logo search
ответы на

I. Социальные фонды

 

Пенсионный фонд РФ (ПФР) - образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. Как самостоятельное финансово кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Источники средств ПФР представлены на Рис.3.

 

 

 

 

 

 

   

Рис.3

 

Страховые взносы являются преобладающими доходами ПФР, их плательщиками являются: работодатели (российские и иностранные юридические лица), крестьянские хозяйства, предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой (нотариусы, охранники и др.), работающие граждане и др.

Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ, общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия.

Срок оплаты страховых взносов для работодателей 1 раз в месяц, крестьянские (фермерские) хозяйства платят 1 раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников - ежемесячно до 5 числа следующего месяца.

Средства ПФР используются для выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, пособий на детей и другие цели.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) - в торой по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии  с Указом Президента РФ от 7.08.1992г. Является автономным и строго целевым.

Задачи фонда:

·обеспечение гарантированных государством пособий;

·участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

·подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

 

Фонд предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Из средств фонда осуществляется санаторно-курортное лечение.

Источники образования ФСС представлены на Рис.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плательщики перечисляют в ФСС не всю начисленную сумму. В течении квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности и др. цели своих работников. В конце года суммы подлежат регулированию.

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) создан по Закону РСФСР «О занятости населения РСФСР» от 19.04.91г. Образован для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в фонде возникла в связи с появлением безработицы.

Порядок образования и расходования средств определен Положением о Государственном фонде занятости (утверждено Верховным Советом РФ от 8.06.93г.). Источники образования ГФЗН представлены на Рис.5.

 

  

 

 

 

 

Рис.5

Размер страховых взносов плательщиков устанавливается законодательными органами по представлению правительства РФ. Освобождены от уплаты в фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду.

 Средства фонда направляются на:

·программы активной политики занятости (обучение, консультирование, создание рабочих мест, организацию общественных работ и т.п.);

·программы материальной поддержки безработных (пособия, материальная помощь и досрочная пенсия);

·информационную поддержка программ занятости;

·страховой резерв;

·содержание служащих Фонда.

 Управление фондом осуществляется государственным комитетом РФ по занятости, а также центрами при представительных органах власти. Непосредственно руководит фондом Правление.

  Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28.06.91г.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств ОМС. С этой целью создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования, которые являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.

Федеральный фонд ОМС предназначен для:

·выравнивания условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС;

·финансирование целевых программ в рамках ОМС;

·осуществление контроля за региональным использованием средств.

 

Источники финансирования средств Федерального фонда ОМС представлены на Рис.6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6

 

Территориальный фонд ОМС создается представительной властью субьектов федерации.

Фонд осуществляет:

·финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими лицензии и заключившими договор ОМС;

·финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

·выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС;

·предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

·накопление финансовых резервов;

·контроль за рациональным использованием финансовых резервов.

Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изьятию не подлежат. Источники финансовых средств территориальных фондов представлены на Рис.7.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.7

Тариф страховых фондов определяется Федеральным законом по представлению Правительства РФ.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в фонды возложен на государственную налоговую службы РФ.

Всем гражданам РФ по месту жительства или работы выдается страховой полис, означающий право на бесплатное получение «гарантированного обьема медицинских услуг».

При нарушении плательщиком порядка отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС и ГФЗН применяются финансовые санкции.

Недоимкой считается не внесенная сумма страховых взносов по истечении установленных сроков, а также суммы задолженности, выявленные при проверке.

Недоимки  и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке.