7.Финансовый механизм: понятие, цель и задачи, структура. Особенности формирования и развития финансового механизма в рф.
ФМ – совокупность финансовых рычагов и закрепленных в организационно-правовой форме методов управления ими.
Цель финансового механизма – это обеспечение эффективного функционирования финансовой системы и финансовых рынков, а также взаимодействия между ними.
Задачи финансового механизма: обеспечение гос-ва необходимыми фин.ресурсами, обеспечение стабильного кругооборота финансовых ресурсов.
Финансовый механизм и особенности его формирования в различных организационно-правовых формах
Основным документом, позволяющим изучить финансовый механизм в различных организационно-правовых структурах, является Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. 29.07.2004). В этом законе определены основные виды организаций, действующие на территории РФ, особенности финансового механизма и показатели, характерные для данной организационно-правовой формы.
Предприятие состоит из двух подсистем:
управляющая,
управляемая.
Управляющая подсистема - есть субъект управления, и представляет собой ряд отделов, к которым можно отнести:
коммерческий отдел
производственный отдел
финансовый отдел
управление кадрами
технический отдел и др.
Управляемая подсистема - объект управления и характеризуется следующими элементами:
техника и технология
организация производства
организация труда
организация отношений между персоналом
организация внешнеэкономической деятельности
организация социальной сферы
организация природопользования (охрана окружающей среды).
Финансовый механизм организации - система управления финансовыми отношениями, которые проявляются через финансовые рычаги. Основными элементами финансового механизма являются:
Финансовые отношения - инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование и т.д.
Финансовые рычаги - система финансовых показателей, позволяющая управлять финансово- хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта (организации). К ним можно отнести: цена, себестоимость, прибыль, дивиденды, заработная плата и др.
Финансовые методы - финансовый учет, финансовый анализ, финансовый контроль, финансовое планирование и финансовое регулирование.
Правовое обеспечение (Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Арбитражный кодекс РФ Земельный Кодекс РФ).
Информационное обеспечение (финансовая отчетность, данные бухгалтерии, аудиторских фирм).
Все предприятия, действующие на территории России, можно разделить на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации ставят цель - получение прибыли, а некоммерческие - нет. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она не распределяется в виде дивидендов, а направляется на развитие организации.
Финансовая политика реализуется при помощи финансового механизма, который представляет собой достаточно сложную систему влияния на различные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Основным вектором этого влияния являются отношения государства, которое осуществляет и реализует финансовую политику, с субъектами хозяйствования, которые обеспечивают производство ВВП.
Финансовое влияние на социально - экономическое развитие, которое лежит в основе формирования и реализации финансовой политики, совершается не автоматически само по себе, а через финансовый механизм, который отображает направления, характер и сущность функционирования финансов в обществе.
Финансовый механизм - это совокупность финансовых методов и форм организации финансовых отношений, инструментов и рычагов влияния на социально - экономическое развитие общества, с помощью которого обеспечивается процесс воспроизводства, т.е. осуществляются распределительные и перераспределительные отношения, образуются доходы субъектов хозяйствования и фонды денежных средств.
Функционирование финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль.
Функционирование финансового механизма и его назначение реализуются посредством двух основных функций - финансового обеспечения и финансового регулирования экономических и социальных процессов в государстве. Однако, данные функции являются полной теоретической абстракцией. Финансовое обеспечение одновременно выполняет функцию регулирования в такой же мере, как и регулирование может осуществлять функцию финансового обеспечения.
Количественная и качественная характеристики финансового механизма определяются тем, какой объём финансовых ресурсов сосредотачивается и расходуется на соответствующих уровнях хозяйственного управления и какой является технология их сосредоточения и использования. Очень важно правильно выбрать именно технику этих процессов, то есть субъект и объект сосредоточения и использования финансовых ресурсов, показатели, ставки, нормы, сроки, санкции, льготы, то есть весь инструментарий осуществления движения фондов денежных средств.
Так, финансовое обеспечение осуществляется путём использования методов самофинансирования, кредитования, внешнего финансирования, которое включает в себя бюджетное финансирование, инвестирование, аренду и др. каждый из этих методов имеет свою особенность практического применения. При самофинансировании проводятся расчеты целесообразности и эффективности использования собственных средств, формы их мобилизации и т.п.; при кредитовании определяются условия предоставления кредитов, гарантии и сроки их возврата, окупаемость и эффективность кредитов; при бюджетном финансировании учитываются условия определения объёмов финансирования, периодичность поступления средств, нормы определённых видов расходов и др.
