14. Бюджетный процесс, его сущность и этапы. Задачи бюджетного процесса.
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Стадии: 1. составление проекта бюджета; 2. рассмотрение и утверждение бюджета; 3. исполнение бюджета; 4. составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс).
Составление проектов бюджетов
Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается не позднее, чем за десять месяцев до начала планируемого года.
Президент РФ не позднее марта направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание, в котором определяет направления бюджетной политики на очередной год.
Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления. Непосредственное составление осуществляет Минфин РФ, финансовые органы субъектов и муниципальных образований.
В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ, и показатели разработанного Министерством экономики РФ прогноза социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса. Кроме того, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком РФ, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны.
Не позднее 15 июля федеральные исполнительные органы должны завершить разработку проекта бюджета.
Правительство Российской Федерации с 15 июля до 15 августа года, предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.
1. После изучения этих документов и работы с ними Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год. Вместе с этим проектом Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных федеральных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда, о приостановке или отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, но не предусмотрена в федеральном бюджете на планируемый год и др.
Центральный банк Российской Федерации до 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на планируемый год, предварительно согласованный с Президентом РФ и Правительством РФ.
2. Получив указанные выше документы и материалы, Совет Государственной Думы Федерального Собрания РФ или в период парламентский каникул Председатель Государственной Думы федерального Собрания РФ направляет его в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.
3. Затем проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
4. После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он с замечаниями и предложениями депутатов выносится на обсуждение Государственной Думы, которая может обсуждать его в четырех чтениях.
В первом чтении (20 дней) Госдума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления налоговой и бюджетной политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РЫ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, основные характеристики бюджета.
При отклонении проекта в 1 чтении Госдума может передать проект в согласительную комиссию, вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству. (Доработка в течении 20 дней).
Во втором чтении (в течение 15 дней со дня принятия в 1 чтении) утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в 1 чтении, и размер ФФПР субъектов РФ.
При отклонении проекта во 2 чтении Госдума может передать проект в согласительную комиссию.
В третьем чтении (в течение 15 дней со дня принятия во 2 чтении) утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджета РФ и главным распорядителям бюджетных средств ФБ рассматривается распределение средств федерального фонда финансовой поддержки целевых программ и т.д.
В четвертом чтении (в течение 15 дней со дня принятия в 3 чтении) внесение поправок не допускается. Законопроект голосуется в целом.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. После его рассмотрения и принятия Советом Федерации (в течении 14 дней) одобренный Советом Федерации Федеральный закон о федеральном бюджете на планируемый год в течение 5 дней передается на рассмотрение Президента РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения отправляется в согласительную комиссию, которая вносит на повторное рассмотрение Госдумой закона в течение 10 дней в одном чтении.
Порядок рассмотрения и утверждения представительными органами территорий бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов аналогичен рассмотренным выше процедурам.
В 2008 году планируется рассматривать проект бюджета в 3 чтениях, а не в 4-х.
Исполнение бюджета — это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти. Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.
Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.
1. Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств.
2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.
3. Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.
4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.
В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство. При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.
- Финансы (сд.01.)
- Финансы: их сущность и роль в системе отношений рыночной экономики.
- 2.Функции финансов и их проявление в системе финансовых отношений.
- 3.Финансовая система: понятие, структура, основные подсистемы и элементы. Назначение системы.
- 4.Особенности финансовой системы рф. Тенденции развития финансовой системы рф. Принципы организации.
- 6.Финансовые рынки: понятие, виды, функции. Характеристика финансовых рынков. Проблемы становления и развития финансовых рынков в рф, их роль в перераспределении финансовых ресурсов.
- 7.Финансовый механизм: понятие, цель и задачи, структура. Особенности формирования и развития финансового механизма в рф.
- 8.Органы управления финансами в рф: перечень, характеристика. Особенности реформы государственного управления 2010 г. И проблемы ее реализации
- 1) Реформа государственной службы:
- 3) Административная реформа:
- 9.Министерство финансов рф: цели и задачи деятельности
- 11.Финансовое планирование и финансовое прогнозирование: сущность, основания, формы реализации. Современные подходы и методы финансового планирования при разработке среднесрочных финансовых планов.
- 12.Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы.
- 13.Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации). Особенности организации и управления.
- 14.Муниципальные финансы: понятие, особенности организации и управления. Роль муниципальных финансов в решении социальных задач территорий.
- 15.Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы.
- 16.Государственный кредит: понятие, субъекты, формы, функции
- 17.Государственные гарантии в системе государственного кредита: понятие, правовые основы регулирования
- 18. Государственный долг рф. Методы управления государственным долгом рф. Проблемы управления государственным долгом рф.
- 19.Государственные ценные бумаги рф: правовые основы эмиссии и обращения. Характеристика государственных ценных бумаг рф.
- 20.Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации. Муниципальные ценные бумаги.
- 21.Формы международной финансовой глобализации. Роль финансов в развитии международного сотрудничества. Международный финансовый контроль.
