logo
Мигурский+конспект+лекций+теория+финансов

Тема 4. Финансовая система государства

Лекция 9. Общее понятие о финансовой системе

В глобальном плане финансы выражают денежные отношения, которые, хотя и оторваны от материальной основы, при кажущейся однородности тем не менее различаются между собой. Каждое государство специфично само по себе и имеет несколько сфер финансовых отношений, которые также имеют определенную специфичность, проявляемых в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использования. С полной уверенностью можно утверждать, что на земном шаре нет ни одного государства с идентичными финансовыми отношениями, более того, даже внутри государства при всей степени универсализации налоговой системы и распределения бюджета имеются порой даже существенные региональные особенности, не говоря уже о централизованных и децентрализованных фондах. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др., а госбюджет республики образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Неодинаковы и каналы финансовых ресурсов у предприятий и госбюджета. У предприятий решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и т.д. Средства государственного бюджета могут направляться на финансирование приоритетных отраслей, на содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы. Из вышесказанного можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Однако это отличия внутри единого целого, так как все звенья тесно взаимосвязаны между собой единым механизмом функционирования и составляют единую финансовую систему.

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; прочие специальные фонды. В организационном плане она охватывает совокупность финансовых учреждений страны.

Эти компоненты по-разному структурируются в разных странах в зависимости от политической системы, экономического строя, традиций и стереотипов хозяйствования. В экономически развитых странах государственная финансовая система включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды; финансы государственных корпораций. Согласно Европейской системе национального счетоводства (СНС), движение денежных потоков осуществляется в разрезе секторов и подсекторов экономики:

- нефинансовых корпоративных и квазикорпоративных предприятий;

- финансовых учреждений;

- страховых предприятий;

- органов государственного управления;

- частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

- домашних хозяйств.

Финансы органов государственного управления образуют государственные финансы, которые включают бюджетную систему страны и государственный кредит. Бюджетная система состоит из государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов (первый уровень), бюджетов регионов (второй уровень) и местных бюджетов.

Финансы остальных блоков (секторов) образуют финансы хозяйствующих субъектов и населения. В свою очередь финансовые институты включают центральные банковские институты, другие финансовые и кредитные институты.

Финансы хозяйствующих субъектов – это совокупность финансовых связей между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими лицами и населением.

Финансы населения – образуют доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения.

Государственные финансы – это финансы сектора государственного управления, который включает все институциональные единицы (институциональная единица – такая хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом), занятые оказанием нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, и перераспределением национального дохода и богатства.

Организация государственных финансов определяется системой государственного управления. Основными институциональными единицами сектора государственного управления являются законодательные и исполнительные органы власти на республиканском, областном и местном уровнях, государственные внебюджетные фонды, посольства, консульства и другие государственные учреждения за рубежом. В эту группу не входят принадлежащие государству предприятия корпоративного типа, кредитно-финансовые учреждения, в частности, Национальный банк, страховые компании и прочие финансово-кредитные учреждения, которые относятся к финансовому сектору экономики страны. При этом не имеет значения тот факт, что они могут полностью принадлежать органам государственного управления или последние владеют большей частью их капитала.

К финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, которая представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения. В совокупности финансовая и кредитная системы оказывают огромное воздействие на все стороны социально-экономического развития страны.

Поэтому наряду с понятием финансовой системы в экономической терминологии существует обобщенное понятие финансово-кредитной системы. В Конституции Республики Беларусь раздел VII озаглавлен «Финансово-кредитная система Республики Беларусь», которая включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Однако необходимо иметь в виду, что в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами, поэтому теоретически правомерно кредитную систему не включать в финансовую систему, а рассматривать ее как самостоятельную.

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:

1) Функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи.

2) Территориальность – каждая область республики имеет соответствующий аппарат финансовых органов.

3) Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через республиканские финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения.

Значение финансовой системы заключается в том, что она является одним из важнейших инструментов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения

Лекция 10. Сферы и звенья финансовой системы

Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство. Исходя из этого, финансовая система РБ включает в себя следующие две сферы: финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности – децентрализованные финансы и общегосударственные – централизованные финансы.

