logo search
ответы на

Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется:

- множеством покупателей и продавцов;

-высокой мобильностью факторов производства

-отсутствием барьеров на пути вступления или выхода из него

-однородностью (стандартностью) продаваемой продукции

-равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

В результате доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде нигде и никогда не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна).

Если хотябы 1 из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура наз. Несовершенной конкуренцией. Различают 3 основных вида несовершенной конкуренции:

1)монополия

2)олигополия

3)монополистическая конкуренция.

Монополия-рынок со следующими отличительными чертами:

-на нем существует лишь одна фирма-продавец

-она предлагает уникальный товар, не имеющий близких заменителей

-вход на рынок для других продавцов закрыт(искусственная монополия) или экономически неэффективен( естественная монополия). Виды искусственной монополии: административная – прямой государственный запрет на отдельные виды деятельности; технологическая – связана с владением патентом на изобретение или технологию; Виды естественной монополии – естественная по происхождению; исторически обусловленная.

Олигополия:

- на рынке присутствует несколько крупных фирм-продавцов (как правило, не более 10) без явного доминирования одной фирмы

-фирмы предлагают либо однородный товар (например, сырье), либо близкий по свойствам товар (например, компьютеры)

При олигополии продавцы обладают частным контролем над рынком, что позволяет им действовать аналогично монополистам, но возможная конкуренция сильно ограничивает такую возможность.

Монополистическая конкуренция –

- присутствует много продавцов данного товара, мелких и средних

-имеет место значительная дифференциация товара, преобладает неценовая конкуренция

-отсутствуют высокие входные барьеры (но присутствуют низкие – патенты, торговые знаки)

Продавцы имеют некоторую власть над ценами, которая достигается путем придания товарам уникальных особенностей. Это используется для повышения прибыли.