Тема 14. Налоги в системе финансовых отношений
Лекция 37. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
Современная наука называет налогом категорию, опосредующую процесс перераспределения доходов в государственный бюджет. Налоговые формы взаимоотношений общества с государством нашли самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налог как поддержку, оказываемую государству ее гражданами. В Англии до сих пор под налогом подразумевают долг, обязательство. Законодательство США определяет налог как таксу, а Франции – как обязательный платеж. Принудительный характер налоговой формы в российской практике некогда подчеркивал термин «подати» (принудительный платеж).
Современное налоговое законодательство трактует налог и другие платежи исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. Налог, опосредуя экономические отношения между государством и плательщиками, призван не только обеспечить доходы государства, но и регулировать, воспроизводить, стимулировать экономику в целом. Это фискальная, с одной стороны, и регулирующая, воспроизводственная и стимулирующая функции налога – с другой.
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства, которое ведет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Налоги – основной метод мобилизации средств. Государство может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать, уплачивая проценты, что требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате для государства остается по существу один главный доход – налоги. В настоящее время в развитых странах на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90% всех бюджетных поступлений.
Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать следующее определение. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Экономическое содержание налогов проявляется в их функциях. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
В числе налоговых функций обычно выделяют фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую и контрольную.
Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития.
Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется также в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Для стимулирующей функции характерны две основные черты. Во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через преференции и различные виды льгот по налогам. Никакая другая функция налогов не обладает непосредственно стимулирующими свойствами. Во-вторых, мобилизация и аккумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства. Данная черта характерна и для фискальной функции.
Распределительная, а точнее перераспределительная, функция обеспечивает процесс перераспределения части валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода. Некоторое его количество направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), остальное – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально она носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства активно включилась в организацию хозяйственной жизни и развитие экономики страны. У этой функции появилось регулирующее свойство, которое реализуется через налоговый механизм, и сегодня уже можно говорить о проявлении регулирующей функции налогов. Обусловлено это тем, что налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики, которые усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.
Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Любое экономическое и, в частности, налоговое регулирование предполагает глубокий анализ и контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете определяет необходимость реформирования налоговой системы.
Лекция 38. Налоговая система
Налоговая система развивает и конкретизирует процесс формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Любой экономический закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических отношений, следовательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и органов законодательной и исполнительной власти. Экономические законы отражают фундаментальные тенденции общественного развития, формирующиеся при создании и использовании стоимости. В этом проявляется объективность экономических законов. Система налогообложения должна строиться исходя из фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей. При этом следует подчеркнуть, что при проведении налоговых реформ законодатели обязаны учитывать требования объективных рыночных законов.
Функционирование национальной системы налогообложения обусловлено состоянием ее экономики и общественно-политической надстройки в переходный к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения.
Все государства развиваются в соответствии с внутринациональными законами хозяйствования, которые существенно различаются. Следовательно, и принципы построения налоговых систем у них разные. Промышленно развитые страны наиболее приближены к классическому варианту этих принципов; страны, вступающие на путь рыночных преобразований, воспринимают их, преодолевая определенные затруднения.
Комплекс принципиальных положений системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:
классические, или наднациональные, принципы, которые, при условии строгого их использования, обеспечивают оптимальность налоговой системы;
организационно-экономические, или внутринациональные, принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.
С развитием национальных экономик меняются и их системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности.
Налоговое устройство в любом государстве предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего реформирования.
Как бы ни были унифицированы национальные системы налогообложения, в них сохраняется экономическая специфика развития государства. Ее отражает реальный налоговый механизм, при формировании которого решаются следующие основные вопросы:
- соотношение налогов физических и юридических лиц;
- базисные показатели производства и домашнего хозяйства, служащие основой для возникновения налоговых обязательств;
- ставки налогов с каждого базисного показателя.
Своеобразие решения данных вопросов каждой из стран не нарушает принципиальные основы организации фиска по классическим принципам налогообложения. В любом государстве при формировании налоговой системы действуют следующие подходы к выбору основной налоговой базы:
- налогообложение результатов производства;
- формирование налогов на основе ренты (земельный, лесной и т.д.);
- налогообложение капитала, недвижимости или отдельных имуществ;
- обложение потребления.
Известно, что налоговая система создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, целям и экономической политике. Особенно важен выбор видов налогов, методов управления ими.
Преобладание прямых или косвенных видов налогов определяет особенности национального налогообложения.
Научное обоснование и введение в общественную жизнь тех или иных налоговых форм и видов налогов, определение условий их сбора, зачисления в бюджеты различных уровней, установление мер налоговой ответственности при нарушении положений налогового законодательства – все это характеризует зрелость национальных налоговых систем.