Тенденции развития и совершенствование финансового механизма в России
Создание эффективной системы доходов - дело очень сложное. Прежде всего, нужна научно обоснованная политика доходов государства, которая бы учитывала современное экономическое положение в России, те функции, которые возложены на нее Конституцией в области экономической и социальной жизни. Без всесторонне продуманной и концептуально выверенной политики доходов государства тяжело произвести налоговую реформу. Поэтому основными принципами построения системы доходов государства являются:
- мобилизация доходов в бюджетную систему благодаря внедрению прямых налогов, то есть налогов, где объектом налогообложения есть доход физического лица, земля, имущество и капитал;
- использования косвенных налогов лишь в форме акцизов с целью ограничения потребления отдельных видов товаров, возможностей производителя-монополиста в получении необоснованно высоких доходов, а также для налогообложения предметов роскоши, защиты собственного производителя;
- применение при налогообложении обоснованной дифференциации ставок налогов в зависимости от вида деятельности и размера получаемой прибыли или дохода;
- ликвидация налоговых льгот, которые оказывают содействие перераспределению доходов, деформируют стоимостные показатели в экономике и снижают конкурентоспособность товаропроизводителей. Льготы могут предоставляться на определенный срок и при условии использования средств на определенные государством цели;
- поступления должны быть из различных источников - чем разнообразнее источники, тем меньшая вероятность того, что бюджет пострадает от неожиданного снижения поступлений;
- возрастание расходов пропорционально с возрастанием доходов бюджета - это будет гарантировать сбалансированность бюджета при любых экономических условиях в государстве;
- прогнозируемая и стойкая система поступлений, которая, в свою очередь, требует применения экономически выгодных автоматизированных систем сбора статистической информации, применения вычислительной техники, современных компьютерных технологий, создания автоматизированных информационных баз и банков данных.
Важного значения при функционировании финансового механизма приобретает система финансовых норм и нормативов. Ее разработка и использование связаны с рядом организационных и методологических трудностей, связанных, прежде всего с тем, что финансовые нормы являются синтетическим показателем, а значит, на их абсолютную величину влияет огромное множество факторов, которые необходимо учитывать. Необходимо также отработать методы корректирования норм в зависимости от изменения факторов в каждом определенном периоде времени.
Имеющиеся финансовые нормы по методу их формирования условно можно распределить на четыре группы. К первой принадлежат нормы, которые централизованно утверждаются органами законодательной и исполнительной власти - ставки заработной платы, размер стипендий, ставки налогов, некоторых видов сборов и отчислений.
Ко второй группе принадлежат нормы, которые полностью основываются на материальных потребностях. Это нормы затрат на питание в дошкольных и других учебных заведениях и здравоохранения, нормы затрат на медикаменты, освещение, отопление и т.п.
Третью группу составляют нормы, которые определяются министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, учитывая общие методологические принципы создания и использования финансовых ресурсов. В частности, это нормы значительной части затрат бюджетных учреждений и др.
Четвертую группу составляют финансовые нормативы, которые используются на общегосударственном уровне и характеризуют пропорции экономического и социального развития. Эта группа наименее исследована и окончательно не сформирована.
С учетом вышесказанного, разработка современных финансовых норм, которые удовлетворили бы потребности рыночного хозяйства, нуждается в исследовании связей, причин и условий, которые влияют на их величину, а также оптимального выбора расчетного показателя и формы применения его на практике.
Важной составляющей финансового механизма являются также стимулы, направленные на обеспечение своевременного и полного поступления средств в бюджет, наиболее эффективного и экономного их использования, которые предполагают применение материального поощрения. Система стимулирования в составе ныне действующего финансового механизма включает в основном, разные санкции за неполное и несвоевременное поступление средств в бюджет, неэкономное и неэффективное использования бюджетных ассигнований. Наибольший перечень финансовых стимулов сосредоточенно в системе взаимоотношений бюджета с хозяйственными структурами и населением. Причем платежи в бюджет и система бюджетного финансирования лишь тогда могут превратиться в экономические стимулы, если методы мобилизации, направления и порядок использования бюджетного средства будут связаны с интересами субъектов хозяйствования.
