logo
Ответы на гос экзамен 2012 ФиК 080105

7.Финансовый механизм: понятие, цель и задачи, структура. Особенности формирования и развития финансового механизма в рф.

ФМ – совокупность финансовых рычагов и закрепленных в организационно-правовой форме методов управления ими.

Цель финансового механизма – это обеспечение эффективного функционирования финансовой системы и финансовых рынков, а также взаимодействия между ними.

Задачи финансового механизма: обеспечение гос-ва необходимыми фин.ресурсами, обеспечение стабильного кругооборота финансовых ресурсов.

Финансовый механизм и особенности его формирования в различных организационно-правовых формах

Основным документом, позволяющим изучить финансовый механизм в различных организационно-правовых структурах, является Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. 29.07.2004). В этом законе определены основные виды организаций, действующие на территории РФ, особенности финансового механизма и показатели, характерные для данной организационно-правовой формы.

Предприятие состоит из двух подсистем:

Управляющая подсистема - есть субъект управления, и представляет собой ряд отделов, к которым можно отнести:

Управляемая подсистема - объект управления и характеризуется следующими элементами:

Финансовый механизм организации - система управления финансовыми отношениями, которые проявляются через финансовые рычаги. Основными элементами финансового механизма являются:

Финансовые отношения - инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование и т.д.

Финансовые рычаги - система финансовых показателей, позволяющая управлять финансово- хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта (организации). К ним можно отнести: цена, себестоимость, прибыль, дивиденды, заработная плата и др.

Финансовые методы - финансовый учет, финансовый анализ, финансовый контроль, финансовое планирование и финансовое регулирование.

Правовое обеспечение (Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Арбитражный кодекс РФ Земельный Кодекс РФ).

Информационное обеспечение (финансовая отчетность, данные бухгалтерии, аудиторских фирм).

Все предприятия, действующие на территории России, можно разделить на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации ставят цель - получение прибыли, а некоммерческие - нет. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она не распределяется в виде дивидендов, а направляется на развитие организации.

Финансовая политика реализуется при помощи финансового механизма, который представляет собой достаточно сложную систему влияния на различные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Основным вектором этого влияния являются отношения государства, которое осуществляет и реализует финансовую политику, с субъектами хозяйствования, которые обеспечивают производство ВВП.

Финансовое влияние на социально - экономическое развитие, которое лежит в основе формирования и реализации финансовой политики, совершается не автоматически само по себе, а через финансовый механизм, который отображает направления, характер и сущность функционирования финансов в обществе.

Финансовый механизм - это совокупность финансовых методов и форм организации финансовых отношений, инструментов и рычагов влияния на социально - экономическое развитие общества, с помощью которого обеспечивается процесс воспроизводства, т.е. осуществляются распределительные и перераспределительные отношения, образуются доходы субъектов хозяйствования и фонды денежных средств.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль.

Функционирование финансового механизма и его назначение реализуются посредством двух основных функций - финансового обеспечения и финансового регулирования экономических и социальных процессов в государстве. Однако, данные функции являются полной теоретической абстракцией. Финансовое обеспечение одновременно выполняет функцию регулирования в такой же мере, как и регулирование может осуществлять функцию финансового обеспечения.

Количественная и качественная характеристики финансового механизма определяются тем, какой объём финансовых ресурсов сосредотачивается и расходуется на соответствующих уровнях хозяйственного управления и какой является технология их сосредоточения и использования. Очень важно правильно выбрать именно технику этих процессов, то есть субъект и объект сосредоточения и использования финансовых ресурсов, показатели, ставки, нормы, сроки, санкции, льготы, то есть весь инструментарий осуществления движения фондов денежных средств.

Так, финансовое обеспечение осуществляется путём использования методов самофинансирования, кредитования, внешнего финансирования, которое включает в себя бюджетное финансирование, инвестирование, аренду и др. каждый из этих методов имеет свою особенность практического применения. При самофинансировании проводятся расчеты целесообразности и эффективности использования собственных средств, формы их мобилизации и т.п.; при кредитовании определяются условия предоставления кредитов, гарантии и сроки их возврата, окупаемость и эффективность кредитов; при бюджетном финансировании учитываются условия определения объёмов финансирования, периодичность поступления средств, нормы определённых видов расходов и др.

Тенденции развития и совершенствование финансового механизма в России

Создание эффективной системы доходов - дело очень сложное. Прежде всего, нужна научно обоснованная политика доходов государства, которая бы учитывала современное экономическое положение в России, те функции, которые возложены на нее Конституцией в области экономической и социальной жизни. Без всесторонне продуманной и концептуально выверенной политики доходов государства тяжело произвести налоговую реформу. Поэтому основными принципами построения системы доходов государства являются:

- мобилизация доходов в бюджетную систему благодаря внедрению прямых налогов, то есть налогов, где объектом налогообложения есть доход физического лица, земля, имущество и капитал;

- использования косвенных налогов лишь в форме акцизов с целью ограничения потребления отдельных видов товаров, возможностей производителя-монополиста в получении необоснованно высоких доходов, а также для налогообложения предметов роскоши, защиты собственного производителя;

- применение при налогообложении обоснованной дифференциации ставок налогов в зависимости от вида деятельности и размера получаемой прибыли или дохода;

- ликвидация налоговых льгот, которые оказывают содействие перераспределению доходов, деформируют стоимостные показатели в экономике и снижают конкурентоспособность товаропроизводителей. Льготы могут предоставляться на определенный срок и при условии использования средств на определенные государством цели;

- поступления должны быть из различных источников - чем разнообразнее источники, тем меньшая вероятность того, что бюджет пострадает от неожиданного снижения поступлений;

- возрастание расходов пропорционально с возрастанием доходов бюджета - это будет гарантировать сбалансированность бюджета при любых экономических условиях в государстве;

- прогнозируемая и стойкая система поступлений, которая, в свою очередь, требует применения экономически выгодных автоматизированных систем сбора статистической информации, применения вычислительной техники, современных компьютерных технологий, создания автоматизированных информационных баз и банков данных.

Важного значения при функционировании финансового механизма приобретает система финансовых норм и нормативов. Ее разработка и использование связаны с рядом организационных и методологических трудностей, связанных, прежде всего с тем, что финансовые нормы являются синтетическим показателем, а значит, на их абсолютную величину влияет огромное множество факторов, которые необходимо учитывать. Необходимо также отработать методы корректирования норм в зависимости от изменения факторов в каждом определенном периоде времени.

Имеющиеся финансовые нормы по методу их формирования условно можно распределить на четыре группы. К первой принадлежат нормы, которые централизованно утверждаются органами законодательной и исполнительной власти - ставки заработной платы, размер стипендий, ставки налогов, некоторых видов сборов и отчислений.

Ко второй группе принадлежат нормы, которые полностью основываются на материальных потребностях. Это нормы затрат на питание в дошкольных и других учебных заведениях и здравоохранения, нормы затрат на медикаменты, освещение, отопление и т.п.

Третью группу составляют нормы, которые определяются министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, учитывая общие методологические принципы создания и использования финансовых ресурсов. В частности, это нормы значительной части затрат бюджетных учреждений и др.

Четвертую группу составляют финансовые нормативы, которые используются на общегосударственном уровне и характеризуют пропорции экономического и социального развития. Эта группа наименее исследована и окончательно не сформирована.

С учетом вышесказанного, разработка современных финансовых норм, которые удовлетворили бы потребности рыночного хозяйства, нуждается в исследовании связей, причин и условий, которые влияют на их величину, а также оптимального выбора расчетного показателя и формы применения его на практике.

Важной составляющей финансового механизма являются также стимулы, направленные на обеспечение своевременного и полного поступления средств в бюджет, наиболее эффективного и экономного их использования, которые предполагают применение материального поощрения. Система стимулирования в составе ныне действующего финансового механизма включает в основном, разные санкции за неполное и несвоевременное поступление средств в бюджет, неэкономное и неэффективное использования бюджетных ассигнований. Наибольший перечень финансовых стимулов сосредоточенно в системе взаимоотношений бюджета с хозяйственными структурами и населением. Причем платежи в бюджет и система бюджетного финансирования лишь тогда могут превратиться в экономические стимулы, если методы мобилизации, направления и порядок использования бюджетного средства будут связаны с интересами субъектов хозяйствования.

Доходы бюджета - это еще не стимулы, несмотря на то, что их формирование задевает материальные интересы всех, кто вносит соответствующие платежи. Изъятие средств у плательщика не может поощрить его к лучшим результатам деятельности. Скорее наоборот, эти платежи не заинтересовывают плательщика в получении высоких прибылей. Тем не менее, благодаря усовершенствованию порядка взыскания платежей можно заинтересовать того, кто платит, в лучших результатах своей деятельности. В отличие от бюджетных доходов, которые не всегда могут быть экономическими стимулами, затраты бюджета потенциально всегда имеют такое свойство. Все зависит от того, насколько полно удается реализовать этот потенциал в конкретных формах бюджетного финансирования.

Таким образом, невмешательство государства в создание и использование финансовых ресурсов, а также отсутствие эффективного финансового механизма регулирования экономики приводят к значительным потерям и социальным потрясениям.