logo search
ответы на

84.Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.

Казначейство - это специальный государственный орган, созданный для управления доходами и расходами федерального бюджета РФ, контролем за поступлением и исполнением внебюджетных средств, управлением и обслуживанием совместно с уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ и т.д.

Указом президента РФ от 08.12.1992г. № 1556 “О федеральном казначействе” была образованна единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, другим городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

“Положение о федеральном казначействе” РФ было утверждено Правительством в апреле 1993 г. С тех пор выплаты средств федерального бюджета в РФ начали осуществляться через казначейство.

Операции, фигурирующие в утвержденном парламентом и подписанном Президентом страны бюджете, исполняются согласно четким правилам в рамках бюджетного года и являются объектом контроля для двух категорий государственных служащих: распорядителей средств федерального бюджета и казначейства.

Задачи, стоящие перед казначейством в полной мере могут быть решены путем создания автоматизированной информационной системы финансовых расчетов с использованием современных информационных технологий.

В результате создания и внедрения единой автоматизированной системы федерального казначейства министерства финансов РФ должно быть достигнуто:

  1. сокращение бумажного документооборота и объемов ручного труда при обработке информации и одновременно увеличение общего объема обрабатываемой информации, ее полноты и достоверности;

  1. повышение оперативности обработки информации, поступающей на различные уровни иерархии финансовой системы;

  1. стандартизация информационной базы (нормативно-справочной и правовой информации, входных и выходных документов, описаний информационных объектов и правил задания и предоставление их реквизитов) для обеспечения унифицированной обработки финансовой информации как единой взаимосвязанной системы;

  1. повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и эффективного контроля за их получением и использованием;

  1. углубленный автоматизированный анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

  1. повышение оперативности и полноты обмена информации с внешними системами – с налоговыми службами, банками, финансовыми органами, таможенными органами и т.д.;

  1. повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета (по каждому виду дохода/расхода или группе доходов/расходов) по запросу на любую дату учета;

  1. углубленный аналитический анализ динамики расходных и доходных статей бюджета на любых иерархических уровнях системы исполнения бюджета;

  1. оперативность передачи информации о доходах и расходах бюджета между различными уровнями иерархии исполнения бюджета (методических и инструктивных материалов - сверху вниз, обобщенной и аналитической информации - снизу вверх).

Наличие единой автоматизированной информационной системы позволит на основе четко определяемых объектов потребностей наиболее реально селективно проводить оптимизацию бюджетных потоков, снизить вероятность серьезных “прорывов” в финансировании, сделать процесс исполнения бюджета более плавным.

Учитывая сложность и длительность создания подобной системы разрабатывалась временная автоматизированная система федерального казначейства Министерства Росс (АСФК РФ).

Ее основным назначением явилось согласование и обеспечение взаимодействия органов федерального казначейства всех уровней, их оперативное информационное обеспечение, автоматизация основных операций, организация системы связи и передачи данных.

В основу создания АСФК РФ были заложены принципы формирования единой информационной базы, защиты данных от несанкционированного доступа и способность адаптации программного комплекса к условиям конкретного органа федерального казначейства.

В Главном управлении федерального казначейства Минфина России и его территориальных органов внедрены и эксплуатируются отдельные компоненты информационной системы, отсутствуют сквозные технологии обработки данных, а часть информационных технологий устарела, сбор и обработка значительной части информации дублируется различными организациями (налоговыми службами, таможенным комитетом, налоговой полицией, финансовыми органами, региональными и отраслевыми органами правления, органами статистики и др.). При этом отсутствует нормативно-правовое обеспечение, определяющее информационное взаимодействие с использованием каналов связи (носителей) между экономическими ведомствами.

Все операции, проводимые в казначействе, оформляются документами. Поскольку федеративный бюджет складывается из доходной и расходной части, то существует два относительно не зависимых друг от друга потока документов по доходам федерального бюджета и по его расходам.

Поэтому выделяются, в основном, две программные подсистемы:

  1. подсистема учета доходов федерального бюджета (система “Казна”);

  1. подсистема учета расходов из федерального бюджета и финансирования получателей бюджетных средств с лицевых счетов, открытых региональным органам федерального казначейства (система “Смета -F”).

Кроме того, в бухгалтериях казначейских органов решаются внутриведомственные задачи, связанные с учетом исполнения и формирования отчетности по исполнению сметы расходов отделений казначейства. В частности, в бухгалтерии районного отделения казначейства решаются следующие комплексы задач: “Кадры”, “Делопроизводства”, “Склад”, “Учет материальных ценностей”, “Зарплата”, “Отчетность”.

Казначейство РФ представляет собой территориально распределенную структуру, элементы, которой находятся на определенном удалении друг от друга и взаимодействуют с банковской, налоговой, финансовой и др. системами. Поэтому эффективное функционирование казначейской системы требует применение адекватного комплекса программных и аппаратных средств, а также развитых средств телекоммуникаций.

Основными целями защиты информации в автоматизированных системах федерального казначейства РФ являются:

  1. Предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения или копирования, модификации (подделки), блокирования информации;

  1. Сохранение целостности и достоверности информации в базах данных и программах обработки;

  1. Обеспечение конфиденциальности информации в соответствии с законодательством;

  1. Предотвращение незаконного вмешательства в информационные системы.

Защита информации в автоматизированных системах федерального казначейства РФ должна строиться исходя из следующих основных принципов:

  1. Обеспечение физического разделения областей, предназначенных для обработки секретной и несекретной информации.

  2. Обеспечение криптографической защиты информации.

  3. Обеспечение аутентификации абонентов и абонентских установок.

  4. Обеспечение разграничения доступа субъектов и их процессов к информации.

  5. Обеспечение установления подлинности и целостности документальных сообщений при их передачи по каналам связи.

  6. Обеспечение защиты от отказов от авторства и содержания электронных документов.

  7. Обеспечение защиты оборудования и технических средств системы, помещений, где они размещаются, от утечки конфиденциальной информации по техническим каналам.

  8. Обеспечение защиты шифротехники, оборудования, технических и программных средств от утечки информации за счет аппаратных и программных закладок.

  9. Обеспечение контроля целостности программной и информационной части автоматизированной системы.

  10. Использование в качестве механизмов защиты только отечественных разработок.

  11. Обеспечение организационно-режимных мер защиты. Целесообразно использование и дополнительных мер по обеспечению безопасности связи в системе.

  12. Организация защиты сведений об интенсивности, продолжительности и трафиках обмена информации.

  13. Использование для передачи и обработки информации каналов и способов, затрудняющих перехват.

  14. Реализация безопасного администрирования финансовой системы.

К механизмам обеспечения защиты информации в автоматизированных системах относятся:

  1. контроль доступа к информационным ресурсам;

  1. шифрование данных (криптографическая защита);

  1. электронная цифровая подпись;

  1. обеспечение целостности и достоверности данных;

  1. обеспечение аутоидентификации (подтверждение подлинности отправителя и получателя информации);

  1. маскировка трафика (затруднение анализа потоков информации без ее вскрытия).