Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется:
- множеством покупателей и продавцов;
-высокой мобильностью факторов производства
-отсутствием барьеров на пути вступления или выхода из него
-однородностью (стандартностью) продаваемой продукции
-равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.
В результате доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде нигде и никогда не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна).
Если хотябы 1 из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура наз. Несовершенной конкуренцией. Различают 3 основных вида несовершенной конкуренции:
1)монополия
2)олигополия
3)монополистическая конкуренция.
Монополия-рынок со следующими отличительными чертами:
-на нем существует лишь одна фирма-продавец
-она предлагает уникальный товар, не имеющий близких заменителей
-вход на рынок для других продавцов закрыт(искусственная монополия) или экономически неэффективен( естественная монополия). Виды искусственной монополии: административная – прямой государственный запрет на отдельные виды деятельности; технологическая – связана с владением патентом на изобретение или технологию; Виды естественной монополии – естественная по происхождению; исторически обусловленная.
Олигополия:
- на рынке присутствует несколько крупных фирм-продавцов (как правило, не более 10) без явного доминирования одной фирмы
-фирмы предлагают либо однородный товар (например, сырье), либо близкий по свойствам товар (например, компьютеры)
При олигополии продавцы обладают частным контролем над рынком, что позволяет им действовать аналогично монополистам, но возможная конкуренция сильно ограничивает такую возможность.
Монополистическая конкуренция –
- присутствует много продавцов данного товара, мелких и средних
-имеет место значительная дифференциация товара, преобладает неценовая конкуренция
-отсутствуют высокие входные барьеры (но присутствуют низкие – патенты, торговые знаки)
Продавцы имеют некоторую власть над ценами, которая достигается путем придания товарам уникальных особенностей. Это используется для повышения прибыли.
-
Содержание
- Вопросы по гэк Для специализации «Финансовый менеджмент»
- Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- 2.Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- 3. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
- 8.Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 11.Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12.Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- 13.Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 16. Финансовая система государства.
- 17.Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- 18.Доходы бюджета, и их характеристика.
- 20.Федеральные налоги и сборы.
- 21.Региональные налоги.
- 23.Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- 24.Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 25.Классификация бюджетных расходов рф.
- 26.Бюджетное устройство рф.
- 27.Бюджетный процесс в рф.
- 28.Внебюджетные социальные фонды государства.
- I. Социальные фонды
- 29.Финансовый контроль.
- 30.Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31.Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32.Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- Балансовый отчет
- Структура текущих активов
- Структура текущих пассивов
- 37.Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- 38.Методы анализа финансового состояния организации.
- 39.Анализ ликвидности и кредитоспособности предприятия.
- 40.Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 41.Оценка средневзвешенной стоимости капитала.
- 42.Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты).
- 43.Эффект финансового рычага, финансовый риск.
- 2 Важнейших правила:
- 44.Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45.Эффект операционного рычага, предпринимательский риск.
- 46.Управление оборотными денежными фондами.
- 48.Управление дебиторской задолженностью.
- Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью
- 49.Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- 50.Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия.
- 51.Методы анализа денежных потоков.
- 52.Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря.
- 1. Прогнозирование поступления и расходования денежных средств, по операционной деятельности исходя из планируемого объема реализации продукции.
- 53.Оптимизация денежных потоков предприятия.
- 54.Диагностика банкротства предприятия.
- 55.Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 56.Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- 59.Риск и доходность: теория портфеля.
- 60.Методы управления финансовыми рисками.
- 61.Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- 63.Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства.
- 65.Функционирования фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
- 66.Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
- 67.Производные ценные бумаги.
- 68.Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка.
- 69.Рынок корпоративных ценных бумаг в России и их оценка.
- 70.Понятие денежной массы и денежной базы, понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71.Сущность кредита и его функции.
- 72.Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемая валюта ее виды, формирование валютного курса.
- 73.Характеристика элементов кредитной системы, ее структура.
- 75.Понятие ссудного и банковского процента.
- 77.Пассивные операции коммерческих банков.
- 78.Информационная безопасность в финансовых системах.
- 79.Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах.
- 80.Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах.
- 81.Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
- 82.Автоматизированные информационные системы и технологии на предприятиях и организациях различных организационных форм.
- 83.Автоматизированные информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания.
- 84.Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.