Доходы бюджета - это еще не стимулы, несмотря на то, что их формирование задевает материальные интересы всех, кто вносит соответствующие платежи. Изъятие средств у плательщика не может поощрить его к лучшим результатам деятельности. Скорее наоборот, эти платежи не заинтересовывают плательщика в получении высоких прибылей. Тем не менее, благодаря усовершенствованию порядка взыскания платежей можно заинтересовать того, кто платит, в лучших результатах своей деятельности. В отличие от бюджетных доходов, которые не всегда могут быть экономическими стимулами, затраты бюджета потенциально всегда имеют такое свойство. Все зависит от того, насколько полно удается реализовать этот потенциал в конкретных формах бюджетного финансирования.
Таким образом, невмешательство государства в создание и использование финансовых ресурсов, а также отсутствие эффективного финансового механизма регулирования экономики приводят к значительным потерям и социальным потрясениям.
- Финансы (сд.01.)
- Финансы: их сущность и роль в системе отношений рыночной экономики.
- 2.Функции финансов и их проявление в системе финансовых отношений.
- 3.Финансовая система: понятие, структура, основные подсистемы и элементы. Назначение системы.
- 4.Особенности финансовой системы рф. Тенденции развития финансовой системы рф. Принципы организации.
- 6.Финансовые рынки: понятие, виды, функции. Характеристика финансовых рынков. Проблемы становления и развития финансовых рынков в рф, их роль в перераспределении финансовых ресурсов.
- 7.Финансовый механизм: понятие, цель и задачи, структура. Особенности формирования и развития финансового механизма в рф.
- 8.Органы управления финансами в рф: перечень, характеристика. Особенности реформы государственного управления 2010 г. И проблемы ее реализации
- 1) Реформа государственной службы:
- 3) Административная реформа:
- 9.Министерство финансов рф: цели и задачи деятельности
- 11.Финансовое планирование и финансовое прогнозирование: сущность, основания, формы реализации. Современные подходы и методы финансового планирования при разработке среднесрочных финансовых планов.
- 12.Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы.
- 13.Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации). Особенности организации и управления.
- 14.Муниципальные финансы: понятие, особенности организации и управления. Роль муниципальных финансов в решении социальных задач территорий.
- 15.Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы.
- 16.Государственный кредит: понятие, субъекты, формы, функции
- 17.Государственные гарантии в системе государственного кредита: понятие, правовые основы регулирования
- 18. Государственный долг рф. Методы управления государственным долгом рф. Проблемы управления государственным долгом рф.
- 19.Государственные ценные бумаги рф: правовые основы эмиссии и обращения. Характеристика государственных ценных бумаг рф.
- 20.Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации. Муниципальные ценные бумаги.
- 21.Формы международной финансовой глобализации. Роль финансов в развитии международного сотрудничества. Международный финансовый контроль.
- 2. Всемирный банк.
- 3. Мбрр.
- 4. Международная ассоциация развития (мар).
- 5. Международная финансовая корпорация.
- 6. Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- 7. Транснациональные корпорации: понятие, пример.
- 8. Парижский клуб.
- 9. Лондонский клуб.
- Деньги, кредит, банки (сд.02.)
- Сущность и функции денег. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики.
- Виды денег и их особенности.
- Денежный оборот и его структура. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот.
- Налично-денежный оборот и принципы его организации в рф.
- Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
- Безналичный денежный оборот и принципы его организации в рф.
- Принципы и сущность инфляции, формы ее проявления и методы регулирования.
- Сущность кредита и его функции. Формы и виды кредита.
- Ссудный процент и факторы, его определяющие.
- Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики.
- Банковская система: понятие, признаки и ее составляющие.
- Современное состояние банковской системы рф.
- Центральный банк рф: статус, цели деятельности, операции и функции.
- Основные направления денежно-кредитной политики рф.
- Коммерческие банки, классификация, функции и принципы деятельности.
- Международные финансово-кредитные институты.
- Организация межбанковских расчетов в рф.
- Процедура создания и ликвидации коммерческого банка.
- Пассивные операции коммерческого банка: понятие и виды.
- Активные операции коммерческого банка: понятие и виды.
- Комиссионно-посреднические операции коммерческого банка: понятие и виды.