- 2. Всемирный банк.
- 3. Мбрр.
- 4. Международная ассоциация развития (мар).
- 5. Международная финансовая корпорация.
- 6. Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- 7. Транснациональные корпорации: понятие, пример.
- 8. Парижский клуб.
- 9. Лондонский клуб.
- Деньги, кредит, банки (сд.02.)
- Сущность и функции денег. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики.
- Виды денег и их особенности.
- Денежный оборот и его структура. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот.
- Налично-денежный оборот и принципы его организации в рф.
- Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
- Безналичный денежный оборот и принципы его организации в рф.
- Принципы и сущность инфляции, формы ее проявления и методы регулирования.
- Сущность кредита и его функции. Формы и виды кредита.
- Ссудный процент и факторы, его определяющие.
- Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики.
- Банковская система: понятие, признаки и ее составляющие.
- Современное состояние банковской системы рф.
- Центральный банк рф: статус, цели деятельности, операции и функции.
- Основные направления денежно-кредитной политики рф.
- Коммерческие банки, классификация, функции и принципы деятельности.
- Международные финансово-кредитные институты.
- Организация межбанковских расчетов в рф.
- Процедура создания и ликвидации коммерческого банка.
- Пассивные операции коммерческого банка: понятие и виды.
- Активные операции коммерческого банка: понятие и виды.
- Комиссионно-посреднические операции коммерческого банка: понятие и виды.
- Финансы организаций (предприятий) (сд.03.)
- Финансовые отношения предприятий и принципы их организации.
- Источники финансовых ресурсов предприятий.
- Государственное регулирование финансов предприятия.
- Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм.
- Расходы и доходы предприятий и их классификация.
- Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- Механизм формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
- Анализ безубыточности. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции.
- Производственный рычаг (леверидж), расчет эффекта производственного рычага.
- Структура оборотных активов организации и источники их финансирования.
- Определение потребности в оборотных активах.
- Эффективность использования оборотных активов. Производственный и финансовый цикл.
- Экономическое содержание и источники финансирования внеоборотных активов.
- Оценка финансового состояния предприятия.
- Содержание и цели финансового планирования.
- Планирование прибыли предприятия.
- Виды и методы финансового планирования.
- Система финансовых планов на предприятии.
- Финансовый менеджмент (сд.04.)
- 1. Цели, задачи, содержание фин. Мен-та
- 2. Сущность фин.Мен-та : сферы влияния, субъекты и объекты управления
- 3. Модель стоимостной оценки финансовых активов (модель сарм)
- 4. Финансовый механизм предприятия: рычаги и методы
- 5. Источники информации, используемые в процессе управления финансами п/п
- 6. Финансовые инструменты, используемые в процессе управления финансами предприятий
- 7. Состав контрагентов предприятия, с которыми возникают финансовые отношения.
- 8. Методы управления денежными потоками п/п (регистрация, синхронизация и балансировка)
- 9. Финансовый цикл
- 10. Методы управления платежеспособностью предприятия
- 11. Методы управления финансовой устойчивостью
- 12. Управление деловой активностью (оборачиваемостью активов) предприятий
- 13. Методы оценки и управления эффективностью затрат и вложений в деят-ть п/п
- 14. Управление материально – сырьевыми запасами предприятия (формула Уилсона)
- 15. Цена капитала и фирмы
- 16. Методы управления структурой капитала: собственными и заемными средствами
- 18. Формула Дюпона: цели ее применения
- 19. Методы финансового планирования деятельности предприятий
- 20. Структура содержание финансовой политики предприятия
- 21. Методы прогнозирования банкротства предприятия: ортечественный и зарпубежный опыт
- 22. Банкротство, фин-ая реструктуризация, антикризисное управление деятельностью российских предприятий.
- Налоги и налогообложение (сд.05.)
- Определение и экономическая сущность налога. Специфические признаки налога, их характеристика.
- 2. Функции налогов и их взаимосвязь.
- 3 Элементы налога, их определение и характеристика.
- 4. Принципы и методы налогообложения, их характеристика.
- 5. Способы взимания и уплаты налогов.
- 6. Классификация налогов.
- 7. Налоговая система. Особенности построения и развития современной налоговой системы рф.
- 8. Налоговая политика государства. Современная налоговая политика в рф.
- 9. Сущность и назначение налоговых льгот. Виды и классификация налоговых льгот.
- 10. Характеристика основных налогов и сборов в рф.
- 11.Косвенные налоги: акцизы, ндс, таможенные пошлины.
- 12. Прямые налоги с юридических лиц.
- 13. Налоги с физических лиц. Декларация о доходах граждан. Имущественные налоги с физических лиц.
- 14.Налог на прибыль организаций в рф. Особенности налогообложения доходов иностранных юридических лиц.
- 15.Особенности налогообложения кредитных и страховых организаций в рф.
- 16. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в рф.
- 17.Налоговый контроль: формы и методы.
- 18.Налоговое администрирование: цели, методы. Задачи и принципы планирования налоговых платежей.
