Тема 15. Государственный кредит
Лекция 40. Экономическая сущность государственного кредита
Государственный кредит – это особая часть финансовой системы, которая имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.
Как самостоятельное звено финансовой системы, государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит – важная составная часть государственных финансов, которая обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства – бюджета и внебюджетных фондов, поэтому ему присущи такие черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях; распределительный характер этих отношений; жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.
В то же время государственный кредит – одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать госкредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.
В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита: государственное заимствование; государственная гарантия и государственный кредит.
Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственный заем – это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты – это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств.
Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение кредитов и займов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита. В случае неплатежеспособности заемщика государство несет полную финансовую ответственность по гарантированным обязательствам.
Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, другим государствам, международным организациям. В зависимости от категории заемщика различают бюджетные и государственные кредиты. Бюджетный кредит – это средства, предоставляемые на возвратной основе юридическим лицам своей страны или местным органам власти. Государственный кредит – это средства, предоставляемые на возвратной основе другим государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство, как правило, является заемщиком средств, а физические и юридические лица – кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора.
С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов. В сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов предпринимательской деятельности, и личные доходы граждан.
Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет, поэтому государство почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах, а так как налоговые и им подобные поступления ограниченны, то приходится прибегать к помощи государственного кредита. Государственный кредит представляет отношения в основном вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд. В истории Беларуси были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства (подписка на государственные займы).
Нельзя не заметить, что государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий – финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством. Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Итак, государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций.
Как особая сфера экономических отношений государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от налогов и банковского кредита.
Отличия государственного кредита от налогов:
- для налогов характерен принудительный, обязательный характер отношений, для государственного кредита – добровольный (хотя в истории, как уже отмечалось, есть примеры несоблюдения принципа добровольности);
- налогам присуще одностороннее, безвозмездное движение стоимости, в то время как основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенное время внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.
Отличия государственного кредита от банковского:
- потребность в кредите возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена;
- условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участников различаются, и, чтобы заинтересовать кредиторов в добровольной передаче денежных средств в пользование заемщика, государство берет на себя обязательство выплачивать им определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, выступающего в качестве механизма воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность кредитополучателей, вознаграждение кредиторов при государственном кредите играет роль стимула реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков;
- банковский кредит имеет целевое назначение. Он используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, который опосредует движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые с его помощью, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями экономики и для финансирования чрезвычайных расходов;
- при банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санкции (например, повышенные проценты за кредит). В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются;
- с помощью банковского кредита создаются деньги, он способен увеличивать или сокращать денежную массу и при непродуманной кредитной политике может спровоцировать появление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.
В Республике Беларусь расходы государства осуществляются в основном в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Это, однако, не уменьшает роли международного государственного кредита для экономики страны.
В системе государственно-кредитных отношений есть также понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.
В целом государственный кредит при правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.
Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами – юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.
В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.
Получателями внешних займов в Беларуси являются Правительство Республики Беларусь и местные органы власти, в России – федеральное правительство, правительства субъектов федерации и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.
Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за счет внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.
Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.
Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны – получателя средств, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами.
В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат законы о внутреннем и внешнем государственном долге, о бюджете на очередной год и другие нормативные акты.
Лекция 41
1. Функции государственного кредита
2. Инструменты государственного кредита
- Теория финансов Конспект лекций для студентов специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Сущность и функции финансов
- 1Финансы в системе производственных отношений
- 2 Виды денежных отношений, определяющих содержание и сущность финансов
- 1 Функции финансов
- 2 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Тема 2. Финансовые ресурсы
- 1 Финансовые ресурсы, их состав и источники формирования
- 2 Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 3 Амортизационный фонд
- 1 Государственный бюджет
- Ссудный фонд
- 3 Денежные доходы и сбережения населения
- 4 Страховой фонд
- Тема 3. Взаимосвязь финансов с экономическими
- 1 Финансы и экономические законы
- 2 Финансы и цена
- 1 Финансы и заработная плата
- Финансы и кредит
- 1 Понятие и сущность инфляции
- 2 Виды инфляции
- Механизм развития и определение уровня инфляции
- Меры борьбы с инфляцией
- Тема 4. Финансовая система государства
- Тема 5. Финансовая политика
- Тема 6 управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2 Органы управления финансами
- Тема 7. Финансовое планирование
- Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 2 Методы финансового планирования
- 3 Современная система финансовых планов
- 1 Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- 2 Бизнес-план
- Тема 8. Финансовый контроль
- Содержание и значение финансового контроля
- 2 Организация финансового контроля, его виды и методы
- 1 Формы финансового контроля
- 2 Органы финансового контроля
- 3 Развитие аудиторского контроля
- Тема 9. Финансы предприятий реального
- 1 Содержание финансов предприятий
- 2 Финансы домашних хозяйств
- 1 Особенности финансов некоммерческих организаций
- 2 Функции финансов предприятий
- 3 Принципы организации финансов предприятий
- Тема 10. Финансы непроизводственной сферы
- Тема 11. Сущность и роль страхования в системе
- 1 Экономическая сущность страхования
- 2 Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 1 Организационно-правовые формы страховых компаний
- 2 Основные принципы организации финансов в страховании
- Тема 12. Социальная защита населения
- 1 Социальное страхование
- 2 Медицинское страхование
- Тема 13. Государственный бюджет
- 1 Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 2 Бюджетное устройство и бюджетная система
- 1 Бюджетный дефицит
- 2 Бюджетный процесс
- 1 Роль и функции государственного казначейства
- 2 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
- Тема 14. Налоги в системе финансовых отношений
- Тема 15. Государственный кредит
- 1 Функции государственного кредита
- 2 Инструменты государственного кредита
- Тема 16. Современные формы финансового
- Тема 17. Финансы в системе международных
- Литература
- 212027, Могилев, пр-т Шмидта, 3.