logo
Мигурский+конспект+лекций+теория+финансов

Тема 15. Государственный кредит

Лекция 40. Экономическая сущность государственного кредита

Государственный кредит – это особая часть финансовой системы, которая имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.

Как самостоятельное звено финансовой системы, государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит – важная составная часть государственных финансов, которая обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства – бюджета и внебюджетных фондов, поэтому ему присущи такие черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях; распределительный характер этих отношений; жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.

В то же время государственный кредит – одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать госкредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита: государственное заимствование; государственная гарантия и государственный кредит.

Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственный заем – это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты – это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств.

Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение кредитов и займов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита. В случае неплатежеспособности заемщика государство несет полную финансовую ответственность по гарантированным обязательствам.

Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, другим государствам, международным организациям. В зависимости от категории заемщика различают бюджетные и государственные кредиты. Бюджетный кредит – это средства, предоставляемые на возвратной основе юридическим лицам своей страны или местным органам власти. Государственный кредит – это средства, предоставляемые на возвратной основе другим государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство, как правило, является заемщиком средств, а физические и юридические лица – кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора.

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов. В сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов предпринимательской деятельности, и личные доходы граждан.

Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет, поэтому государство почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах, а так как налоговые и им подобные поступления ограниченны, то приходится прибегать к помощи государственного кредита. Государственный кредит представляет отношения в основном вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд. В истории Беларуси были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства (подписка на государственные займы).

Нельзя не заметить, что государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий – финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством. Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Итак, государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций.

Как особая сфера экономических отношений государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от налогов и банковского кредита.

Отличия государственного кредита от налогов:

- для налогов характерен принудительный, обязательный характер отношений, для государственного кредита – добровольный (хотя в истории, как уже отмечалось, есть примеры несоблюдения принципа добровольности);

- налогам присуще одностороннее, безвозмездное движение стоимости, в то время как основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенное время внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

Отличия государственного кредита от банковского:

- потребность в кредите возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена;

- условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участников различаются, и, чтобы заинтересовать кредиторов в добровольной передаче денежных средств в пользование заемщика, государство берет на себя обязательство выплачивать им определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, выступающего в качестве механизма воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность кредитополучателей, вознаграждение кредиторов при государственном кредите играет роль стимула реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков;

- банковский кредит имеет целевое назначение. Он используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, который опосредует движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые с его помощью, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями экономики и для финансирования чрезвычайных расходов;

- при банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санкции (например, повышенные проценты за кредит). В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются;

- с помощью банковского кредита создаются деньги, он способен увеличивать или сокращать денежную массу и при непродуманной кредитной политике может спровоцировать появление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

В Республике Беларусь расходы государства осуществляются в основном в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Это, однако, не уменьшает роли международного государственного кредита для экономики страны.

В системе государственно-кредитных отношений есть также понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.

В целом государственный кредит при правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами – юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.

В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.

Получателями внешних займов в Беларуси являются Правительство Республики Беларусь и местные органы власти, в России – федеральное правительство, правительства субъектов федерации и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.

Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за счет внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.

Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.

Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны – получателя средств, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами.

В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат законы о внутреннем и внешнем государственном долге, о бюджете на очередной год и другие нормативные акты.

Лекция 41

1. Функции государственного кредита

2. Инструменты государственного кредита