- 19.Налоговые проверки, их виды. Цели и методы налоговых проверок.
- Страхование (сд.06.)
- 1. Экономическая сущность страхования и его функции
- 3.Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.
- 6. Контрольная функция выражается в контроле за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.
- 2. Основы построения страховых тарифов. Состав и структура страхового тарифа
- 3. Фин. Устойчивость страховщиков. Дох., расходы и прибыль страховщика
- 4. Личное страхование и его виды
- 5. Имущественное страхование и его виды
- 6. Содержание договора и правил страхования
- 7. Резервы страховых компаний: Виды, цели создания и методы формирования
- 8. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- 9. Страхование ответственности и его виды
- 10. Перестрахование и его виды
- 11. Общества взаимного страхования (овс)
- 12. Правовое регулирование страховой деятельности
- 2. Федеральная служба страхового надзора.
- 13. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 14. Мировое страховое хозяйство, тенденции и перспективы его развития
- Бюджетная система рф (сд.07.)
- 1. Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и роль в макроэкономическом регулировании экономики.
- 2. Бюджетная система рф, ее структура и назначение. Направления реформирования бюджетной системы рф.
- 3. Принципы организации бюджетной системы в рф. Организационно-правовые основы ее построения.
- 4. Бюджетная классификация рф, ее состав и назначение. Изменения в бюджетной классификации.
- 5. Доходы бюджетов. Правовое и экономическое обоснование формирования доходов бюджета.
- 6. Доходы федерального бюджета, их состав и структура. Полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти при формировании доходов.
- 7. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, их состав и структура. Полномочия субфедеральных органов законодательной и исполнительной власти при формировании доходов.
- 8. Доходы местных бюджетов, их состав и структура. Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов.
- 9. Структура консолидированного бюджета рф, его назначение.
- 10. Бюджетные расходы: понятие, виды и функциональное назначение.
- 11. Состав и структура расходов федерального бюджета рф.
- 12. Бюджетный дефицит и источники его финансирования.
- 13. Состав и структура расходов бюджетов субъектов рф.
- 14. Бюджетный процесс, его сущность и этапы. Задачи бюджетного процесса.
- 15. Целевые бюджетные фонды, их назначение, использование и управление.
- 16. Резервный фонд и фонд Национального благосостояния: порядок формирования, использования и управления.
- 17. Формы финансовой помощи субъектам рф и подходы к их распределению.
- Рынок ценных бумаг (сд.08.)
- Рынок ценных бумаг как элемент финансового рынка, его роль, значение и структура. Участники рынка ценных бумаг.
- 2.Биржевая деятельность. Определение, функции и виды бирж
- 3.Фондовая биржа: организационная структура и функции. Профессиональные участники биржи.
- 4.Первичный рынок ценных бумаг в рф, его организация и участники
- 9.Производные ц.Б. Основные виды и особенности обращения
- 10.Инвестиционная деятельность финансово-кредитных институтов на рын-ке ценных бумаг - банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, пенсионных фондов и др.
- 11.Механизм принятия решений на рынке ценных бумаг (фундаментальный и технический анализ)
- 12.Техника проведения биржевых торгов. Особенности голосовой и элек-тронной формы торговли на бирже.
- 13.Виды биржевых сделок, техника их заключения и исполнения
- 14.Государственные ценные бумаги рф. Особенности выпуска и обра-щения, налогооблажения
- 15.Федеральный закон «о рынке ценных бумаг» № 39- фз от 22 апреля 1996г. (с изменениями и дополнениями).
- Инвестиции (сд.09.)
- 1 Экономическая сущность и классификация инвестиций.
- 2 Инвестиционный процесс в рф. Участники инвестиционного процесса. Типы инвесторов.
- 3 Экономическая сущность, значение и цели инвестиционной деятельности.
- 4 Понятие инвестиционного проекта, содержание, классификация, фазы развития.
- 5 Критерии и методы оценки инвестиционных проектов.
- Сумма инвестиций – Остаточная стоимость оф
- 6. Бюджетная эффективность и социальные результаты реализации инвестиционных проектов.
- 7 Инвестиционные качества ценных бумаг. Доходность и риск при оценке эффективности инвестиций в ценные бумаги.
- 8 Понятие инвестиционного портфеля. Типы портфелей, принципы и этапы формирования.
- 9 Модели формирования портфеля инвестиций. Доходность и рискованность портфеля. Оптимальный портфель. Стратегия управления портфелем.
- 10 Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений: объекты и субъекты, права, обязанности и ответственность.
- 11 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
- 12 Иностранные инвестиции. Режим функционирования иностранного капитала в России.
- 13 Методы финансирования инвестиционных проектов.
- 14 Лизинг, виды и преимущества.
- 15Проектное финансирование.
- 16 Венчурное финансирование.
- 17Ипотечное кредитование: сущность, задачи, перспективы развития.
- 18Самофинансирование, инвестиционной деятельности.
- 19Государственное финансирование