Общее понятие об управлении финансами
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию определенной схемы управления. Управление представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения определенного результата.
Управление финансами – это осознанное воздействие органов управления на все финансовые процессы, связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства. Для управления финансами используется специальный аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и финансовых рычагов. В управлении финансами выделяются объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосударственного аппарата управления народным хозяйством.
С помощью финансов государство количественно и качественно воздействует на весь процесс общественного производства. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнований на развитие конкретных отраслей приводит к его ускорению или замедлению. Посредством финансов или финансового механизма можно существенно влиять и на качественные показатели работы хозяйствующих субъектов, предоставляя им, например, льготы в сфере налогообложения.
Выступая в качестве инструмента управления экономикой, финансы одновременно являются объектом управления. Управляются различные виды денежных отношений, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. В управлении финансами можно выделить такие взаимосвязанные элементы, как планирование, организация, стимулирование, оперативное управление и контроль.
Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Планирование включает различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений.
Достоверность и своевременность информации позволяют анализировать ход событий, видеть их тенденцию и заранее определять результаты. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Организация в управлении финансами сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К ним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.
Стимулирование выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результате своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.
Оперативное управление – это комплекс мероприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации с целью получения максимального эффекта от перераспределения финансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании финансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необходимых мероприятий. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, сверхплановые финансовые ресурсы, кредиты банков, лизинг.
Контроль как элемент управления осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления. Он призван обеспечить полное и своевременное поступление денежных средств в централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, доведение их до получателя, рациональное использование. Результаты контроля и анализа дают информацию для последующего процесса планирования.
Управление финансами в зависимости от периода планирования подразделяется на стратегическое (общее) и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления различных финансовых программ. Это обязанность органов государственного и хозяйственного управления – Парламента, Администрации Президента, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и др. Оперативное управление финансами является главной функцией аппарата финансовой системы, реализуемой в текущей работе финансовыми службами предприятий, отраслевых министерств и комитетов, работниками Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по налогам и сборам и др.
Управление финансами – процесс творческий, динамичный, совершенствующий свои формы и методы ради соответствия тем задачам, которые ставит общество перед экономикой. По своему содержанию процесс управления финансами – это создание, применение, проверка соблюдения, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, намеченных финансовой политикой. Формы финансовых отношений – это законодательно оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения (например, финансовые отношения государства с предприятиями организованы в формах различных налогов, положений о финансировании за счет государства).
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов, которое имеет целью обеспечение:
- относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц;
- бездефицитного государственного бюджета;
- устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях;
- снижения государственного долга.
В управлении финансами государство использует методы прямого и косвенного воздействия. К прямому административному воздействию на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов относят:
- лицензирование предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
- финансовое дотирование и субсидирование производства и реализации отдельных ви- дов товаров и услуг;
- применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
- проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты в отношении малообеспеченных слоев населения;
- установление льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
- применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.
Опосредование взаимоотношений государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами происходит, прежде всего, через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения. К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся:
- формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
- государственное регулирование цен естественных монополистов;
- защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
- проведение эффективной таможенной политики;
- содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
- содействие развитию рынка капитала.
Важнейшим звеном управления является выработка форм финансовых отношений. Этот процесс направлен на создание финансового механизма, а его результатом является выработка финансовых рычагов и методов организации форм финансовых отношений.
Различают два метода организации финансовых отношений. Первый - наделение стимулами. Финансовые стимулы представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы. Второй метод – наделение форм финансовых отношений нормативами, которые и определяют их реальность и результативность.
- Теория финансов Конспект лекций для студентов специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Сущность и функции финансов
- 1Финансы в системе производственных отношений
- 2 Виды денежных отношений, определяющих содержание и сущность финансов
- 1 Функции финансов
- 2 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Тема 2. Финансовые ресурсы
- 1 Финансовые ресурсы, их состав и источники формирования
- 2 Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 3 Амортизационный фонд
- 1 Государственный бюджет
- Ссудный фонд
- 3 Денежные доходы и сбережения населения
- 4 Страховой фонд
- Тема 3. Взаимосвязь финансов с экономическими
- 1 Финансы и экономические законы
- 2 Финансы и цена
- 1 Финансы и заработная плата
- Финансы и кредит
- 1 Понятие и сущность инфляции
- 2 Виды инфляции
- Механизм развития и определение уровня инфляции
- Меры борьбы с инфляцией
- Тема 4. Финансовая система государства
- Тема 5. Финансовая политика
- Тема 6 управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2 Органы управления финансами
- Тема 7. Финансовое планирование
- Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 2 Методы финансового планирования
- 3 Современная система финансовых планов
- 1 Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- 2 Бизнес-план
- Тема 8. Финансовый контроль
- Содержание и значение финансового контроля
- 2 Организация финансового контроля, его виды и методы
- 1 Формы финансового контроля
- 2 Органы финансового контроля
- 3 Развитие аудиторского контроля
- Тема 9. Финансы предприятий реального
- 1 Содержание финансов предприятий
- 2 Финансы домашних хозяйств
- 1 Особенности финансов некоммерческих организаций
- 2 Функции финансов предприятий
- 3 Принципы организации финансов предприятий
- Тема 10. Финансы непроизводственной сферы
- Тема 11. Сущность и роль страхования в системе
- 1 Экономическая сущность страхования
- 2 Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 1 Организационно-правовые формы страховых компаний
- 2 Основные принципы организации финансов в страховании
- Тема 12. Социальная защита населения
- 1 Социальное страхование
- 2 Медицинское страхование
- Тема 13. Государственный бюджет
- 1 Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 2 Бюджетное устройство и бюджетная система
- 1 Бюджетный дефицит
- 2 Бюджетный процесс
- 1 Роль и функции государственного казначейства
- 2 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
- Тема 14. Налоги в системе финансовых отношений
- Тема 15. Государственный кредит
- 1 Функции государственного кредита
- 2 Инструменты государственного кредита
- Тема 16. Современные формы финансового
- Тема 17. Финансы в системе международных
- Литература
- 212027, Могилев, пр-т Шмидта, 3.