logo search
Ответы на гос экзамен 2012 ФиК 080105

10. Бюджетные расходы: понятие, виды и функциональное назначение.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета формируются в соответствии с расходными обязательствами.

Расходные обязательства- обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

По своему экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

Текущие: 1. Государственный заказ - совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

2. Социальные трансферты - на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни; (денежные выплаты (субсидии) + натуральная помощь)

3. Финасирование производителей – льготы, субсидии и т.д.

Капитальные - Специфика капитальных расходов бюджета состоит в том, что они выходят за пределы бюджета одного года и нацелены на получение эффекта в длительной перспективе:

1. Бюджетные инвестиции. Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.). Как правило, они направляются в государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе целевых программ, перечень которых утверждается законодательно.

2. Бюджетные кредиты могут быть использованы для финансирования не только государственных предприятий и учреждений, но и негосударственных субъектов экономики.

3. Финансовая помощь.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качест-венная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить на-значение бюджетных расходов, количественная- их величину. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого го-сударства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни обще-ства их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов суще-ствуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс рас-ширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. 

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим ли-цам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и во-енного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии ниже-стоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные плате-жи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти рас-ходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете те-кущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложе-нием в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосроч-ные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам вла-сти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государ-ства.

Важный признак классификации расходов бюджета- предметный.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выде-ляются следующие группы расходов:

1. финансирование промышленного производства;

2. финансирование социально-культурных мероприятий;

3. финансирование науки;

4. финансирование обороны;

5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

6. расходы по внешнеэкономической деятельности;

7. создание резервных фондов;

8. расходы по обслуживанию государственного долга;

9. прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Допол-нительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приори-тетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в рас-ходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядер-ного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных на-родов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам це-левых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использо-вании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.