Финансы субъектов хозяйствования – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями – в основном это оплата за продукцию и услуги; предприятиями и вышестоящими организациями – образование централизованных фондов министерств и ведомств; предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и госбюджетом (платежи в бюджет и обратное финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков – это в основном получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом.

Ввиду того, что чистая прибыль создается в сфере материального производства, финансы субъектов хозяйствования являются основой финансовой системы РБ, основой общегосударственных финансов и от состояния финансов субъектов хозяйствования во многом зависит финансовое положение республики в целом.

Финансы субъектов хозяйствования состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Главенствующую роль играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В свою очередь каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Финансы предприятий материального производства по отраслевой направленности подразделяется на следующие звенья: финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли, заготовок и др. Непроизводственная подсфера подразделяется на такие звенья, как финансы образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, науки и научного обслуживания, пассажирского транспорта, ЖКХ и бытового обслуживания, коммерческих страховых, кредитных и других учреждений, финансы общественных организаций, финансы обороны и др.

В зависимости от форм собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, организаций и учреждений, основанных на государственной и частной собственности.

С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Принципиальное отличие организаций непроизводственной сферы в том, что они осуществляют некоммерческую деятельность – не преследует цели получения прибыли. И если предприятия сферы материального производства в результате формируют основную часть госбюджета, вторые являются его потребителями.

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства. Финансы коммерческих организаций (предприятий) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования финансовых фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

В последние годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно разделить на три группы:

- финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки, страховые организации);

- финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, медицинские учреждения и др.);

- финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.).

К субъектам хозяйствования относятся также и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств. Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Домашнее хозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.

Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства. В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты); государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

Главное звено централизованных финансов – государственный бюджет. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты: налоги, займы и расходы. С помощью госбюджета правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства и обеспечивает достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике, вмешивается в экономическую жизнь, оказывает воздействие на общественное воспроизводство в целях стимулирования экономического роста, занятости, поддержки необходимого уровня потребления как индивидуального, так и общественного продукта.

Госбюджет – это один из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. Именно благодаря бюджету сглаживаются многие кризисные явления в жизни государства, снижается инфляция, оказывается социальная поддержка различным слоям населения, развиваются рыночные отношения, происходит приватизация государственной собственности, развивается внешнеэкономическая деятельность предприятий. Госбюджет выступает координирующим центром других звеньев финансовой системы, оказывает им при необходимости разнообразную помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий.

Вторым по своему значению звеном общегосударственных финансов выступают местные бюджеты. Под влиянием развития производственных сил происходит повышение роли местных органов власти в экономике и социальной сфере. Увеличение размеров местного хозяйства расширяет и усложняет функции местных властей, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей, используются для воспроизводства рабочей силы.

Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Формирование доходов государства осуществляется посредством системы налогов. В промышленно развитых государствах через финансовую систему перераспределяется до 40 - 50% национального дохода.

В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы.

Республиканский и местные бюджеты как звено общегосударственных финансов взаимодействуют между собой. Внутри этого звена возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов.

Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее количество внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. К таким фондам относятся: инновационный фонд; фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; фонд охраны природы; дорожный фонд; фонд развития строительной науки. Указанные фонды называются республиканскими целевыми бюджетными фондами. Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов также формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, инновационные).

Государственный кредит – также важное звено общегосударственных финансов. С его помощью осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит – это совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком денежных средств и физическими и юридическими лицами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. У нас преобладает внутренний государственный кредит, но в связи с хронической нехваткой финансов правительство РБ все шире проявляет инициативу по привлечению внешнего, т.е. международного кредита.

Дополнительной сферой финансовой системы является финансовый аппарат, в который включаются такие республиканские органы управления финансами, как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и др. Именно этот аппарат непосредственно участвует в финансовой деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, создает условия, необходимые для нормального течения финансовых процессов в народном хозяйстве страны. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности народного хозяйства.