Именно с выбора налоговых форм начинается реализация внутреннего потенциала категории «налог». В рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. В противном случае отдельные налоги в действительности будут представлять собой форму директивного изъятия из хозяйственного оборота финансовых расходов.
Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, т.е. налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налоги только усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль.
Наряду с принципами налоговая система включает в себя также способы и методы взимания налогов.
В налогообложении действуют три способа взимания налогов, касающихся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный и административный.
Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений (оценка, средняя доходность) об объекте обложения (земли, дома), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный кадастр, на основании которого в зарубежных странах определяется поземельный налог, содержит описания типичных участков земли, группируемых в зависимости от качества, местоположения и использования. Для каждой группы установлена средняя доходность на единицу площади за ряд лет. Остальные земельные участки (нетипичные) приравниваются к той или иной категории, которой соответствует ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры утверждаются государственными органами.
В дореволюционной России кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.
Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.
Административный способ основан на исчислении и изъятии налога у источника образования объекта обложения. Обычно это задача бухгалтерии предприятия или другого органа, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. Бухгалтерия удерживает его до выплаты дохода, исключая возможность уклонения от уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием непосредственно в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы оплаты налога:
- наличным платежом, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
- безналичным платежом, когда перечисление производится через банк со счета клиента на счет бюджета;
- гербовыми марками, когда плательщик покупает специальные марки и наклеивает их на официальный документ, после чего этот документ приобретает законную силу.
Лекция 39. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
Важнейшими чертами международной экономики являются рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на микро- и макроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.
Экономическая интеграция, мобилизация экономики не только приводят к изменению структуры мирохозяйственных связей, но и вызывают объективную необходимость в сближении финансовых инструментов регулирования экономических процессов. Эффективное функционирование открытой экономики обеспечивается применением идентичного набора государственных регуляторов. При данном условии гарантируется соблюдение интересов отечественных производителей и иностранных инвесторов.
Такого сочетания разносторонних внешних и внутренних приоритетов можно добиться как регулированием национального законодательства, так и политикой межгосударственного согласования отдельных вопросов. В современных условиях сближение мировых экономик происходит благодаря расширению торговых и финансовых потоков, через организацию различного рода экономических сообществ в итоге процессов интеграции.
Понятие «международная экономическая интеграция» в современной экономической литературе определено как объективный, осознанный и направленный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающий потенциалом саморегулирования и саморазвития, основанный на экономическом интересе самостоятельных хозяйствующих субъектов и международном разделении труда.
Сегодня интеграционные объединения носят региональный характер и различаются глубиной происходящих процессов.
В мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа. Ими охвачены основные регионы и все континенты земного шара. На долю стран-членов приходится почти 2/3 ВВП планеты, основная часть международной торговли (около 7 трлн дол. США) и межстранового движения капиталов (почти 0,6 трлн долл. США). Некоторые из этих образований включают десятки стран (Африканское экономическое сообщество – 32; Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество – 26 (после приема в ноябре 1997 г. Вьетнама, Перу и России); Европейский союз – 28 и т.д. При такой интенсификации внешнеэкономической деятельности недостаточно только внутреннего регулирования национального законодательства. Межстрановое движение товарных и денежных потоков подчиняется организованно принятым совместным международным актам и решениям.
Формирование различного вида экономических образований преследует в основном две цели:
обеспечение свободного движения товаров и услуг;
создание равных условий для конкуренции всех субъектов, действующих в рамках интеграционных объединений.
В связи с этим в мирохозяйственных связях актуальнейшей задачей становится эффективное и масштабное региональное взаимодействие. Для ее решения требуется определенный инструментарий.
Все начальные формы интеграционных объединений в основном представляют собой различного рода торговые союзы, поэтому государственное регулирование здесь направлено в первую очередь на таможенные отношения.
Вовлечение в сферу мировой торговли трудовых ресурсов, капиталов, работ и услуг, т.е. нетоварных потоков, обострило вопросы нетарифного регулирования, в частности налоговые. Первоначально они решались выработкой единых подходов к налогообложению экспортируемых и импортируемых доходов и капиталов, но затем появилась необходимость в принятии общего механизма межгосударственного регулирования.
Практика межгосударственного регулирования в пределах региональных экономических сообществ подтверждает, что чем выше ступень интеграции и теснее народнохозяйственные связи, тем значительнее степень межгосударственного влияния и обширнее инструментарий общегосударственного регулирования. Для обслуживания механизма межгосударственного регулирования создаются органы, не только отвечающие за координацию, но и контролирующие этот процесс. Причем статус переходит от национальных к межнациональным, а затем и к наднациональным органам.
Таким образом, о проведении последовательной общей налоговой политики можно говорить при организации интеграционных объединений более высокой ступени, а именно экономических союзов и экономических сообществ. В то же время даже начальные формы интеграционных объединений требуют упорядочения налоговых вопросов.
