

4) установление правил формирования и размещения страховых резервов;

5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности.

Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования страхового фонда, т.е. собственно страхование, относятся к сфере гражданского права.

Основными правовыми актами, регулирующими страховую деятельность в России, являются Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и глава 48 Гражданского Кодекса РФ.

Рассмотрим более подробно развитие системы страхового законодательства Российской Федерации в период становления рыночных отношений.

Основы законодательного регулирования страховой деятельности в России были заложены Законом «О кооперации» 1987 года, Законом «О страховании» 1992 года, а впоследствии они были развиты и расширены принятием в 1995 г. Гражданского кодекса РФ, а также целого ряда других нормативных актов.

Закон «О страховании» стал первым законодательным актом, который содержал комплексный подход к регулированию вопросов страхования. Его особенностью являлось то, что он разрабатывался в среде только зарождавшегося и еще не окрепшего коммерческого страхования. Закон содержал нормы, регулирующие очень широкий спектр вопросов в области страхования, от чего его можно было назвать скорее законом о страховой деятельности, чем о страховании. На наш взгляд, это и предопределило дальнейшее его переименование в «Закон об организации страхового дела в Российской Федерации» и внесение в него соответствующих изменений.

Много нового в области правового регулирования страхового предпринимательства внес Гражданский кодекс, содержащий специальную главу, посвященную страхованию (гл. 48), а также ряд статей с нормами об отдельных договорах страхования в других главах. С принятием нового Гражданского кодекса в 1995 г. возникла необходимость в серьезной переработке Закона «О страховании» от 1992 г., но поскольку Закон являлся комплексным законодательным актом о страховой деятельности, это не позволяло дополнить его необходимыми изменениями и уточнениями, не дублируя положений Гражданского кодекса. В результате Закон «О страховании» был переименован в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», что привело в соответствие содержание закона и требования Гражданского кодекса.

Сфера действия страхового законодательства распространяется на все отрасли и виды страхования, а также на операции перестрахования. Не входят в эту сферу только правоотношения по государственному социальному обеспечению.

В 2003 г. в Закон «Об организации страхового дела в РФ» были внесены существенные изменения и дополнения, вступившие в силу с 17 января 2004 года и радикально изменившие действующий до этого времени Закон.

Закон регулирует отношения по организации страхового дела. В процессе осуществления страхования они проявляются как взаимодействие между страхователями, застрахованными, выгодоприобретателями, с одной стороны, и страховыми организациями – с другой (ст. 4.1 Закона). Указанный законодательный акт регулирует также отношения страховых организаций между собой в процессе осуществления страхового предпринимательства, которые проявляются в форме сострахования, перестрахования, ретроцессии, в деятельности объединений страховщиков – союзов, ассоциаций и т.д.

Закон от 10 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела» предусматривает следующие основные новации:

1. Размер минимального уставного капитала вырос до 30 млн. рублей с увеличивающимися коэффициентами «2» - для компаний, занимающихся страхованием жизни, и «4» - для перестраховочных компаний;

2. Введено разделение страховых компаний, осуществляющих страхование жизни и имущественные виды страхования;

3. Существенно либерализован доступ иностранных страховщиков на российский страховой рынок.

Следует отметить, что отдельные вопросы, связанные со страховой деятельностью, рассматриваются и в законодательных актах другой отраслевой принадлежности. Так, в 2002-2003 гг. был принят целый ряд федеральных законов, относящихся к другим сферам деятельности и содержащих нормы страхового законодательства. Перечислим некоторые из них:

1) Таможенный кодекс РФ, предусматривающий новый вид обеспечения уплаты таможенных платежей – договор страхования, заключенный в установленном законом порядке (ст. 347 Таможенного кодекса РФ);

2) Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», предусматривающий страхование риска ответственности адвокатов;

3) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», уточнивший процедуру банкротства страховых организаций, а также установивший обязанность страхования ответственности арбитражных управляющих;

4) Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», содержащий норму об обязательном страховании пассажиров.