- Финансы организаций (предприятий) (сд.03.)
- Финансовые отношения предприятий и принципы их организации.
- Источники финансовых ресурсов предприятий.
- Государственное регулирование финансов предприятия.
- Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм.
- Расходы и доходы предприятий и их классификация.
- Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- Механизм формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
- Анализ безубыточности. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции.
- Производственный рычаг (леверидж), расчет эффекта производственного рычага.
- Структура оборотных активов организации и источники их финансирования.
- Определение потребности в оборотных активах.
- Эффективность использования оборотных активов. Производственный и финансовый цикл.
- Экономическое содержание и источники финансирования внеоборотных активов.
- Оценка финансового состояния предприятия.
- Содержание и цели финансового планирования.
- Планирование прибыли предприятия.
- Виды и методы финансового планирования.
- Система финансовых планов на предприятии.
- Финансовый менеджмент (сд.04.)
- 1. Цели, задачи, содержание фин. Мен-та
- 2. Сущность фин.Мен-та : сферы влияния, субъекты и объекты управления
- 3. Модель стоимостной оценки финансовых активов (модель сарм)
- 4. Финансовый механизм предприятия: рычаги и методы
- 5. Источники информации, используемые в процессе управления финансами п/п
- 6. Финансовые инструменты, используемые в процессе управления финансами предприятий
- 7. Состав контрагентов предприятия, с которыми возникают финансовые отношения.
- 8. Методы управления денежными потоками п/п (регистрация, синхронизация и балансировка)
- 9. Финансовый цикл
- 10. Методы управления платежеспособностью предприятия
- 11. Методы управления финансовой устойчивостью
- 12. Управление деловой активностью (оборачиваемостью активов) предприятий
- 13. Методы оценки и управления эффективностью затрат и вложений в деят-ть п/п
- 14. Управление материально – сырьевыми запасами предприятия (формула Уилсона)
- 15. Цена капитала и фирмы
- 16. Методы управления структурой капитала: собственными и заемными средствами
- 18. Формула Дюпона: цели ее применения
- 19. Методы финансового планирования деятельности предприятий
- 20. Структура содержание финансовой политики предприятия
- 21. Методы прогнозирования банкротства предприятия: ортечественный и зарпубежный опыт
- 22. Банкротство, фин-ая реструктуризация, антикризисное управление деятельностью российских предприятий.
- Налоги и налогообложение (сд.05.)
- Определение и экономическая сущность налога. Специфические признаки налога, их характеристика.
- 2. Функции налогов и их взаимосвязь.
- 3 Элементы налога, их определение и характеристика.
- 4. Принципы и методы налогообложения, их характеристика.
- 5. Способы взимания и уплаты налогов.
- 6. Классификация налогов.
- 7. Налоговая система. Особенности построения и развития современной налоговой системы рф.
- 8. Налоговая политика государства. Современная налоговая политика в рф.
- 9. Сущность и назначение налоговых льгот. Виды и классификация налоговых льгот.
- 10. Характеристика основных налогов и сборов в рф.
- 11.Косвенные налоги: акцизы, ндс, таможенные пошлины.
- 12. Прямые налоги с юридических лиц.
- 13. Налоги с физических лиц. Декларация о доходах граждан. Имущественные налоги с физических лиц.
- 14.Налог на прибыль организаций в рф. Особенности налогообложения доходов иностранных юридических лиц.
- 15.Особенности налогообложения кредитных и страховых организаций в рф.
- 16. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в рф.
- 17.Налоговый контроль: формы и методы.
- 18.Налоговое администрирование: цели, методы. Задачи и принципы планирования налоговых платежей.
- 19.Налоговые проверки, их виды. Цели и методы налоговых проверок.
- Страхование (сд.06.)
- 1. Экономическая сущность страхования и его функции
- 3.Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.
- 6. Контрольная функция выражается в контроле за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.
- 2. Основы построения страховых тарифов. Состав и структура страхового тарифа
- 3. Фин. Устойчивость страховщиков. Дох., расходы и прибыль страховщика
- 4. Личное страхование и его виды
- 5. Имущественное страхование и его виды
- 6. Содержание договора и правил страхования
- 7. Резервы страховых компаний: Виды, цели создания и методы формирования
- 8. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- 9. Страхование ответственности и его виды
- 10. Перестрахование и его виды
- 11. Общества взаимного страхования (овс)
- 12. Правовое регулирование страховой деятельности
- 2. Федеральная служба страхового надзора.