Воздействие государства на экономические процессы через налоговые инструменты осуществляется путем реализации научно обоснованной налоговой политики.
В современных условиях задачами налоговой политики государства являются: учет действующих экономических параметров развития общества и конкретной экономической ситуации в стране; обеспечение рыночных и социальных реформ и поддержание макроэкономической стабильности; обеспечение государства финансовыми ресурсами и их мобилизация; определение возможных резервов роста; создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом, региональном и межотраслевом разрезе; соответствие общей экономической политике страны как на национальном, так и на межгосударственном уровне.
Налоговая политика является отражением экономического базиса общества и должна обеспечивать все направления экономического роста.
В условиях расширения международных хозяйственных связей национальная налоговая политика перестает быть только комплексом мер по внутреннему регулированию. Межстрановое движение товаров, рабочей силы и капиталов существенно усиливает значение налогов в распределительных отношениях как между субъектами хозяйствования и государством, так и между государствами, ведущими активную внешнеэкономическую деятельность. В связи с этим национальная налоговая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении на региональном и общегосударственном уровнях и использовании в рамках экономического пространства государства.
Обеспечение экономического роста и стабильности невозможно без реализации эффективной внешнеэкономической политики, поэтому национальная налоговая политика должна предусматривать ряд соответствующих мер.
Вступая в различного рода экономические группировки, государство берет на себя обязательства по поддержанию и осуществлению межгосударственной экономической политики, соответствующей целям создания и жизнеспособности образуемых экономических союзов. Подписывая договор о вступлении в интеграционное объединение, государство тем самым принимает условие частичной утраты экономического суверенитета и (как следствие) суверенной экономической политики, но одновременно приобретает право на выработку совместной межгосударственной экономической политики и обязанность по ее обеспечению для достижения совместного экономического роста и благосостояния. Добровольность, осознанная необходимость и экономическая готовность к объединению – обязательные принципы экономической интеграции.
Выработка согласованной налоговой политики осложняется внутренним сущностным противоречием, заложенным в категории «налог». Аккумулируя в себе полюсные интересы государства и налогоплательщика при реализации налоговой политики межгосударственного образования, налоги создают дополнительные противоречия, связанные с возможным несовпадением государственных национальных и межгосударственных общих интересов. Оптимальность налоговой политики экономического союза определяется не только выбором эффективных налоговых инструментов, отвечающих целям интеграционного образования, но и соответствием этих целей реальному экономическому базису, а также интересам всех субъектов складывающихся отношений.
Разнообразие экономических интересов субъектов налоговых отношений не позволяет безоговорочно проецировать национальные налоговые механизмы на объединенную экономику. Поэтому выработка международного механизма налогообложения интеграционного объединения, создание благоприятного для всех участников налогового климата – задача первостепенной важности, диктуемая согласованной налоговой политикой.
Согласно теории налогообложения, любой налоговый механизм представлен тремя основными взаимосвязанными блоками:
налоговым планированием;
налоговым регулированием;
налоговым администрированием.
Все эти блоки должны присутствовать и в налоговом механизме экономического союза. Однако роль каждого из них может быть неодинаковой на разных этапах, что зависит от целей и задач, решаемых в рамках региональных экономических образований, а также от развития научной и методической базы.
Совершенствование и реформирование налоговых систем новых независимых государств – в прошлом советских республик, их адаптация к новым видам деятельности и рыночным институтам происходят достаточно активно. Но в национальных налоговых законодательствах государств, вступивших на путь экономических преобразований и реформ, еще крайне редко применяются научно обоснованные методики налогового планирования и прогнозирования влияния налогов на экономические процессы.
Совместное налоговое планирование целесообразно использовать при планировании объема совместного межгосударственного бюджета. Такая форма организации общегосударственных финансов пока реализуется только Республикой Беларусь и Российской Федерацией при составлении совместного бюджета, который формируется не за счет налоговых поступлений, а на основании вкладов участников объединения и определяется объемом финансирования общих проектов и программ.
Налоговое регулирование в современных условиях является стержнем межгосударственного налогового механизма и опосредуется как внутренними, так и межгосударственными законодательными актами.
Как свидетельствует опыт международных интеграционных образований, интересы экономического объединения требуют унификации налоговых законодательств его участников. И если определить гармонизацию как основное направление совместной налоговой политики, т.е. ее стратегию, то унификация должна рассматриваться как основной механизм осуществления этой цели, а именно – тактика налоговых преобразований.
Налоговая унификация может представлять собой инструмент государственного регулирования внутреннего налогового режима и налогообложения внешнеэкономических операций. С этой точки зрения ее правомочно классифицировать соответственно как внутреннюю (национальную) или внешнюю (межгосударственную) унификацию.