Отношения в сфере страхования регулируются также нормативными актами Правительства РФ, из которых следует особое внимание обратить на распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2002 г., утвердившее Концепцию развития страхования в Российской Федерации в 2002-2007 гг. Концепция направлена на создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в России. В Концепции, во-первых, приводятся основные факторы, оказывающие негативное влияние на развитие страхового предпринимательства; во-вторых, определяются основные цели развития страхования в России; в-третьих, в соответствии с поставленными целями выявляются задачи и способы их решения; и, наконец, приводятся ожидаемые результаты реализации положений Концепции. Из перечисленных выше положений концепции отметим задачи развития страхования, которые необходимы для анализа современного состояния страхового предпринимательства и определения путей его дальнейшего формирования. К ним относятся:

- формирование законодательной базы страховых услуг;

- развитие обязательного и добровольного видов страхования;

- создание эффективного механизма регулирования и надзора за страховой деятельностью;

- стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

- поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

Рассмотрев систему страхового законодательства, определим правовые основы страхового предпринимательства.

Как уже было сказано, страхование предполагает тесную экономическую взаимосвязь между всеми страхователями, однако юридическая взаимосвязь между ними отсутствует. Последняя проявляется только в индивидуальных взаимоотношениях страховщика с каждым страхователем. Иными словами, экономические страховые отношения при их практической реализации принимают юридическую форму.

С юридической точки зрения страхование – это, «с одной стороны, гражданско-правовой способ защиты имущественных интересов лиц, причем такая защита осуществляется методом распределения риска: компенсации убытка некоторых из специальных фондов, образуемых страховщиком из средств многих, а с другой – это и определенная форма гарантии».

Правовая трактовка страхования дается и в основном законодательном акте, регулирующем страховую деятельность. Согласно ст. 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Таким образом, правовая сущность страхования сводится к установлению правоотношения по защите имущественных интересов граждан и юридических лиц путем страховых выплат, осуществляемых при наступлении определенных событий (страховых случаев) из средств фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых страхователями страховых взносов. Имущественный интерес при этом – это объективная, не зависящая от воли лица, потребность в получении компенсации убытка, возникшего в результате четко определенного события, обладающего признаком случайности и непредвиденности. Наличие имущественного интереса потенциального страхователя служит фактором, определяющим возможность предоставления страховой защиты. Один из основополагающих принципов страхования так и звучит: «принцип наличия страхового интереса», что означает, что без существования последнего не может быть и страхования.

Страховые резервы, предназначенные для защиты имущественных интересов, формируются децентрализованно и только у страховых организаций. Именно децентрализованное формирование страховых денежных фондов у страховщиков, для которых страхование является исключительным видом деятельности, отличает коммерческое страхование от государственного и иных форм оказания материальной и финансовой помощи при наступлении непредвиденных неблагоприятных событий. Формирование и использование каких-либо децентрализованных денежных фондов (резервных, чрезвычайных) иными организациями, например, промышленными предприятиями, не является страхованием, и на них не распространяется действие страхового законодательства.

Учитывая вышесказанное, выделим основополагающие принципы страхования, которые нашли свое закрепление в российском законодательстве. К ним относятся:

• принцип наличия страхового интереса (ст. 929 ГК РФ содержит понятие имущественного интереса объекта страхования);

• принцип предоставления полной и всеобъемлющей информации о риске (содержится в ст. 944 ГК РФ);

• принцип пропорционального возмещения (ст. 949 и 951 ГК РФ);

• принцип наличия причинно-следственной связи между страховым событием и убытком, причиненным предмету страхования (ст. 929 и 934 ГК РФ);

• принцип суброгации (ст. 965 ГК РФ).

При этом если страхователь добровольно отказывается от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, то он не может претендовать на их возмещение, даже если они возникли в результате наступления страхового случая.