- 13. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 14. Мировое страховое хозяйство, тенденции и перспективы его развития
- Бюджетная система рф (сд.07.)
- 1. Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и роль в макроэкономическом регулировании экономики.
- 2. Бюджетная система рф, ее структура и назначение. Направления реформирования бюджетной системы рф.
- 3. Принципы организации бюджетной системы в рф. Организационно-правовые основы ее построения.
- 4. Бюджетная классификация рф, ее состав и назначение. Изменения в бюджетной классификации.
- 5. Доходы бюджетов. Правовое и экономическое обоснование формирования доходов бюджета.
- 6. Доходы федерального бюджета, их состав и структура. Полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти при формировании доходов.
- 7. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, их состав и структура. Полномочия субфедеральных органов законодательной и исполнительной власти при формировании доходов.
- 8. Доходы местных бюджетов, их состав и структура. Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов.
- 9. Структура консолидированного бюджета рф, его назначение.
- 10. Бюджетные расходы: понятие, виды и функциональное назначение.
- 11. Состав и структура расходов федерального бюджета рф.
- 12. Бюджетный дефицит и источники его финансирования.
- 13. Состав и структура расходов бюджетов субъектов рф.
- 14. Бюджетный процесс, его сущность и этапы. Задачи бюджетного процесса.
- 15. Целевые бюджетные фонды, их назначение, использование и управление.
- 16. Резервный фонд и фонд Национального благосостояния: порядок формирования, использования и управления.
- 17. Формы финансовой помощи субъектам рф и подходы к их распределению.
- Рынок ценных бумаг (сд.08.)
- Рынок ценных бумаг как элемент финансового рынка, его роль, значение и структура. Участники рынка ценных бумаг.
- 2.Биржевая деятельность. Определение, функции и виды бирж
- 3.Фондовая биржа: организационная структура и функции. Профессиональные участники биржи.
- 4.Первичный рынок ценных бумаг в рф, его организация и участники
- 9.Производные ц.Б. Основные виды и особенности обращения
- 10.Инвестиционная деятельность финансово-кредитных институтов на рын-ке ценных бумаг - банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, пенсионных фондов и др.
- 11.Механизм принятия решений на рынке ценных бумаг (фундаментальный и технический анализ)
- 12.Техника проведения биржевых торгов. Особенности голосовой и элек-тронной формы торговли на бирже.
- 13.Виды биржевых сделок, техника их заключения и исполнения
- 14.Государственные ценные бумаги рф. Особенности выпуска и обра-щения, налогооблажения
- 15.Федеральный закон «о рынке ценных бумаг» № 39- фз от 22 апреля 1996г. (с изменениями и дополнениями).
- Инвестиции (сд.09.)
- 1 Экономическая сущность и классификация инвестиций.
- 2 Инвестиционный процесс в рф. Участники инвестиционного процесса. Типы инвесторов.
- 3 Экономическая сущность, значение и цели инвестиционной деятельности.
- 4 Понятие инвестиционного проекта, содержание, классификация, фазы развития.
- 5 Критерии и методы оценки инвестиционных проектов.
- Сумма инвестиций – Остаточная стоимость оф
- 6. Бюджетная эффективность и социальные результаты реализации инвестиционных проектов.
- 7 Инвестиционные качества ценных бумаг. Доходность и риск при оценке эффективности инвестиций в ценные бумаги.
- 8 Понятие инвестиционного портфеля. Типы портфелей, принципы и этапы формирования.
- 9 Модели формирования портфеля инвестиций. Доходность и рискованность портфеля. Оптимальный портфель. Стратегия управления портфелем.
- 10 Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений: объекты и субъекты, права, обязанности и ответственность.
- 11 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
- 12 Иностранные инвестиции. Режим функционирования иностранного капитала в России.
- 13 Методы финансирования инвестиционных проектов.
- 14 Лизинг, виды и преимущества.
- 15Проектное финансирование.
- 16 Венчурное финансирование.
- 17Ипотечное кредитование: сущность, задачи, перспективы развития.
- 18Самофинансирование, инвестиционной деятельности.
- 19Государственное финансирование