Внутренняя унификация подразумевает универсализацию национальной налоговой системы по следующим основным направлениям:
- упрощение методик исчисления налогов;
- применение идентичного механизма налогообложения для всех налогоплательщиков и объектов налогообложения;
- приведение к равнозначности (одинаковому экономическому эффекту от применения) налоговых ставок по всем хозяйственным операциям и объектам налогообложения;
- унификация процедуры исполнения налоговых обязательств.
Внешняя унификация направлена в первую очередь на приведение действующей налоговой системы государства в соответствие с налоговыми системами стран – торговых партнеров и участников экономических союзов. С этой целью необходимо решать следующие задачи:
- активизировать интеграционные процессы;
- привлекать иностранных инвесторов, в том числе адаптируя правила налогообложения к привычным для них формам;
- заключать международные договоры об избежании двойного налогообложения без ущерба для национальной экономики;
- создавать равные условия функционирования для отечественных товаропроизводителей, в том числе и на чужих рынках.
Упрощение налогообложения не исключает возможность использовать в национальной налоговой системе специфические формы и методики налогообложения, способные стимулировать развитие отдельных приоритетных направлений экономики (инвестиции, высокие технологии, малый бизнес, производство социально значимых товаров, экспорт и т.д.).
В рамках межгосударственных связей унификация затрагивает в основном перечень основных налогов и ставок и выражается в универсализации правовых налоговых отношений (общие подходы в формировании национальных налоговых кодексов).
Достижение общего уровня налогообложения, унификация отдельных инструментов невозможны без организации действенной системы налогового администрирования в рамках интеграционного объединения. Это предполагает создание органов не только контроля и согласования налоговой политики на меж- и наднациональном уровнях (в зависимости от степени интеграции), но и управления налоговыми потоками в рамках объединения. Кроме того, в их задачу входят анализ и оценка воздействия на объединенную экономику, планирование и прогнозирование процессов налоговой унификации, построение налоговых отношений с третьими странами и т.д.
Немаловажную роль в налоговой унификации играют стандартизация бухгалтерского учета и отчетности, создание скоординированной системы налогового контроля, определение общих подходов в сфере международного налогообложения.
- Теория финансов Конспект лекций для студентов специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Сущность и функции финансов
- 1Финансы в системе производственных отношений
- 2 Виды денежных отношений, определяющих содержание и сущность финансов
- 1 Функции финансов
- 2 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Тема 2. Финансовые ресурсы
- 1 Финансовые ресурсы, их состав и источники формирования
- 2 Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 3 Амортизационный фонд
- 1 Государственный бюджет
- Ссудный фонд
- 3 Денежные доходы и сбережения населения
- 4 Страховой фонд
- Тема 3. Взаимосвязь финансов с экономическими
- 1 Финансы и экономические законы
- 2 Финансы и цена
- 1 Финансы и заработная плата
- Финансы и кредит
- 1 Понятие и сущность инфляции
- 2 Виды инфляции
- Механизм развития и определение уровня инфляции
- Меры борьбы с инфляцией
- Тема 4. Финансовая система государства
- Тема 5. Финансовая политика
- Тема 6 управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2 Органы управления финансами
- Тема 7. Финансовое планирование
- Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 2 Методы финансового планирования
- 3 Современная система финансовых планов
- 1 Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- 2 Бизнес-план
- Тема 8. Финансовый контроль
- Содержание и значение финансового контроля
- 2 Организация финансового контроля, его виды и методы
- 1 Формы финансового контроля
- 2 Органы финансового контроля
- 3 Развитие аудиторского контроля
- Тема 9. Финансы предприятий реального
- 1 Содержание финансов предприятий
- 2 Финансы домашних хозяйств
- 1 Особенности финансов некоммерческих организаций
- 2 Функции финансов предприятий
- 3 Принципы организации финансов предприятий
- Тема 10. Финансы непроизводственной сферы
- Тема 11. Сущность и роль страхования в системе
- 1 Экономическая сущность страхования
- 2 Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 1 Организационно-правовые формы страховых компаний
- 2 Основные принципы организации финансов в страховании
- Тема 12. Социальная защита населения
- 1 Социальное страхование
- 2 Медицинское страхование
- Тема 13. Государственный бюджет
- 1 Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 2 Бюджетное устройство и бюджетная система
- 1 Бюджетный дефицит
- 2 Бюджетный процесс
- 1 Роль и функции государственного казначейства
- 2 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
- Тема 14. Налоги в системе финансовых отношений
- Тема 15. Государственный кредит
- 1 Функции государственного кредита
- 2 Инструменты государственного кредита
- Тема 16. Современные формы финансового
- Тема 17. Финансы в системе международных
- Литература
- 212027, Могилев, пр-т Шмидта, 3.